Суворов Иван Васильевич
Суворов
Иван
Васильевич
гвардии майор
20.05.1913 - 4.10.1988

История солдата

Окончил 14-ю военную школу летчиков (с 1937г. Энгельское военное авиационное училище).

Участник Польского похода Красной Армии.

К началу войны служил летчиком-инструктором в 1-й Высшей школе штурманов ВВС Красной Армии (г.Рязань).

В июле 1941г. на базе школы был сформирован 1 дальний разведывательный авиационный полк (командир полка подполковник Сабуров Михаил Дмитриевич).

С 20 июля по 10 сентября 1941г. полк выполнял задания на Северо-Западном, Западном, Юго-Западном и Брянском фронтах, ведя боевую работу с аэродромов подскока.

Старший лейтенант Суворов был командиром экипажа- штурман старший лейтенант Рязанцев Григорий Тихонович, воздушный стрелок-радист младший сержант Гордиенко Иван Сидорович. Экипаж успешно выполнял боевые задания, доставляя ценные сведения о противнике.

В декабре 1941г. направлен командованием полка в 215 отдельную разведывательную авиационную эскадрилью, куда перегнал самолет Пе-2

Зачислен в составе 215 отдельной разведывательной авиационной эскадрильи особого назначения (командир- капитан Берман Семен Давидович, комиссар- старший политрук Артемьев Борис Павлович). Назначен командиром звена.

Летал с экипажем- помощник начальника штаба старший лейтенант Ястребов Василий Федорович, воздушный стрелок-радист младший лейтенант Пермяков Геннадий Григорьевич (впоследствии, Геннадий Григорьевич переведен в штурманы, воздушным стрелок-радист экипажа стал младший сержант Кулагин Федор Михайлович).

12 января 1942г., несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, сфотографировал железнодорожный узел Брянск.

18 января 1942г. экипаж с 13-34 произвел полет по маршруту Медынь-Юхнов- Вязьма- Гжатск. Обнаружил движение войск противника по дорогам в районах Гжатск, Вязьма, сфотографировал скопление эшелонов на станции Вязьма, был обстрелян сильным огнем зенитной артиллерии. Вернулся на аэродром в 15-20.

19 января 1942г. экипаж Суворов- Ястребов- Пермяков с 11-25 выполнял полет по маршруту Юхнов- Вязьма- Гжатск. Обнаружил движение войск противника по дорогам в районах Гжатск, Вязьма. В районе Вязьмы сбросил две авиабомбы ФАБ-50 и 10000 листовок. Продолжительность вылета 2ч. 30мин.

20 января обнаружил и сфотографировал колонну из 3900 автомашин и 40 танков.

01 марта при подходе к Брянску самолет стали преследовать 6 истребителей противника. Иван Васильевич, умело маневрируя, не давал им возможности для атаки. Оторвавшись от преследователей, скрытно вышел к городу с другой стороны, выполнил разведку города, железнодорожной станции и аэродрома.

К марту 1942г. капитан Суворов совершил 12 успешных боевых вылетов на разведку, был представлен к ордену Красного Знамени, приказ о награждении от 20 июня 1942г. Награждение проходило в Москве 17 июля 1942г.

05 марта 1942г экипаж самолета Пе-2Р: Суворов, Пермяков, стрелок радист старший сержант Разиньков Семен Петрович, изменив из за плохой погоды маршрут, выполнил разведку районов Жиздра, Рославль, Юхнов. Обнаружил по дороге Рославль, Сеща 8 орудий, 40 подвод, Рославль 1500 машин, 12 железнодорожных составов, 400 вагонов, по дороге Рославль- Юхнов 700 автомашин, 200 подвод. Продолжительность вылета 3 часа. 

26 апреля 1942г. эскадрилья обращена на формирование 4 дальнего разведывательного авиационного полка. (командир полка- майор Берман Семен Давидович, военком- батальонный комиссар Артемьев Борис Павлович). На вооружении полк имел самолеты Пе-2, Пе-3, впоследствии, американские самолеты «Аэрокобра», вел разведку на Западном, Северо-Западном, Воронежском и Юго-Западном фронтах.

Капитан Суворов назначен заместителем командира 1 авиаэскадрильи (командир эскадрильи майор Плитка Григорий Саввич).

06 октября 1942г. самолет Ивана Васильевича был сбит истребителем противника и загорелся. Пытаясь спасти боевую машину, летчик получил тяжелые ранения и ожоги.

После госпиталя капитан Суворов вернулся в полк.

Капитан Суворов был представлен к ордену Ленина, приказом от 08 мая 1943г. награжден орденом Отечественной войны I степени.

17 июня 1943г. полк был преобразован в 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк.

19 сентября 1943г. экипаж самолета А-20-В (Дуглас-Бостон): летчик гвардии капитан Суворов Иван Васильевич, штурман гвардии старший лейтенант Базров Хаджисмел Камбулатович, воздушные стрелки гвардии старшина Величко Григорий Максимович, гвардии сержант Баранов Александр Фомич, взлетев в 10-02 с аэродрома Чкаловская, выполнил разведывательный полет по маршруту Чкаловская- Жуковка- Гомель- Семеновка- Хутор Михайловский- Чкаловска. Длительность вылета 4ч 10мин.

В 1944г. гвардии капитан Суворов был назначен командиром авиаэскадрильи.

02 июня 1944г. экипаж: летчик гвардии капитан Суворов, штурман гвардии капитан Сафронов Алексей Иванович, воздушные стрелки гвардии старший сержант Боженок Николай Никитович, гвардии сержант Баранов Александр Фомич- с аэродрома Скоморохи выполнил разведку по маршруту Скоморохи- Камень-Каширский- Пулавы- Демблин- Лукув- Брест- Сарны- Скоморохи.

12 июня экипаж Суворов, Сафронов, Боженок, Баранов- выполнил разведку районов Белосток- Бельск.

15 августа экипаж самолета Пе-3-Бис: летчик гвардии капитан Суворов, штурман полка гвардии майор Петров Николай Петрович, с аэродрома Лабуне (Польша), выполнили разведку в районах Ченстохова- Любленец- Оппельн- Котовице.

16 августа экипаж: Суворов, летнаб гвардии младший лейтенант Куян Василий Андреевич вылетел на разведку в район Дембица- Тарнув. При выполнении задания был атакован 5 истребителями ФВ-190. Развернувшись, ушел со снижением в сторону линии фронта.

26 августа экипаж Суворов, Петров совершил вылет на полный радиус действия самолета Пе-3-Бис, выполнив разведку районов Жешунь- Попрад- Луненец- Будапешт- Мискольц- Галич. Продолжительность вылета- 3ч.

За долголетнюю и безупречную службу в ноябре 1944г. награжден медалью «За боевые заслуги».

20 декабря экипаж самолета Пе-3-Бис № «звезда»: летчик гвардии капитан Суворов Иван Васильевич, летнаб гвардии капитан Ветлужских Виктор Михайлович, с аэродрома Лабуне (Польша), выполнил разведку районов Домброво- Брно.

21 декабря экипаж Суворов, Ветлужских выполнил разведку по маршруту на Люблинец.

К январю 1945г. после последнего награждения Иван Васильевич выполнил еще 16 успешных боевых вылетов на дальнюю разведку на самолетах Пе-3 и А-20 В (Дуглас- Бостон).

Был представлен к ордену Красного Знамени. Приказ о награждении от 10 апреля 1945г.

17 января 1945г. экипаж Суворов, Петров с аэродрома Ежове выполнял очередной вылет. Прошел Катовице и железнодорожный узел Тарнувские Гуры. При полете на высоте 7000м. штурман Петров потерял сознание. Летчик Суворов прекратил выполнение задания и вернул самолет на свой аэродром.

20 января экипаж самолета Пе-3-Бис № «звезда» Суворов, Сафронов с аэродрома Рытвяны (Польша) вылетел на разведку в район Калиш. Из-за потери ориентировки задание не выполнил.

22 марта экипаж самолета Пе-3-Бис № 45: летчик гвардии майор Суворов Иван Васильевич, летнаб гвардии лейтенант Данилов Анатолий Иванович, с аэродрома Лабен (совр. Любин, Польша), выполнил разведку районов Лаубан- Циттау- Хлумец- Трутнов.

24 марта экипаж самолета Пе-3-Бис № «звезда» Суворов, Ветлужских выполнил разведку западного береге р.Нейск от устья до Форст.

К концу войны на счету Ивана Васильевича были 52 успешных боевых вылета на разведку глубокого тыла противника. Эскадрилья под его командованием в 1945г. произвела более 200 боевых вылетов.

Приказом от 29 мая 1945г. Иван Васильевич был награжден орденом Отечественной войны II степени.

Награжден медалями «За оборону Москвы», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Окончил службу 13 декабря 1946г.

В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны I степени.

Дополнительная информация на странице ВК (Пермяков Виктор Валентинович).

*ниже представлены фотографии из личного архива Ивана Васильевича и журнала боевого пути 4 одрап.

Регион Пензенская область
Воинское звание гвардии майор
Населенный пункт: Пенза
Место рождения с.Пеша, Пензенская обл.
Годы службы 1934 1946
Дата рождения 20.05.1913
Дата смерти 4.10.1988

Боевой путь

Дата призыва 1934
Боевое подразделение 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк

Документы

Схема боевого пути полка.

Схема боевого пути полка.

Фотографии

Слева-направо: мл.лейтенант Пермяков Г.Г., ст.лейтенант Суворов И.В., ст.лейтенант Ястребов В.Ф.

Слева-направо: мл.лейтенант Пермяков Г.Г., ст.лейтенант Суворов И.В., ст.лейтенант Ястребов В.Ф.

Слева-направо: Карев В.А., Кулагин Ф.М., Суворов И.В., Пермяков Г.Г.

Слева-направо: Карев В.А., Кулагин Ф.М., Суворов И.В., Пермяков Г.Г.

слева-направо: штурман Пермяков Г.Г., командир экипажа Суворов И.В., стрелок-радист Кулагин Ф.М.

слева-направо: штурман Пермяков Г.Г., командир экипажа Суворов И.В., стрелок-радист Кулагин Ф.М.

Слева-направо: ст.лейтенант Ястребов В.Ф., ст.лейтенант Еникеев Б.М., ст. лейтенант Суворов И.В.

Слева-направо: ст.лейтенант Ястребов В.Ф., ст.лейтенант Еникеев Б.М., ст. лейтенант Суворов И.В.

фотография мз личного архива

фотография мз личного архива

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: