Тетёркин Алексей Васильевич
Тетёркин
Алексей
Васильевич
Полковник. / Командир 444 дальне-бомбардировочного авиационного полка, 53 дальнебомбардировочной авиационной дивизии, 5 авиационного корпуса дальнебомбардировочной авиации, ВВС 1 Дальневосточного фронта.
1907 - 09.1945

История солдата

Награды.

Орден “КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ”.

Медали: “ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ”, “ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГГ.”, “ЗА ПОБЕДУ НАД ЯПОНИЕЙ”.

Звание.

Капитан.

Майор.

Подполковник.

Полковник.

Должности.

Командир 444 дальне-бомбардировочного авиационного полка, 53 дальнебомбардировочной авиационной дивизии, 5 авиационного корпуса дальнебомбардировочной авиации, ВВС Дальневосточного фронта (до 08.1945).

Заместитель командира 444 дальне-бомбардировочного авиационного полка, 55 бомбардировочной авиационной дивизии, 19 бомбардировочного авиационного корпуса, 9 воздушной Армии, 1 Дальневосточного фронта (9.08.1945 - 3.09.1945).

               Полковник ТЕТЁРКИН АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, 17.08.1907 года рождения, место рождения - РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Тульская губерния, Алексинский уезд, Суходольская волость, деревня Павловка (по административному делению: 1. СССР: РСФСР, Тульская область, Венёвский район, Мордвесский сельский совет, деревня Павловка; 2. РОССИИ: Тульская область, Венёвский муниципальный район, Мордвесское сельское поселение, деревня Павловка), русский. Год призыва в РККА: 1937. Образование: 1. Гражданское (общее): Школа (в ?г.); 2. Военное: ?. В Советско-японской войне (9.08.1945 - 3.09.1945) в должности: Заместитель командира 444 дальне-бомбардировочного авиационного полка, 55 бомбардировочной авиационной дивизии, 19 бомбардировочного авиационного корпуса, 9 воздушной Армии, 1 Дальневосточного фронта. Вернулся с Советско-японской войны. Послевоенная судьба: неизвестна. Уволен в запас: 08.1951 года. Умер: 4.12.1984 года, РСФСР, Московская область, город Москва. Родственники: адрес неизвестен.

В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:

- провел успешных боевых самолёто - вылетов:

- провел воздушных боёв:

- сбил самолётов: 

- сбросил: 

- уничтожено:

Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал "ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945").

Дата рождения __.__.1907

Место рождения Тульская обл., Веневский р-н, д. Павловка

Дата призыва __.08.1945

Воинское звание подполковник

Воинская часть 444 дальне-бомбардировочный авиационный полк

 

Списки призыва и демобилизации.

Тетеркин Алексей Васильевич

Дата рождения: __.__.1907

Место рождения: Тульская обл., Веневский р-н, д. Павловка

Дата призыва: __.08.1945

Воинское звание: подполковник

Воинская часть: 444 дбап

Дата выбытия: __.09.1945

 

Картотека награждений.

Тетеркин Алексей Васильевич

Наградной документ

Воинское звание: капитан

Кто наградил: Президиум ВС СССР

Наименование награды: Медаль «За боевые заслуги»

Номер документа: 219/143

Дата документа: 03.11.1944

Приказ подразделения

№: 219/143 от: 03.11.1944 
Издан: Президиум ВС СССР

 

Приложение:

1. 444 дальне-бомбардировочный авиационный полк; 444 тяжёлый бомбардировочный авиационный Берлинский орденов Кутузова и Александра Невского полк ("ВКОНТАКТЕ", автор публикации DELETED: https://surl.li/gidgam ); 53 дальнебомбардировочная авиационная дивизия ("Авиаторы Второй мировой": http://allaces.ru/sssr/struct/d/bad53.php ); 55 бомбардировчная авиационная дивизия ("ВИКИПЕДИЯ": https://goo.su/ttUBl ; "Авиаторы Второй мировой": http://allaces.ru/sssr/struct/d/bad55.php ); авиабаза “Воздвиженка” ("ВИКИПЕДИЯ": https://surl.li/xrcqxh ); уточнение поисковика Геннадия Чернакова в отношении командно - начальствующего состава: 1. Правильного написания фамилии, имени, отчества; 2. Года: рождения, смерти, пропажи без вести; 3. Военной судьбы:

- 444 дальне-бомбардировочный авиационный полк:

                 "История. Формирование полка началось 5 июля 1941 г. на Большом аэродроме Хабаровска. Личный состав был переведен, главным образом, из 10-го и 14-го дальнебомбардировочных авиаполков 33-й авиадивизии. Полк формировался как «Падалинский авиационный полк». Приказом Командующего Дальневосточного фронта от 22 июля 1941 г. формируемой части присвоено наименование «444-й дальний бомбардировочный авиационный полк». Он вошел в состав 53-й авиадивизии 5-го авиакорпуса ВВС Дальневосточного фронта. Боевое знамя было вручено полку 15 августа 1943 г., 15 августа утверждено как День части.

Первым командиром полка стал капитан А.И. Макаров, служивший летчиком-инструктором 33-й авиадивизии, которая базировалась в Воздвиженке под Уссурийском.

В августе 1942 г. полк перебазировался на аэродром Дзёмги (Комсомольск-на-Амуре). Полк имел смешанный самолетный парк: бомбардировщики ДБ-3 и ИЛ-4, истребители И-16. Всю войну на базе полка велась подготовка экипажей для Действующей Армии. В 1942 г. на фронт было отправлено 17 полноценных экипажей, в 1943 г. — 19 экипажей, в 1944 г. на фронт убыли два экипажа.

Экипажи полка составили костяк эскадрильи «Дальневосточный Чекист». Самолеты Ил-4, поступившие на вооружение эскадрильи, были построены на средства, собранные личным составом Краснознаменных пограничных войск НКВД Хабаровского округа. 10 февраля 1943 г. в составе эскадрильи «Дальневосточный Чекист» убыло на фронт десять экипажей из 444-го полка. Эскадрильей командовал капитан А.В. Гаврилин, также служивший в 444-м полку. Эскадрилья воевала в составе 3-го гвардейского авиаполка Дальнего действия. Затем эскадрильей командовал капитан А.З. Кузнецов, учивший летному искусству лейтенанта Василия Решетникова. Генерал-полковник Василий Васильевич Решетников с 1969 по 1980 гг. командовал Дальней Авиацией.

Летом 1945 г. полк перебазировался с аэродрома Дзёмги на аэродром Варфоломеевка в Приморье, а 8 августа Советский Союз объявил войну Японии. Первые боевые вылеты экипажи полка произвели в ночь на 9 августа 1945 г. Объектом налета стал г. Чаньчунь. Летчики отмечали в рапортах, что при подлете затемнения в Чаньчуне не наблюдалось, но после первых разрывов бомб свет погас и открыла огонь зенитная артиллерия. Отмечалось наличие в воздухе японских истребителей. Ил-4 капитана Н.М. Нойкина, согласно его донесению, дважды атаковала пара истребителей противника. В ночь с 9 на 10 августа основной целью налета вновь стал Чаньчун, запасной был определен г. Муданьцзян.

Наступление советских войск развивалось стремительно. К 11 августа части 25-й общевойсковой армии вышли к Дуннинскому укрепленному району. 11 августа укрепрайон бомбили 108 самолетов 19-го бомбардировочного авиакорпуса, в том числе и самолеты 444-го авиаполка. Осмотр разрушений, произведенный после захвата укрепрайона, позволил оценить эффективность удара: разрушено 4 ДОТа, 2 ДЗОТа, уничтожен склад боеприпасов убито порядка 180 человек. Днем 15 августа 15 экипажей полка бомбили Южно-Дуннинский укрепрайон. Фотоконтролем отмечено большое количество взрывов в центре укрепрайона.

14 и 15 августа советские войска штурмовали Муданьцзян, который обороняло четыре пехотных дивизии противника. Днем 16 августа полк в полном составе нанес бомбовый удар по обороне японцев и скоплению живой силы у Мажаньцзяна. К вечеру того же дня в город вошли войска 1-й Краснознаменной и 5-й армий. 19 августа боевые действия фактически закончились на всем фронте.

За время непродолжительной кампании экипажи 444-го полка выполнили 73 боевых самолето-вылета, 52 днем и 21 ночью. Боевой налет составил 232 часа, из них 107 часов ночью, сброшено 70,5 т бомб. Приказом Верховного Главнокомандующего № 372 от 23 августа 1945 г. за отличные боевые действия по разгрому японских захватчиков на Дальнем Востоке всему личному составу 444-го Дальнебомбардировочного авиационного полка была объявлена благодарность.";

В Действующей Армии: 9.08.1945 — 3.09.1945.

Командование.

Управление.

Командиры:

МАКАРОВ ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ (2.05.1913, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Пензенская губерния, Мокшанский уезд, Чернозерская волость, село Русская Муромка - 26.09.1951, уволен в запас), капитан (майор). Период командования: с 1941. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://surl.li/ugohjf );

ОМЕЛОВ М. Г.?, майор. Период командования: с 1943.

ТЕТЁРКИН АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (17.08.1907, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Тульская губерния, Алексинский уезд, Суходольская волость, деревня Павловка - 08.1951, уволен в запас; 4.12.1984, РСФСР, Московская область, город Москва), майор. Период командования: на 08.1945. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://goo.su/OcuY ; https://goo.su/nUSYRej ); Личные страницы на: 1. Портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/teterkin-aleksey-vasilevich ; https://www.moypolk.ru/soldier/teterkin-aleksey-vasilevich-2 ; 2. На проекте МО РОССИИ “ДОРОГА ПАМЯТИ”: https://goo.su/CR1XQKs ;

Состав:

1 авиационная эскадрилья. Командир: ФИЛИМОНОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (28.08.1909, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Московская губерния, Московский уезд, Пехорская волость, деревня Масловская - 10.05.1942, РСФСР, Хабаровский край; погиб при катастрофе самолёта), старший лейтенант. Документы (портал ОБД “МЕМОРИАЛ": https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=37745072&p=3 ;

2 авиационная эскадрилья.

3. авиационная эскадрилья.

- 53 дальнебомбардировочная авиационная дивизия:

               "История. Сформирована на основе Постановления СНК СССР 2265-977сс от 05.11.40 г. с дислокацией - Хабаровск, Куйбышевка.

Штаб дивизии дислоцировался в Хабаровске.

В начале войны входила в состав 5-го бак ДБА Дальневосточного фронта.

С июля 1941 г. непосредственно подчинялась командованию ВВС Дальневосточного фронта.

С августа 1942 г. входила в состав 10-й ВА.";

В Действующей Армии: 1.04.1942 - 1.12.1944.

Командование.

Управление.

Командир: СЛОБОЖАН ДАВИД ЯКОВЛЕВИЧ (12.06.1904, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Киевская губерния, Черкасский уезд, Корсунская волость, местечко Корсунь - на 05.1945, ид. командующего 10 Воздушной Армией, Дальвосточного фронта; 13.11.1961, уволен в запас; 4.11.1973, Украинская ССР, Одесская область, город Одесса, Второе Христианское кладбище, участок №17, индивидуальное захоронение), полковник (генерал-лейтенант авиации). Период командования: 11.1940 - 09.1942. Документы, личная страница (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://surl.li/qpmzao );

Cостав:

444 дбап.

303 дбап.

- 55 бомбардировочная дивизия:

             "История. Дивизия сформирована 21 марта 1942 года в составе авиации Дальнего действия в городе Комсомольск-на-Амуре. Входила в состав 9-й воздушной армии. В связи с переформированием дальней авиации в 18-ю воздушную армию Директивой Генерального Штаба № орг.10/315706 от 26 декабря 1944 года 55-я авиационная дивизия дальнего действия переименована в 55-ю бомбардировочную авиационную дивизию и введена в состав 19-го бомбардировочного авиационного корпуса в составе Дальневосточного фронта.

С 1 июля дивизия вместе с 19-м бомбардировочным авиационным корпусом вошла в состав 9-й воздушной армии Приморской группы войск, а с 5 августа — 1-го Дальневосточного фронта. Дивизия включала:

С началом войны с Японией дивизия в составе 19-го бомбардировочного авиационного корпуса 9-й воздушной армии 1-го Дальневосточного фронта участвовала с 9 августа по 2 сентября 1945 года в Харбино-Гиринской наступательной операции. Её части совершали боевые вылеты на бомбометание целей Чанчунь, Муданьцзян и Дуннинского узла сопротивления.

После окончания войны с Японией дивизия до июля 1947 года базировалась на аэродроме Ханко-2 (Хамсунг) в Северной Корее (ныне провинция Хамгён-Намдо КНДР). В 1946 году 303-й бомбардировочный авиационный полк передан в состав 33-й бомбардировочной авиадивизии, а 443-й бомбардировочный авиационный полк был расформирован[1]. Вместо этих полков дивизия получила 158-й гвардейский бомбардировочный Брянско-Берлинский Краснознамённый авиационный полк из 16-й гвардейской бомбардировочной авиационная дивизии на самолётах Ил-4. В феврале 1949 года корпус, куда входила дивизия был переименован в 84-й бомбардировочный авиакорпус. В мае 1951 года в дивизию передан 169-й гвардейский бомбардировочный Рославльский авиационный полк из 33-й бомбардировочной авиационной дивизии…..";

В Действующей Армии: 9.08.1945 - 3.09.1945.

Командование.

Управление.

Командир: МЕЛЬНИКОВ АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ (19.11.1903, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Уфимская губерния, Златоустовский уезд, уездный город Златоуст - 28.07.1954, уволен в запас; 19.04.1971, умер), генерал-майор авиации. Период командования: 06.1945 - 02.1947. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://goo.su/Gk2kiTs ; https://goo.su/gC6X ); Личные страницы на порталах: 1. “ВИКИПЕДИЯ”: https://goo.su/XBt33Ka ; 2. “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/melnikov-aleksandr-georgievich ;

Состав:

303 дбап. Период вхождения: на 1.09.1945.

Командиры: 

РЕПКИН НИКОЛАЙ ИЛЬИЧ (6.08.1906, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Екатеринославская губерния, Славяносербский уезд, Лозово-Павловская волость, город Кадиевка - 21.07.1955, уволен в запас), подполковник (полковник). Период командования: на 08.1945. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://goo.su/t9voE9A ; https://surl.li/nxwwqw );

ДМИТРИЕВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ (3.07.1914, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Казанская губерния, губернский город Казань - 1961, уволен в запас; 23.09.2010, умер), капитан (генерал-майор авиации). Период командования: 08.1945 - 09.1945. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://surl.li/rttgqn ; https://surli.cc/uzgpkb ; https://surl.li/iydvbi ); Личные страницы на: 1. Портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/dmitriev-vladimir-vasilevich-3 ; 2. Проекте МО РОССИИ “ДОРОГА ПАМЯТИ”: https://surli.cc/nerrbi

443 дбап. Период вхождения: на 1.09.1945. 

Командир: ДМИТРИЕВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ (1914, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Казанская губерния, губернский город Казань - 1961, уволен в запас; 23.09.2010, умер), капитан (генерал-майор авиации). Период командования: 08.1945 - 09.1945. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://surl.li/rttgqn ; https://surli.cc/uzgpkb ; https://surl.li/iydvbi ); Личные страницы на: 1. Портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/dmitriev-vladimir-vasilevich-3 ; 2. Проекте МО РОССИИ “ДОРОГА ПАМЯТИ”: https://surli.cc/nerrbi

Начальник штаба: КУНИС ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ (10.10.1910, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Киевская губерния, губернский город Киев - 29.09.1953, уволен в запас), майор (подполковник). Период в должности: 08.1945 - 09.1945. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://surl.li/wnhwir ; https://surl.li/dtcxrg ; https://surl.li/rvifwp ; https://surl.li/zcitph );

444 дбап. Период вхождения: на 1.09.1945.

Командир: СМЕЛОВ МИХАИЛ ГЕОРГИЕВИЧ (29.11.1911, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Рязанская губерния, Сапожниковский уезд, Сараевская волость, село Кривское - 25.05.1961, уволен в запас), майор (полковник). Период командования: 9.08.1945 - 3.09.1945. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://goo.su/cX0I5c );

Заместитель командира: ТЕТЁРКИН АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1907, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Тульская губерния, Алексинский уезд, Суходольская волость, деревня Павловка - 08.1951, уволен в запас; 4.12.1984, РСФСР, Московская область, город Москва), майор. Период в должности: 9.08.1945 - 3.09.1945. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://goo.su/OcuY ; https://goo.su/nUSYRej ); Личные страницы на: 1. Портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/teterkin-aleksey-vasilevich ; https://www.moypolk.ru/soldier/teterkin-aleksey-vasilevich-2 ; 2. На проекте МО РОССИИ “ДОРОГА ПАМЯТИ”: https://goo.su/CR1XQKs ;

2. Полковник ТЕТЁРКИН А. В. в:

- "Списке личного состава 444 дальне-бомбардировочного авиационного полка, увековеченных на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”. Полная версия, с дополнениями, на личной странице полковника ТЕТЁРКИНА А. В. на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/teterkin-aleksey-vasilevich-2 ;

- "Списке личного состава 55 бомбардировочной авиационной дивизии, увековеченных на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”. Полная версия, с дополнениями, на личной странице генерал-майора авиации ДМИТРИЕВА В. В. на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/dmitriev-vladimir-vasilevich-3 ;

3. Фотографии:

- личные полковника ТЕТЁРКИНА А. В. (портал “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/teterkin-aleksey-vasilevich ; проект МО РОССИИ “ДОРОГА ПАМЯТИ”: https://goo.su/CR1XQKs );

- Ил-4 (ДБ-3Ф) советский двухмоторный дальний бомбардировщик, материальная часть 444 дальне - бомбардировочного авиационного полка (ВОЕННЫЙ АЛЬБОМ: https://waralbum.ru/28076/ ):

авторское описание:

“Советский дальний бомбардировщик Ил-4, оборудованный пламегасителями, в полете. Для повышения скрытности во время ночных полетов на выхлопных патрубках двигателей бомбардировщика Ил-4 устанавливались глушители ГАМ-9 или самодельные глушители и пламегасители.”;

- “Передача бомбардировщика Ил-4 эскадрильи ”Дальневосточный чекист" экипажу 444 дбап." ("Военный альбом": https://waralbum.ru/432540/ ); информация о фотографии: есто съемки Хабаровск; время съемки февраль 1943: 

авторское описание: "Передача бомбардировщика Ил-4 эскадрильи «Дальневосточный чекист» экипажу 444-го дальнего бомбардировочного авиационного полка 53-й авиационной дивизии 5-го авиационного корпуса ВВС Дальневосточного фронта для перегона на фронт.

К январю 1943 г. сотрудники органов НКВД Дальнего Востока собрали 10 млн. рублей, на эти средства рабочими авиационного завода № 126 в г. Комсомольск-на-Амуре были построены 10 самолетов Ил-4. Все самолеты несли на фюзеляжах надпись «Дальневосточный чекист» и индивидуальные имена: «Хабаровский чекист» (не менее трех машин), «Чекист Приморья» (две машины), «Чекист Приамурья», «Чекист Забайкалья», «Дальстроевцы», «Дальневосточный пограничник».
После предполетной подготовки 10 февраля 1943 г. самолеты эскадрильи «Дальневосточный чекист», управляемые экипажами 444-го ДБАП и укомплектованные технический составом для их обслуживания, под командованием капитана А.В. Гаврилина убыли на фронт, где вошли в качестве четвертой эскадрильи в состав 3-го гвардейского авиационного полка дальнего действия.
С 20-х чисел марта экипажи эскадрильи начали активную боевую работу, наносили удары как по целям на оккупированной территории, так и в глубоком немецком тылу (с мая — в составе 18-го гвардейского авиационного полка дальнего действия). К концу 1943 года в полку осталось 3 самолета и 2 неполных экипажа из первоначального состава эскадрильи «Дальневосточный чекист», к февралю 1944 года от эскадрильи сохранился последний самолет.";

- Знамя 444 тяжёлого бомбардировочного авиационного полка ("ВИКИПЕДИЯ": https://surl.li/dyxbdf );

4. 444-й тяжелый бомбардировочный авиационный Берлинский орденов Кутузова третьей степени и Александра Невского полк (Альманах "МАРС"; “АКАДЕМИЯ РУССКОЙ СИМВОЛИКИ”, автор Василий Митринюк, полковник, старший научный сотрудник Центрального музея Вооруженных Сил РФ: https://surli.cc/yugfje ):

               "К началу Великой Отечественной войны в Дальней бомбардировочной авиации насчитывалось около 1500 самолетов и 1000 боеготовых экипажей. Однако за первых 6 месяцев войны ДБА понесла огромные потери. К концу 1941 г. в ней осталось всего 266 исправных самолетов.

Самолеты ТБ-3, которые в основном были на вооружении, к серийному производству были приняты в 1932 г. В 1936 г. А. Б. Юмашев установил пять международных рекордов подъема груза на высоту. Самолеты хорошо показали себя в боях с японцами у озера Хасан и в районе реки Халхин-Гол. Но в начале 40-х гг. это была устаревшая машина, не способная тягаться с немецкими истребителями.

К. М. Симонов, автор романа «Живые и мертвые», так описал воздушный бой в июне 1941 г.:

(…) «Мы развернулись и выехали обратно на шоссе. И здесь я стал свидетелем картины, которой никогда не забуду. На протяжении 10 минут я видел, как «мессершмитты» один за другим сбили 6 наших ТБ-3. «Мессершмитт» заходил ТБ-3 в хвост, тот начинал дымиться и шел к низу.

«Мессершмитт» заходил в хвост следующему ТБ-3, слышалась трескотня, потом ТБ-3 начинал гореть и падать. Падая, он уходил очень далеко, и черные высокие столбы дыма стояли в лесу по обеим сторонам дороги. Через 2 км к нам в кузов перегрузили двух летчиков с одного из сбитых ТБ-3. Один из летчиков был капитан с орденом Красного Знамени за финскую войну. При падении он разбился так, что не двигался. Не проехали еще и километра, как совсем близко, прямо над нами, «мессершмитт» сбил еще один — седьмой ТБ-3. Во время этого боя летчик-капитан вскочил в кузове машины на ноги и ругался страшными словами, махал руками, и слезы текли у него по лицу. Я плакал до этого, когда видел, как горели те первые шесть самолетов. А сейчас плакать уже не мог и просто отвернулся, чтобы не видеть, как немец будет кончать этот седьмой самолет».

Нагрудный знак 444-го полка

Тем «капитаном с орденом Красного Знамени за финскую войну» оказался Андрей Иванович Квасов, ставший впоследствии полковником. А за этот бой и проявленное мужество он был представлен командованием к ордену Боевого Красного Знамени.

Помимо устаревшей авиатехники у наших летчиков оказалась намного слабее боевая выучка, нежели у противника, особенно на первом этапе войны. Это ни в коей мере не касается мужества, отваги и героизма, проявляемых ими, но очень обидно, что опыт предыдущих боевых действий наших талантливых воздушных бойцов в Китае, Монголии, Испании и Финляндии не был учтен и обобщен руководством ВВС страны Советов.

Александр Молодчий, дважды Герой Советского Союза, участник первых налетов на Берлин вспоминает:

«Хотя погрешу перед истиной, если не замечу, что перед самой войной мы тоже начали осваивать полеты ночью и обучать пилотированию самолета по приборам. Но до конца так и не успели овладеть этим столь необходимым для бомбардировщика делом. Началась война. Она застала многих из нас, можно сказать, недоучками для полетов ночью и днем в сложных метеоусловиях. Основная масса моих сослуживцев-экипажей бомбардировщиков имела слабую навигационную подготовку для полетов вне видимости земных ориентиров. Это тоже приводило к неоправданным потерям самолетов и экипажей в первые дни войны».

Плакат времен Великой Отечественной войны

Очевидно, предвидя такую ситуацию, приказом Командующего Дальневосточным фронтом от 5 июля 1941 г. на аэродроме Большой в Хабаровске и началось формирование полка, который впоследствии получил наименование «444 дальний бомбардировочный авиационный полк».

Боевое знамя было вручено полку 15 августа 1943 г. Этот день, 15 августа, утвержден как день части.

Командиром полка стал опытный летчик-инструктор, капитан А. И. Макаров.

В августе 1942 г. полк перебазируется на аэродром Дземги (Комсомольск-на-Амуре). К этому времени полк состоял из трех эскадрилий ДБ-3 и Ил-4 и одной эскадрильи истребителей И-16. Основная задача полка была подготовка экипажей для ведения боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны и защита Дальневосточных рубежей.

ДБ-3, впоследствии получивший название Ил-4, испытывал в 1936 г. В. К. Коккинаки. Впервые в СССР он выполнил на тяжелом по тем временам самолете петли Нестерова на Центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве, продемонстрировав при этом высокие маневренные и прочностные качества самолета. Стоит добавить, что во время этих испытаний присутствовал и И. В. Сталин. Бомбардировщики Ил-4, которыми вооружили эскадрилью, были основными бомбардировщиками Дальней Авиации в годы Великой Отечественной войны. Скорость этого самолета на высоте 6000 м достигала 445 км/час. Потолок — 9400 м. Максимальный взлетный вес 10 т. Значительной была и дальность полета 3800 км без дополнительных баков. В течение 1941—44 гг. было построено свыше 5 тыс. этих самолетов. За короткий срок в 1942 г., в полку было подготовлено 17 полноценных экипажей, которые могли успешно решать любые боевые задачи, в 1943 г. еще 19 экипажей. В докладных записках заместителя начальника Краснознаменных войск НКВД Хабаровского округа от 12.01.1943 г. указано:

«Горя желанием помочь Красной армии в ее борьбе с немецкими захватчиками, начатый в октябре 1942 года сбор средств на постройку эскадрильи «Дальневосточный чекист» был быстро и горячо подхвачен пограничниками округа. По состоянию на 31 декабря 1942 г. собрано 910 тыс. рублей. В данное время авиазавод принял заказ на строительство эскадрильи, который будет выполнен к 1.02.1943 г. На фюзеляже машин будет сделана надпись «Дальневосточный чекист». Отправляя бомбардировщики на фронт, молодые дальневосточники, а именно они строили самолеты, позаботились о том, чтобы в каждом самолете был сделан наказ для экипажа: «Боевые товарищи! Машины, врученные вам, построены на трудовые рубли дальневосточной молодежи. Помните это. Берегите их как зеницу ока. Держите крепче в руках штурвал наших краснозвездных боевых машин. Бейте врага без промаха».

Тяжелый бомбардировщик ТБ 3

10 февраля 1943 г. из состава полка убыло на восточный фронт 10 экипажей под командой капитана Гаврилина. По-разному сложилась судьба летчиков. Погиб экипаж к-на Гаврилина А. В. Летчики Гринев, Сыроватко, Юдин — познали всю тяжесть и муки фашистского плена. Лишь весной 1945 г. Юрий Петрович Юдин был освобожден нашими войсками из лагеря смерти «Майданек».

В феврале 1943 г. эскадрилью принял капитан Кузнецов Александр Захарович, участник первых бомбардировок Берлина в 1941 г., имевший более 100 боевых вылетов. В 1941 г. он был награжден орденом Ленина. А в мае 1945 г. он расписался на стенах поверженного Рейхстага. Полеты в глубокий тыл врага наносили противнику не только материальный урон, но и угнетающе действовали на психику вражеских солдат на фронте. Вот свидетельство действий наших бомбардировщиков в английской газете «Дейли телеграф»: «Налет русской авиации на Берлин застал немцев врасплох. Русские гигантские бомбардировщики разбомбили предприятия и электросиловые станции в окрестностях Берлина».

Ставшему командиром эскадрильи майору Андрею Яковлевичу Ткаченко было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. К июлю 1944 г. он совершил 240 боевых вылетов на бомбардировку военных и промышленных объектов врага в глубоком тылу. Весь личный состав эскадрильи стал гвардейским. Присутствуя как-то в лицее имени Главного Маршала авиации А. Е. Голованова на уроках Мужества, мне довелось наблюдать такую ситуацию. Кто-то из учеников задал вопрос В. В. Решетникову, генерал-полковнику авиации, Герою Советского Союза — за что, за какой конкретно подвиг ему присвоили столь высокое звание. Василий Васильевич ответил: «За более чем 300 боевых вылетов». В классе повисла тишина.

Дело в том, что у молодого поколения сложилось впечатление, навеянное СМИ, что звание Героя присваивают лишь за конкретный подвиг.

Чтобы было понятно, что такое боевой вылет, скажу так. За первый год войны один сбитый самолет Дальней авиации приходился на 13 вылетов. Кстати, во время одного из боевых вылетов самолет В. В. Решетникова был полностью разрушен и рассыпался не от огня вражеских зениток, а от сильнейшей грозы, в которую попал самолет.

Бывало и так:

«… Высота 6 тыс. метров. Боевой курс, до сброса бомб несколько секунд. Сбрасываем бомбы, слышу сильный удар. Самолет загорелся, баки, в которых было 6 тонн топлива пробиты, самолет — в облаке вспыхнувшего бензина. Дым, ничего не видно. Открываю фонарь кабины, меня с креном выбрасывает из самолета, который тут же разрушается, отвалилось левое крыло. Меня закручивает в штопор, из которого вывожу себя также как и самолет. Унты сорвало в воздухе. Достал пистолет, гранату — за пазуху…» (В. В. Пономаренко. 138 боевых вылетов, из них 105 на ТБ-7).

Вот что такое боевой вылет. К этому можно добавить долгие часы напряжения. Полет длился порой до 12 часов.

А американским летчикам, в годы войны, чтобы вернуться с фронта на Родину, достаточно было сделать всего 25 боевых вылетов.

Летом 1945 г. полк перебазируется на аэродром Варфоломеевка Приморского края. Именно оттуда в ночь на 9 августа 1945 г. экипажи полка произвели первые боевые вылеты на Японские позиции. Объектом налета был г. Чаньчунь. Днем летчики бомбили укрепрайоны г. Муданьцзян.

11 августа самолеты полка участвовали в бомбардировке Дунинского укрепрайона. Днем 15 августа 15 экипажей полка бомбили Южно-Дунинский укрепрайон. 16 августа полк в полном составе нанес бомбовый удар по обороне японцев у Мажаньцзяна.

Всего за этот период было совершено 73 боевых вылета, сброшено на врага 75 т бомб. В ходе Маньчжурской операции полк потерял два экипажа. 9 августа разбился Ил-4 командира звена лейтенанта А. Г. Царегородцева. 10 августа из боевого вылета не вернулся экипаж командира звена лейтенанта Н. Малышева. Командир В. Н. Скобеев после обстрела зенитной артиллерией произвел вынужденную посадку в ночное время в тайге на своей территории…..";

5. Эскадрилья "Дальневосточный чекист"; История некоторых именных самолётов (“КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953”, автор статьи Вахламов Василий: https://surl.li/ajuqid ):

               "В годы Великой Отечественной войны боевую технику для фронта приобретали на свои средства многие советские люди - от пчеловода до академика. Не остались в стороне от этого благородного дела и сотрудники органов НКВД. Чаще всего дарили те самолёты, что производились на близлежащих заводах. Саратовцы - "Яки", куйбышевцы - Ил-2, ну а тем, кто жил за Байкалом, ближе были Ил-4, поэтому подарком чекистов Дальнего Востока стала эскадрилья дальних бомбардировщиков, выпущенных заводом № 126 в Комсомольске - на - Амуре.

Экипажи получили самолёты эскадрильи "Дальневосточный чекист" на заводском аэродроме 4 Февраля 1943 года. В тот же день перелетели на аэродром Хурба, где и началась подготовка к длительному перелёту по маршруту: Хурба - Хабаровек - Куйбышевка - Чита - Красноярск - Омск - Свердловск - Москва.

Передача самолётов Ил-4 лётчикам

Официальное вручение прошло в Хабаровске. Именные машины доверили лётчикам 444-го ДБАП 53-й АД во главе с командиром эскадрильи Капитаном А. В. Гаврилиным, которые вместе с ними должны были остаться в боевом полку. На фронт отправлялся и технический состав под руководством Старшего лейтенанта Н. Е. Кузнецова. В течение недели воздушные корабли доводили до идеального состояния под личным руководством инженера дивизии Подполковника Ковалькова. Пилоты были подобраны опытные, и всё, казалось бы, начиналось хорошо. Но сказалось вопиюще низкое качество производства Ил-4...

Самолёт Ил-4 командира эскадрильи

Уже в первый день перелёта, 10 Февраля, разбился и погиб вместе со штурманом Лейтенант А. А. Акиншин. Причина - производственный дефект, излом тяги руля высоты в горизонтальном прямолинейном полёте. На этапе Куйбышевка - Чита отказал мотор на самолёте Младшего лейтенанта П. И. Трифонова. На оставшемся дотянуть до ближайшего аэродрома не удалось, что, может быть, и справедливо поставили в вину пилоту, и ещё один бомбардировщик остался по ту сторону Уральских гор. Впоследствии он, вероятно, был отремонтирован.

Самолёт Ил-4 совершивший вынужденную посадку

Оставшиеся 8 бомбардировщиков приземлились 15 Марта на подмосковном аэродроме Остафьево и влились в состав 3-го ГвАПДД. Март был крайне напряжённым для полка, и, потратив несколько дней на проверку техники пилотирования, тренировочные и провозные полёты, экипажи вновь созданной 4-й эскадрильи в 20-х числах Марта начали боевую работу. Летали на те же цели, что и обстрелянные пилоты, без скидок на неопытность. Среди атакованных объектов были Орёл, Смоленск, Брянск, Гомель. К концу месяца лётчиками было совершено 32 боевых вылета; из них на счету экипажей А. В. Гаврилина и Д. И. Сыроватко - по 8, а А. С. Бердникова и Ю. П. Юдина - по 5.

Произошёл и трагикомический случай. В своём первом полёте в ночь на 24 Марта экипаж лётчика В. К. Кузьминича и штурмана К. А. Чечнева вместо железнодорожной станции Жуковка вышел на хорошо защищённый аэродром Сеща. Далее цитата:

"Экипаж был взят в лучи 7-ю прожекторами. Выходя из лучей, Кузьминич с разворотом поревёл самолёт в крутое пикирование, при выводе из которого заметил, что штурман Чечнев через астролюк собирается покинуть самолёт. Видя это, лётчик отдал приказание не прыгать, но экипаж, очевидно, запрещение прыгать принял за разрешение и покинул самолёт, причём штурман - через астролюк. Оставшись без штурмана и радиста, Кузьминич по разрывам бомб других экипажей определил железнодорожную станцию Жуковка и, выйдя на неё, сбросил бомбы аварийно и возвратился нa свой аэродром".

Штурман К. А. Чечнев, попав к партизанам, вернулся в полк лишь через 3 месяца, а стрелок так и пропал. Полёт не прошёл бесследно и для пилота: ещё несколько месяцев он приходил в себя, летал без энтузиазма и его боевой счёт рос медленнее товарищей по эскадрилье.

В Апреле полк наносил удары как по целям на оккупированной территории, так и в глубоком немецком тылу. Из "чекистов" такие задачи выполняли лишь экипажи командного состава: командир эскадрильи  ( 3 вылета - на Тильзит и Инстербург ), его заместитель Д. И. Сыроватко  (3 вылета туда же), командир звена Л. В. Лысогоров  ( 1 - на Данциг ). Но они же и открыли список боевых потерь эскадрильи - из рейдов на дальние стратегические объекты не вернулись экипажи А. В. Гаврилина и Л. Б. Лысогорова. Всего 4-я эскадрилья совершила в Апреле 28 боевых вылетов.

Самолёт Ил-4

В Мае 1943 года произошла реорганизация АДД. В её ходе на базе 3-го ГвАПДД было создано два полка: 3 и 18-й ГвАПДД, объединённые во 2-ю ГвАДДД. "Дальневосточный чекист" со всеми людьми и техникой стал 3-й эскадрильей 18-го Гвардейского полка. Её бывший инженер Старший лейтенант И. Е. Кузнецов был назначен инженером новой части. В первом боевом вылете полка, 11 Мая, участвовали Д. И. Сыроватко и Ю. П. Юдин, a 15 Мая эскадрилья лишилась своего нового командира - экипаж Старшего лейтенанта Д. И. Сыроватко не возвратился после удара по Днепропетровску. Последнее сообщение с борта их самолёта было: "Задание выполнено. Прошли Харьков". Впрочем, после немецкого плена, побега и партизанского отряда в Сентябре 1944 года лётчик вернулся н свою часть, но в воздух больше не поднимался. Следующим командиром был назначен Капитан А. Я. Ткаченко, опытный лётчик, награждённый орденом Ленина, а впоследствии ставший Героем Советского Союза. Он долго и успешно руководил эскадрильей, но к Дальнему Востоку уже отношения не имел и даже не летал на подаренных самолётах.

Вместе с полком 3-я эскадрилья участвовала в действиях на всех главных направлениях. В 1943 году это были аэродромы и железнодорожные узлы Белоруссии и Украины, укрепрайоны под Ленинградом. Много летали во время Курской битвы. Надо заметить, что в неплохо сохранившихся документах 18-го ГвАПДД почти не описываются отдельные вылеты. Те же эпизоды, что сочли нужным отразить, связаны чаще с проблемами, трудностями и потерями. Поэтому больше сведений сохранилось о тех, кто терпел неудачи, чем о тех, кто добивался успехов. Придётся и нам следовать этому примеру.

В ночь на 25 Мая при отходе от цели на самолёте лётчика Ю. П. Юдина забарахлил правый мотор, повреждённый при обстреле с земли, а вблизи своего аэродрома он совсем отказал. Удачной посадки ме получилось, и Ил-4 № 10111  ( хв. № 52 ) больше до передачи из полка от земли не отрывался. Тем не менее мастерство старшего сержанта быстро росло.

В ночь на 11 Июля лётчикам полка была поставлена задача: сделать по 2 боевых вылета. Юрию это не только удалось, но он был отмечен, как один из двух пилотов, поднявших по 2000 кг бомб. Но боевая биография лётчика прервалась в ночь на 1 Августа 1943 года при бомбёжке объектов в районе станции Мга. При подлёте к цели по невыясненной причине загорелся мотор  ( возможно, вновь проявились пресловутые производственные дефекты Ил-4 ), а на обратном пути самолёт взорвался. Все члены экипажа погибли, тяжело раненый командир корабля попал в плен. Ему ампутировали ногу, и только через год после мук концлагерей и мытарств на своей земле лётчик нашёл полк, но летать, конечно, уже не мог. Самолёт, потерянный в этом полёте, уже был не из числа подаренных.

В ночь на 17 Августа 1943 года в 30 км от железнодорожного узла Брянск-2 был атакован двумя ночными истребителями, подожжён и сбит Ил-4 командира звена Старшего лейтенанта П. А. Гринёва. Раненный в руку и ногу лётчик выпрыгнул с парашютом, но приземлился у немецкого гарнизона и попал в руки врага. Плен, освобождение, фильтрационные лагеря; тоже больше не летал. Его штурману - дальневосточнику Л. Б. Семёнову и тот день повезло больше. Его выбросило из разрушившейся кабины, парашют раскрылся благополучно, через неделю он встретился с партизанами, а 9 Сентября был в родном полку. Штурман звена уже 2-й эскадрильи Старший лейтенант Л. Б. Семёнов не вернётся из вылета на Дебрецен в почь на 18 Сентября 1944 года.

Надпись на Ил-4.

Старший сержант П. П. Краснов отнёсся к боевой работе по - иному. Из 15 вылетов на боевое задание им было завершено лишь 8. Остальные сорвались по разным причинам, а результаты выполненных вызывали большие сомнения. Командир полка Подполковник А. Я. Вавилов долго ограничивался душеспасительными беседами, предупреждениями и тому подобному, но 13 Июля 1943 года всё же подписал рапорт командиру дивизии о предании Краснова суду военного трибунала. Дальнейшая судьба этого человека неизвестна.

К концу 1943 года в полку осталось 3 самолёта и 2 неполных экипажа: заместителя командира эскадрильи Старшего лейтенанта А. С. Бердникова - штурмана Старшего лейтенанта П. Н. Гузова и лётчика Младшего лейтенанта Б. К. Кузьминича, имевшие отношение к эскадрилье "Дальневосточный чекист". На смену потерянным пришли новые люди и машины, и память о подарке, видимо, начала стираться. Однако чекисты проявили свойственную им педантичность и в Декабре, на имя лично командующего АДД Голованова пришло письмо, подписанное комиссаром государственной безопасности 2-го ранга Гоглидзе, с просьбой рассказать, как же воюют подшефные. С ответом не торопились и отправили короткое, но достаточно содержательное послание лишь в Феврале 1944 года, когда от эскадрильи сохранился последний самолёт № 10514  ( его отправят в распоряжение научно - исследовательского полигона в Августе ).

В строю остались и экипажи Бердникова и Кузьминича. Это именно те счастливцы, о которых почти нечего рассказать кроме того, что они были хорошими лётчиками, воевали до Победы, перечислить цели, которые они бомбили, назвать число боевых вылетов и вес сброшенных бомб. Александр Бердников с Октября 1944 года возглавил 3-ю эскадрилью. Начиная с Хабаровска, всегда летал с одним штурманом - П. Н. Гузовым. Их самолёты не сбивали, и никто в экипаже не был ранен. На счету почти равное количество боевых вылетов: 155 и 152. Кому - то же должно было повезти.

Самолёт Ил-4

А в целом, можно сказать, что эскадрилья "Дальневосточный чекист" честно выполнила свой долг и сгорела в огне войны...

Эскадрилью "Дальневосточный чекист" составили 10 самолётов Ил-4 со 101-й по 506-ю серию, выпущенные в Комсомольске - на - Амуре зимой 1942 - 1943 годов. Можно предположить, что взамен потерянного при перелёте в Хабаровск № 2 "Чекист Приморья" был спешно подготовлен другой самолёт с теми же номером и названием, что подтверждается отличным от других машин шрифтом надписей  ( см. фото ), а № 4 был разбит где - то на маршруте от Читы до Москвы, что не нашло прямого отражения в доступных документах, но это следует из косвенных данных  ( к сожалению, нет места на аргументацию ). Таким образом, число машин, прошедших через эскадрилью равнялось 11-ти.

Все Ил-4 имели одинаковый камуфляж, образованный чёрными полосами на зелёном фоне, которые были практически симметричны относительно вертикальной плоскости. Снизу самолёты окрашены в голубой цвет. Краска наносилась распылителем, поэтому границы цветов размыты. Красные звёзды без окантовки на киле и на крыле снизу. Переплёты носовой и башенной турелей - серые. Лопасти винтов - чёрные.

Все надписи были нанесены ещё на заводе. Каждый Ил-4 нёс на фюзеляже красное с белой окантовкой название эскадрильи - "Дальневосточный чекист", в хвостовой части находилась надпись, уточняющая дарителя, выполненная теми же цветами. Известно, что не менее 3-х машин назывались "Хабаровский чекист", две - "Чекист Приморья" и по одной - "Дальневосточный пограничник", "Дальстроевцы", "Чекист Забайкалья", ещё два имени неизвестны.

Бомбардировщик командира эскадрильи имел под кабиной стилизованную эмблему чекистов: белую окружность - щит, белый меч с жёлтой рукояткой и жёлтый серп и молот. Возможно, такая же эмблема была и у заместителя комэска. Вдоль всего фюзеляжа от носа до хвоста проходила красная молния. Все надписи и эмблемы наносились на обоих, бортах, что подтверждается фотографиями, в основном на одних и тех же местах с небольшими отклонениями: несколько различалось места излома молнии, где - то кавычки были, а где - то нет, отличался шрифт на одном из "Чекистов Приморья".
 

Самолёт Ил-4 Самолёт Ил-4

При вручении самолёты получили порядковые номера от 1 до 9, флагманская машина не была помечена цифрой. Наносились красным с белой окантовкой. Через несколько дней по прилёте в 3-й ГвАПДД хвостовые номера были изменены в соответствии с принятыми в полку от 46 до 53  ( белого цвета ). После передачи эскадрильи в 18-й ГвАПДД первые дни летали с номерами 3-го полка, а в конце Мая 1943 года на рулях поворота появились двузначные числа, начинающиеся с "3", что соответствовало 3-й эскадрилье. Ил-4 № 52, находившийся в ремонте до передачи из полка, номера не менял. Окраска Ил-4 № 9 из эскадрильи "Дальневосточный чекист" в журнале "Авиация и время" 5 / 1997 является лишь некоторой "вариацией на тему". К тому же она датирована с ошибкой в год.";

6. Безвозвратные потери 444 дбап:

В ходе советско-японской войны: 

1. В ночь с 8 на 9.08.1945 года, при взлете с Варфоломеевки, разбился Ил-4 экипажа: командира звена старшего лейтенанта А.Г. Царегородцева, штурман старший лейтенант В. Князев, радист сержант О.М. Ямайкер, стрелок старший сержант Бояркин; 

2. 10.08.1945 года, из боевого вылета, не вернулся экипаж: командира звена лейтенанта Н. Малышева, штурман лейтенант М. К. Смирнов, радист старший сержант Морозов, стрелок младший сержант Красинов.";

в 1941 году:

- МАЗАНОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1919, ? - 6.01.1941, погиб при катастрофе самолёта), лейтенант, стрелок-бомбардир экипажа авиационной эскадрильи. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://surl.li/kqjmcf );

в 1942 году:

- В ночь с 9 на 10.05.1942 года, во время лётно-тактических учений по противовоздушной обороне города Хабаровска, в районе села Таёжное, близ города Хабаровска, разбился Ил-4 экипажа: лётчик старший лейтенант ФИЛИМОНОВ Василий Михайлович, штурман лейтенант КАРТАШЕВ Иван Васильевич, стрелок-бомбардир лейтенант ФИЛАРЕТОВ Игорь Анатольевич, стрелок-радист старшина ПОСТНИКОВ Андрей Васильевич, воздушный стрелок младший сержант ПЕТРОСЬЯН Леонид Петрович (по данным поисковиков “aviapoisk@yandex.ru”: http://aviapoisk-dfo.ru/news/1148/ );

- КОШЕЛКИН ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1919, ? - 2.10.1942, пропал без вести), лейтенант. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://surl.li/emfngd );

в 1943 году:

- УСТИНОВ СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ (1915, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Самарская губерния, губернский город Самара - 28.08.1943, погиб при катастрофе самолёта), лейтенант, командир звена. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://surl.li/etbilj );

в 1944 году:

- ГОЛОВКО НИКОЛАЙ ФИЛИППОВИЧ (1919, РСФСР, Кубанская область, Екатеринодарский отдел, станица Старомышастовская -12.08.1944, погиб при катастрофе самолёта), старший лейтенант, командир эскадрильи. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://surl.li/alzmjb );

ПОКРОВСКИЙ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ (7.12.1912, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Орловская губерния, Орловский уезд, Мценская волость, деревня Знаменка - 3.04.1944, погиб при катастрофе самолёта), лейтенант. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://surl.li/booynh ); 

7. Экипажи полка, пререданные в Действующую Армию:

- в 6 дальне-бомбардировочный авиационный полк, 113 бомбардировочной авиационной Ленинградской дивизии:

- Командир: Летчик ОКАРА ДМИТРИЙ ФЁДОРОВИЧ (13.11.1916, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Екатеринославская губерния, Бахмутский уезд, Зайцевская волость, город Горловка - 13.07.1943, не вернулся, с экипажем, с боевого задания, по бомбардировочному удару, по скоплению немецко-фашистских войск и техники, из района города Орёл, Орловской области, РСФСР, при проведении Курской битвы (Битвы на Курской дуге); пропал без вести), старший лейтенант. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/okara-dmitriy-fedorovich

- Штурман (стрелок передней установки) БУЯНОВ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ (1.01.1920, РСФСР, Алтайский край, Сорокинский район, село Сорокино - 13.07.1943, не вернулся, с экипажем, с боевого задания, по бомбардировочному удару, по скоплению немецко-фашистских войск и техники, из района города Орёл, Орловской области, РСФСР, при проведении Курской битвы (Битвы на Курской дуге); учтён пропавшим без вести; 13.07.1943, пленён: в районе города Орёл, Орловской области, РСФСР; в плену: Stalag Luft II г. Лодзь «Лицманнштадт» (Lodz («Litzmannstadt»), генерал-губернаторство Люблин (Generalgouvernement Lublin); освобождён, репатриирован, прошёл специальную проверку контрразведки “СМЕРШ”; вернулся с Великой Отечественной войны; послевоенная судьба: неизвестна) младший лейтенант. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/buyanov-vasiliy-sergeevich

- Стрелок-радист средней установки (башенный стрелок) СТЕРХОВ ВЛАДИМИР ИЛЛАРИОНОВИЧ (1918, РСФСР, Удмуртская АССР, Ижевская область, Завьяловский район, Бахиловский сельский совет,колхоз “Красноармеец” - 13.07.1943, не вернулся, с экипажем, с боевого задания, по бомбардировочному удару, по скоплению немецко-фашистских войск и техники, из района города Орёл, Орловской области, РСФСР, при проведении Курской битвы (Битвы на Курской дуге); пропал без вести), старший сержант. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/sterhov-vladimir-illarionovich

- Стрелок люковой установки СОСИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1918, РСФСР,  Пермская губерния, Осинский уезд, деревня Куеда - 13.07.1943, не вернулся, с экипажем, с боевого задания, по бомбардировочному удару, по скоплению немецко-фашистских войск и техники, из района г. Орёл, Орловской области, РСФСР, при проведении Курской битвы (Битвы на Курской дуге), пропал без вести), младший сержант. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/sosin-aleksandr-vasilevich

- Механик самолета  старший сержант Овсянников.
- Механик авиационный сержант Кошлин.
- Моторист младший сержант Ванявкин.
- Мастер вооружения младший сержант Борисенко.

- в 18 гвардейский авиационный полк дальнего действия, 2 гвардейской авиационной дивизии дальнего действия:

- Командир: Летчик ЮДИН ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ (22.10.1919, РСФСР, Симбирская губерния, губернский город Симбирск - 31.07.1943, РСФСР, Ленинградская область, Мгинский район, из района города Мга, не вернулся, с экипажем с боевого задания, самолёт сбит ЗА противника; пленён: в районе города Мга; в плену: 1. 08.1943, РСФСР, Ленинградская область, город Гатчина, гражданская больница, обслуживаемая советским персоналом, в связи с ранением; клинический диагноз: “Ампутация правого? бедра.”; 2. ?.1943, Концентрационный лагерь Майданек Люблин (Konzentrationslager Majdanek Lublin), Дистрикт Люблин (Distrikt Lublin), Польское генерал-губернаторство (Generalgouvernement), Третий Рейх (Das Dritte Reich) - 23.07.1944, освобождён частями Красной Армии; 30.07.1944, прибыл в свою часть; ?, уволен в отставку по болезни), гвардии младший лейтенант, командир экипажа авиационной эскадрильи. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://surl.lu/bcqsdk ; https://surl.li/knipgn ; https://surl.li/qyvpka ; https://surl.li/ikglgw ; https://surl.li/fckmqa ); Личная страница проект МО РОССИИ “ДОРОГА ПАМЯТИ”: https://surl.lu/dlgggg ;

- Штурман (стрелок передней установки) МУСИЕВСКИЙ ВЛАДИСЛАВ ЯКОВЛЕВИЧ (1918, УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА, Николаевская губерния, губернский город Николаев - 31.07.1943, РСФСР, Ленинградская область, Гатчинский район, из района города Гатчина, не вернулся, с экипажем, с боевого задания, самолёт сбит ЗА противника; пропал без вести), гвардии младший лейтенант. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://surli.cc/httonh );

- в 3 гвардейский авиационный полк дальнего действия, 2 гвардейской авиационной дивизии дальнего действия:

- Командир: Лётчик ГАВРИЛИН АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1908, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Московская губерния, Дмитровский уезд, Богословская волость, деревня Введенское - 22.04.1943, не вернулся, с экипажем, с боевого задания; пропал без вести), гвардии капитан, командир авиационной эскадрильи. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://surl.li/epevgw ; https://surl.li/ymftbt );

8. Советско - японская война 9.08.1945 - 3.09.1945 ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/3GPeAU );

9. Список военнослужащих 444 дальне-бомбардировочного авиационного полка, увековеченных на портале ”БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК":

- ТЕТЁРКИН АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (17.08.1907, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Тульская губерния, Алексинский уезд, Суходольская волость, деревня Павловка - 08.1951, уволен в запас; 4.12.1984, РСФСР, Московская область, город Москва), майор, командир. Период командования: на 1.09.1945. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://goo.su/OcuY ; https://goo.su/nUSYRej ); Личные страницы на: 1. Портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/teterkin-aleksey-vasilevich ; https://www.moypolk.ru/soldier/teterkin-aleksey-vasilevich-2 ; 2. На проекте МО РОССИИ “ДОРОГА ПАМЯТИ”: https://goo.su/CR1XQKs ;

- ХЕРСОНСКИЙ МАТВЕЙ ЛАЗАРЕВИЧ (26.09.1919, УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА, Полтавская губерния, Кременчугский уезд, уездный город Кременчуг - 19.10.1942, РСФСР, Хабаровский край; погиб при катастрофе самолёта), лейтенант, стрелок-бомбардир экипажа авиационной эскадрильи. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://goo.su/zAhqUHB ); Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/hersonskiy-matvey-lazarevich ;

 

 

Регион Тульская область
Воинское звание Полковник.
Населенный пункт: Алексин
Воинская специальность Командир 444 дальне-бомбардировочного авиационного полка, 53 дальнебомбардировочной авиационной дивизии, 5 авиационного корпуса дальнебомбардировочной авиации, ВВС 1 Дальневосточного фронта.
Место рождения Российская империя, Тульская губерния, Алексинский уезд, Суходольская волость, деревня Павловка.
Годы службы 1932 1945
Дата рождения 1907
Дата смерти 09.1945

Документы

Списки призыва и демобилизации.

Списки призыва и демобилизации.

Списки призыва и демобилизации.

Списки призыва и демобилизации.

Строка в наградном списке на награждение медалью "ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ".

Строка в наградном списке на награждение медалью "ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ".

Фотографии

Полковник ТЕТЁРКИН А. В.

Полковник ТЕТЁРКИН А. В.

Полковник ТЕТЁРКИН А. В.

Полковник ТЕТЁРКИН А. В.

Полковник ТЕТЁРКИН А. В.

Полковник ТЕТЁРКИН А. В.

Ил-4 (ДБ-3Ф) советский двухмоторный дальний бомбардировщик, материальная часть 444 дальне - бомбардировочного авиационного полка.

Ил-4 (ДБ-3Ф) советский двухмоторный дальний бомбардировщик, материальная часть 444 дальне - бомбардировочного авиационного полка.

Знамя 444 тяжёлого бомбардировчного авиационного полка ("ВИКИПЕДИЯ": https://surl.li/dyxbdf ).

Знамя 444 тяжёлого бомбардировчного авиационного полка ("ВИКИПЕДИЯ": https://surl.li/dyxbdf ).

Передача бомбардировщика Ил-4 эскадрильи ”Дальневосточный чекист" экипажу 444 дбап.

Передача бомбардировщика Ил-4 эскадрильи ”Дальневосточный чекист" экипажу 444 дбап.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: