Терещенко Иван Петрович
Терещенко
Иван
Петрович
гвардии майор (в 1945г.)
Дата рождения: 6.06.1906

История солдата

Окончил Челябинское военное авиационное училище.

В сентябре 1941г. майор, назначен командиром 1-й авиаэскадрильи (АЭ) сформированного 511 бомбардировочного авиационного полка (командир полка- майор Бабанов Анатолий Александрович).

С 27 ноября полк приступил к боевой работе с аэродрома Ногинск.

Указом Президиума ВС СССР от 20.01.1942г. награжден орденом Красного Знамени.

В 1942г. был легко ранен. Награжден медалью «За оборону Москвы»

В июне 1943г. было образовано Управление воздушной магистрали Москва-Уэлькаль Главного Управления  Гражданского Воздушного Флота. Начальником воздушной трассы назначен генерал-майор Семенов Илья Сергеевич. Иван Петрович назначен заместителем начальника трассы. Руководил перегоном американских самолетов из Аляски (США) в СССР.

В апреле 1944г. назначен заместителем командира по летной части 87 отдельного гвардейского авиационного Сталинградского полка ГВФ.

В ноябре 1944г. за многолетнюю и безупречную службу награжден орденом Красной Звезды.

В составе полка принимал активное участие в Львовско-Сандомирской, Восточно-Карпатской, Висло-Одерской, Западно-Карпатской, Моравско-Остравской и Пражской операциях. Вылетал на задания, руководил группами самолетов.

Приказом от 04 июня 1945г. гвардии майор Терещенко награжден орденом Отечественной войны I степени.

Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Награжден Чехословацким Военным крестом 1939-1945гг.

В 1949г. награжден орденом Красного Знамени.

Службу окончил: 22.09.1953г. гв.полковник.

В честь 40-летия Победы награждена орденом Отечественной войны II степени.

Регион Украина
Воинское звание гвардии майор (в 1945г.)
Населенный пункт: Украина
Место рождения с.Большие Сорочинцы, Миргородский р-н, Полтавская обл.
Годы службы 1929 1953
Дата рождения 6.06.1906

Боевой путь

Место призыва Миргородский РВК, Полтавская обл.
Дата призыва 01.1929
Боевое подразделение 511 скоростной бомбардировочный авиаполк, 87 отд.гв. авиационный полк

12 сентября 1941г. в г.Новочеркасск был сформирован 40 пикирующий (скоростной) бомбардировочный авиаполк. Командир полка майор Бабанов Анатолий Александрович, военный комиссар полка батальонный комиссар Дроздов Виктор Григорьевич, начальник штаба майор Халюк Роман Алексеевич.

Личный состав на формирование прибывал- одна эскадрилья в полном составе из 6 скоростного бомбардировочного авиаполка (2-я авиаэскадрилья (АЭ) командир эскадрильи капитан Шикторов Петр Сергеевич), другая эскадрилья (1 АЭ), управление и штаб полка из 18 запасного авиаполка.

25 сентября полк закончил формирование и был переименован в 511 скоростной бомбардировочный авиаполк. С 26 сентября по 02 октября перебазировался на аэродром Ногинск, где был укомплектован самолетами Пе-3.  С 10 октября полк включен в особую группу генерал-лейтенанта авиации Петрова- резерв ставки Верховного Командования.

01 ноября 1941г. полк вошел в состав 10 смешанной авиадивизии. Дислокация- аэродром Ногинск. Имея в своем составе самолеты Пе-3 19 исправных, 2 неисправных.

05 ноября для подготовки к участию в воздушном параде в честь 24-й годовщины Великого Октября, 11 экипажей полка перебазировались на аэродром Монино.

07 ноября в 02-45 получено указание и схема построения частей на воздушном параде. В 03-20 с летным составом полка задание было проработано. К 06-00 личный состав был готов к участию в параде. По метеоусловиям (из-за сплошного снегопада) воздушный парад был отменен.

09 ноября экипажи вернулись в Ногинск.

13 ноября. Состав полка- 20 исправных самолетов Пе-3, 1- неисправный.

14 ноября полк производил тренировочные полеты, бомбометание со средних высот и стрельбу на полигоне.

15 ноября 1-я авиаэскадрилься (АЭ) занималась командирской учебой, 2 АЭ- дежурила на аэродроме.

16 ноября 1 АЭ- дежурство по аэродрому, 2 АЭ- командирская учеба. Техсостав- стрельба из личного оружия.

