
Георгий
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Георгий Михайлович (далее Г.М.) родился 13 мая 1916 года в селе Хрустальном Краснолучского г/с Луганской области. Согласно наградному листу на второй орден Красного Знамени был призван в армию в ноябре 1937 года, по иным документам значится, что состоял в рядах Красной армии с октября или ноября 1938 года. За несколько лет службы достиг офицерского звания младший лейтенант, был назначен на должность заместителя командира 2-й авиационной эскадрильи 174-го штурмового авиационного полка, а также к двадцати пяти годам уже вступил в партию.
Боевой путь
За несколько первых месяцев войны Г.М. успел отличиться во время боев на двух фронтах: Западном и Ленинградском. В непростой для страны момент, когда командование крайне скупо награждало своих героев, за двадцать пять успешных боевых вылетов Г.М. был дважды представлен к ордену Красного Знамени. Так, за эффективные штурмовые действия во время тринадцати вылетов в период с 9 по 24 августа 1941 года командный состав подал наградной лист на первую правительственную награду, а за двенадцать боевых вылетов на подступах к Ленинграду с 21 сентября по 7 октября уже и на второй орден.
За весь период Г.М. уничтожил: двадцать танков, семь зенитных орудий, двенадцать автомашин, четыре пулеметных гнезда, два мотоцикла, несколько повозок и много живой силы противника. Во время всех вылетов водил группы самолетов в составе звена и выше. Звено Г.М. имело тридцать восемь боевых вылетов и ни одной потери. Своим звеном уничтожил автоколонну до сорока единиц техники по дороге в районе Новая (скорее всего в документе идет речь о д. Новая Форносовского г/п Тосненского р-на).
После всех побед для Г.М. настал роковой вылет, из которого ему суждено было вернуться только спустя несколько лет. Согласно именному списку 174 шап пропал без вести 12 октября 1941 года, возможно именно в этот день Г.М. и совершил свой последний боевой вылет в тот год. По данным карточки учета военнопленного с лагерным номером 201 из шталага Люфтваффе 2 Г.М. попал в плен через неделю, 19 октября в Любани. В последующем прошел через все испытания, освобожден и возвращен в состав действующей армии, откуда уволился в запас к декабрю 1945 года. После войны Г.М. будет еще ни раз награжден, в том числе в 1985 году представлен к ордену Отечественной войны II степени.
После войны
Шли годы, места былых боев поросли лесом, а самолет, на котором Г.М. совершил тот октябрьский полет так и оставался лежать в тосненских лесах. О нахождении в лесу в районе п. Радофинниково обломков Ил-2 с советских лет знали многие местные жители, а благодаря Виталию в 2022 году координаты возможного места падения штурмовика стали известны и военнослужащим 90 отдельного специального поискового батальона. Подъем из леса на тот момент еще неизвестного самолета с загадочного судьбой пилота был произведен за четыре поездки: 4 и 6 апреля, когда в лесах еще лежал снег, 2 и 9 июня, когда дорога стала труднопроходима, представляла из себя череду пней, корней, кустов, поваленных деревьев, залитых водой.
В первые две поездки были обнаружены наиболее крупные составляющие штурмовика: бронеспинка, часть капсулы самолета, ланжероны, одну из амортизированных стоек и основную опору шасси с резиной, пару выхлопных патрубков, несколько бронелистов, разорванные части обшивки и другое. Состояние обнаруженных элементов самолета говорит о том, что скорее всего это было не падение, а вынужденная посадка, произведенная пилотом в экстренной ситуации. Причины, побудившие пилота к этому остаются пока неизвестны. Большинство бронелистов не имеют повреждений, некоторые из них сохранили родной заводской окрас, следов горения нет. Алюминиевая обшивка ланжеронов также очень хорошо сохранилась.
В целом сложилось впечатление, что штурмовик ранее подвергался разборке. Например, два ланжерона были аккуратно сложены друг на друга, приборная доска пилота лишена своих приборов, остался только алюминиевый каркас, а от штурвала осталась лишь стойка. При этом стоит сказать, что самолет был разобран ни один десяток лет назад, о чем свидетельствуют вросшие в деревья ланжероны. Многие элементы штурмовика не были обнаружены в ходе поисковых работ, не обязательно, что все они были сняты и вынесены неизвестными для сохранения и возможного экспонирования. Возможно, во время вынужденной посадки некоторые элементы оторвались и просто ждут того момента, когда будут обнаружены в будущем. Деревянный каркас по объективным причинам не сохранился, а некоторые металлические предметы потенциально могли быть сданы на металл местным населением, что является не редкостью. Орудия также отсутствовали на месте посадки, по словам Виталия, возможно с одним из них в былые годы играла детвора.
В заключение стоит отметить, что во время поисковых работ в один из июньских дней было обнаружено два элемента самолета, на которых был отмечен бортовой номер 47-20, благодаря чему и удалось установить судьбу пилота. До этого момента участники подъема надеялись во что бы то ни стало обнаружить останки пилота и идентифицировать его по ЛОЗ для увековечения памяти. Когда же стало известно, что пилот выжил, был освобожден из плена и ушел из жизни уже через несколько десятков лет после войны, все смело выдохнули и приступили к монтажу некоторых составляющих самолета, необходимых для реконструкции Ил-2 в натуральную величину в музее батальона.