![Талаев Семен Яковлевич](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2024/04/25/3617382132d1f0b7f807337bdd7b7d8b.jpg)
Семен
Яковлевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1928г. окончил 6 классов сельской школы.
В 1932г. поступил в Красную Мордовскую Советскую партийную школы. В 1933г. выбыл со 2-го курса.
С 03 ноября 1934г. курсант полковой школы 3 стрелкового полка Московской стрелковой дивизии.
В ноябре 1935г. назначен командиром отделения 19 отдельного местного стрелкового батальона Московского военного округа.
С ноября 1936г.- отделенный командир сверхсрочной службы.
В мае 1937г. назначен командиром взвода.
С ноября 1937г. слушатель курсов младших лейтенантов пехоты при 3 стрелковом полку Московской стрелковой дивизии.
В апреле 1938г. присвоено звание младший лейтенант, назначен командиром полуроты 19 отдельного местного стрелкового батальона Московского военного округа.
С декабря 1938г. слушатель Харьковского военного авиационного училища летнабов и штурманов. Зачислен в состав 1 авиаэскадрильи.
16 октября 1939г. присвоено звание лейтенант, направлен в распоряжение командования Ленинградского военного округа.
20 февраля 1940г. назначен младшим летнабом (летчиком-наблюдателем) в 4 скоростную авиаэскадрилью 72 смешанного авиаполка.
15 августа 1940г. назначен младшим летнабом в 50 скоростной бомбардировочный авиаполк.
Полк имел на вооружении самолеты СБ.
В июне 1941г. базировался на аэродроме у Унгра у Хаапсалу (Эстония).
Первый боевой вылет полк совершил 22 июня 1941г. на бомбардировку войск противника в районе Тауреган. В ночь на 23 июня- в районах Кенигсберг, Клайпеда, Приекуле, Инстенбург.
С 06 июля 1941г. полк базировался на аэродроме Городец.
С августа 1941г. полк находился в составе Резервного фронта. Был вооружен самолетами Пе-2.
В сентябре 1941г. 4 экипажа полка были переданы в состав 57 бомбардировочного авиаполка.
Экипаж самолета: лейтенант Гаврилов Дмитрий Дмитриевич, летнаб (летчик-наблюдатель) лейтенант Талаев Семен Яковлевич, воздушный стрелок-радист сержант Низовцев Иван Васильевич (оба также служили в составе 50 скоростного бомбардировочного авиаполка).
Бомбил аэродромы Шаталово, Алсуфьево, Сеща, Фатьяново, железнодорожные станции и скопление войск противника. Несмотря на сильный заградительный огонь зенитной артиллерии, всегда выводил свое звено на цель.
12 октября 1941г. экипаж бомбил войска противника в районе Малоярославец- Медынь. В 16-57 в районе Ильинское (20км. западнее Малоярославец) был атакован тремя истребителями Ме-109 (Мессеоршмитт). Завязался воздушный бой. Летчик уводил самолет в облака, но Пе-2 был сбит (предположительно лейтенантом Hans Boos) в 17-10. Летчик лейтенант Гаврилов выпрыгнул с парашютом и вернулся в часть. Лейтенант Талаев и старший сержант Низовцев погибли.
Из наградного листа лейтенанта Гаврилова от 25 октября 1941г., известно, что он совершил 40 боевых вылетов, 33 из которых, на самолете Пе-2. Был легко ранен 12 октября 1941г. Награжден орденом Ленина.
Лейтенант Талаев и старший сержант Низовцев посмертно не награждались.
Боевой путь
Воспоминания
Из книги Осипова Георгия Алексеевича «Все объекты разбомбили мы дотла!».
06 октября 1941г.
Внезапно над аэродромом появились 15 пикирующих бомбардировщиков Ю-87. Они с ходу проштурмовали аэродром, а после разворота перестроились в пеленг для бомбометания.
В это время, по собственной инициативе, на двух самолетах Пе-2 взлетели экипажи Гаврилова и Кожевникова. На третьем самолете Пе-2 не запустился мотор, и он стоял размаскированный. Фашистские Ю-87 начали бомбить стоянку самолетов и другие объекты и сразу же зажгли раскрытый самолет Пе-2. Наши стрелки-радисты отражали атаки пикирующих бомбардировщиков противника из турельных пулеметов, при этом техник Бессонов сбил один Ю-87, который врезался в лес южнее аэродрома. Укрывшись в щелях, мы ждали окончания налета. В это время на большой скорости подошли ранее взлетевшие самолеты Д. Д. Гаврилова и В. Д. Кожевникова и атаковали фашистские бомбардировщики. С первой же атаки летчик Кожевников сбил один Ю-87. Не ожидая такого поворота боя, фашистские бомбардировщики прекратили атаки и ушли.
Перелетев к 10 октября на аэродром Дракино, наш полк вошел в состав 38-й авиадивизии ВВС 49-й армии.
Экипажей, способных выполнять боевые задания, было восемь, в том числе экипажи командира эскадрильи Лесняка, старших лейтенантов Гладкова, Николаева, лейтенантов Тараканова, Гаврилова, Антоновича, младшего лейтенанта Устинова и наш экипаж.
Днем (11 октября) полк под прикрытием истребителей 163-го истребительного полка нанес удар по скоплению войск противника в районе Чемоданово и на дорогах от Юхнова на Калугу, уничтожив шесть автомашин.
Днем 12 октября полк экипажами самолетов Пе-2 бомбардировал колонну вражеских войск на шоссе Медынь- Ильинское. В воздушном бою с восемью Ме-109, завязавшимся над целью, был сбит самолет лейтенанта Д. Д. Гаврилова. Летчик покинул горящий самолет с парашютом и через два дня прибыл в полк в изорванном реглане, а смертельно раненные штурман С. Я. Талаев и стрелок-радист И. В. Низовцев погибли вместе с самолетом.