17 ноября полк имел задачу ведения воздушной разведки, из-за низкой облачности полеты не производились.

18 ноября по метеоусловиям вылеты не производились.

С 19 по 24 ноября полк находился в готовности №2.

25 ноября произведено 17 тренировочных вылетов с бомбометанием на полигоне. В составе самолеты Пе-3 19 исправных, 2 неисправных.

26 ноября полк находился в готовности №2.

Воспоминания

28 ноября 1941г. группа под командой командира 1-й авиаэскадрильи (АЭ) майора Терещенко Иван Петрович со штурманом лейтенантом Рынкевич Мечиславом Ипполитовичем, включавшая звено 1 АЭ под командованием ст.лейтенанта Романец со штурманом ст.лейтенантом Охапкиным Константином Васильевичем, и звено под командованием заместителя командира 2 АЭ капитана Щербатюк Михаила Максимовича со штурманом лейтенантом Селькиным Федором Петровичем вылетела с аэродрома Ногинск на бомбардировку вражеской колонны. В этот день майор Терещенко трижды водил девятку самолетов Пе-3 на бомбометание и штурмовку в район Солнечногорска. Совершая противозенитные маневры, самолеты выходили на цель. На третьем вылете при подходе к цели майор почувствовал толчок, самолет накренило и развернуло вправо. Отверстие диаметром около метра зияло на правом крыле. Но управления самолет не потерял, бомбы были сброшены на цель. Три звена отбомбились, уничтожив 5 танков, 3 орудия, 10 автомашин.
Ведомые звена- заместитель командира 1 АЭ капитан Костюченко Павел Васильевич со штурманом капитаном Новицким Борисом Георгиевичем и сержант Ворожейкин Федор Александрович продолжили штурмовку колонны, но увидев, что ведущий на штурмовку не зашел, выпустили по две очереди и стали нагонять командира.
Ведомые были еще далеко, когда штурман Рынкевич доложил командиру о приближении девяти вражеских истребителей. Маневрируя из стороны в сторону, майор уходил от трасс их пуль. Ответным огнем штурмана был сбит один Хенкель. Используя численное преимущество, истребители не позволяли сделать разворот в сторону нашей территории. Ранение получил штурман, задний пулемет был разбит, пробиты винты.
В этот момент на помощь командиру подоспели экипажи Костюченко и Ворожейкина. Длинной очередью Костюченко заставил еще одного Хенкеля выйти дымящимся из боя. Два истребителя, развернувшись, шли на капитана в лобовую атаку. Отвернуть в такой момент, значит поставить себя под расстрел атакующих. Но первым не выдержал немец. Свернув, он подставил «брюхо» под огонь пулеметов БС. Охваченный пламенем, Хенкель рухнул на землю.
Немцы сосредоточили свои атаки на самолетах Терещенко и Ворожейкина. Штурман Ворожейкина- сержант Гаркуша Михаил Филиппович, отражал натиск тройки истребителей. Вот один из них, накренившись на правое крыло, ушел в сторону со снижением. Второй, отвернул в сторону от перенесенного на него огня. Только третьему удалось сократить дистанцию и открыть прицельный огонь. Пулемет Гаркуши смолк, воспользовавшись этим, два истребителя расстреливали самолет в упор. Капитан Костюченко спешил на помощь Ворожейкину, которого еще недавно обучал полетам на боевом самолете. Но самолет Ворожейкина уже был охвачен пламенем. Летев некоторое время вперед, медленно стал крениться влево и упал на землю.
Майор Терещенко продолжал маневрировать, уходя от огня истребителей. У штурмана Рынкевича заканчивались патроны, он сумел подбить еще один истребитель. Майор сумел развернуть самолет в сторону своей территории, рядом с ним шел Костюченко. С большим трудом вывел Терещенко свой самолет к аэродрому. Посадку произвел, не выпуская закрылков- управление ими было перебито. Механики насчитали 75 пулевых и снарядных пробоин на его самолете. 20 минут продолжался воздушный бой, в котором немцы заплатили за один сбитый Пе-2 двумя сбитыми и тремя сильно поврежденными самолетами.

Документы

Фотографии

Однополчане

Бабанов Анатолий Александрович

Бабанов Анатолий Александрович

Дроздов Виктор Григорьевич

Дроздов Виктор Григорьевич

Халюк Роман Алексеевич

Халюк Роман Алексеевич

Рынкевич Мечислав Ипполитович

Рынкевич Мечислав Ипполитович

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: