Тарабукин Валерий Антипович
Тарабукин
Валерий
Антипович

История солдата

15 октября 1940 г. Тарабукин Валерий Антипович – призван в Армию, проходил службу на дальнем Востоке. В декабре 1943 г. был направлен в 34 западный учебный танковый полк в г. Дзержинск Горьковской области, где учился на механика-водителя до мая 1944 г. Затем зачислен в 1244 артиллерийский полк механиком-водителем среднего танка. В июне 1944г. отправлен на фронт. Воевал в составе 3 танковой Армии I Украинского фронта, освобождал Украину, Польшу, Чехословакию. Был ранен дважды и два раза горел в танке.

Имеет награды: орден Славы III ст., Орден Отечественной войны II ст., медали «За отвагу» , «За боевые заслуги», «За победу над Германией» , «За взятие Дукли» (Чехословакия).

Регион Республика Бурятия
Населенный пункт: Улан-Удэ

Боевой путь

        «Шли тяжелые бои в Карпатах. Горы хоть и не велики, но танкам и самоходкам развернуться негде. Танковая колонна уткнулась  во взорванный мост, речушка-то всего 30-40 метров, но берега круты. Первая машина пошла вброд. Мелкую, каменистую речку преодолела почти шутя. Но подъем на другой берег одолеть не могла, скатывалась вниз - к воде . Второй, третий раз – никак. И разогнать машину негде. И тогда одна  из машин вдруг разворачивается  и задом спускается в воду. На заднем ходу пересекла реку – командир пошел следом, показывая направление другим – при выходе из воды та первая машина дала максимальный газ и вылетела на  другой берег. На сцепленном тросе вытянуты остальные 5 машин. Столь скорое появление на этом берегу наших танков для немцев было неожиданным. Их расчет был на взорванный мост.

       А смельчаком, что помог выбраться из этой ситуации, был наш Валерий Антипович.

        В части из механиков-водителей он был самый умелый. И здесь сказывался не только большой опыт, приобретенный еще в его довоенную бытность шофером, но и природная смекалка. Был он постарше товарищей, вроде и не намного, лишь на 3-4 года, но тогда это имело большое значение. Сказалось и теперь, когда он единственный из всех смог сориентироваться в данной обстановке, вспомнив, что у машины самая сильная скорость именно задняя. И выручил товарищей, обеспечив выполнение боевой задачи.

       Строки из писем фронтовых друзей: «Мы сдружились в Карпатах, Шел 44-й год. После ожесточенных боев за Дукльский перевал 1-й Житомирский кавалерийский корпус вышел из окружения. Оставшиеся машины слили в одну батарею. И начался долгий и трудный путь на Берлин».

      В.М. Сонюшкин написал строки о своем друге: «За бои в Карпатах Валька был награжден Чехословацкой медалью. Я многому научился у Валерия. Он щедро делился своими знаниями, опытом, и если меня  в полку стали признавать неплохим механиком, этим я обязан только ему. Неслучайно он был механиком-водителем именно первой машины, где и в бою, и на марше находился комбат. Для этой роли выбирается именно самая надежная машина, таковой же ее делает тот, кто на ней работает – механик».

      Валерий Антипович был подвижным, веселым. Он открывается неожиданно из простых строчек писем своих  боевых товарищей: «Комбатом был у нас лейтенант Гиенко, скучать не давал. Частенько приходил тайно к машинам, устраивал разные неисправности, а после объявлял тревогу. Нужно было завести машину, вывести на дорогу. Лейтенант засекал время. Без преувеличения можно сказать, первым всегда должен был быть Валька, но он никогда этого не делал, он лез помогать другим и к месту сбора мы приходили все вместе». «…его звали Валька».

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: