Суров Дмитрий Иванович
Суров
Дмитрий
Иванович
Капитан—лейтенант / Командир подводной лодки «М-33»
1.10.1912 - 08.1942

История солдата

Суров Дмитрий Иванович (принял командование подводной лодкой в июне 1940) в составе 7-го дивизиона 2-й бригады ПЛ в Севастополе. Уже вечером 22 июня подводная лодка вышла в дозор на позицию № 1 юго-западнее мыса Тарханкут, где встреч с кораблями противника не имела. Второе дозорное патрулирование «М-33» в районе северо-восточнее острова Фидониси (позиция № 6) прошло также без встречи с противником. В течение похода на подводной лодке дважды выходила из строя муфта «Бамаг», но субмарина продолжала оставаться в назначенном районе. Вечером 2 августа «М-33» вышла в море с задачей проникновения на внешний рейд Констанцы (позиция № 11). 5 августа, благополучно форсировав минное поле, подводная лодка оказалась на внешнем рейде порта. За трое суток патрулирования в этом районе «М-33» лишь однажды наблюдала сторожевик противника, атаковать который из-за малых глубин не смогла. В дальнейшем с середины августа по конец октября 1941 года подводная лодка четырежды выходила на эту позицию. Днем 20 августа она одной торпедой атаковала выходящую в море румынскую субмарину «Дельфинул». В момент выстрела «М-33» не удержала глубину и показала над водой рубку. Торпеда прошла под носом румынской субмарины. Впрочем, противник так же не остался в долгу – румыны обстреляли показавшуюся над водой рубку советской подлодки, не нанеся ей каких-либо повреждений. 6 декабря «М-33» была направлена для оказания помощи подводной лодке «М-62», которая в условиях сильного шторма была выброшена на камни у устья реки Гагида, а 16 декабря направлена в район Одессы (позиция № 25). В январе 1942 года подводную лодку привлекают к мероприятиям в рамках проведения Керченско-Феодосийской десантной операции. В ночь на 8 января «М-33» в районе Евпатории высадила разведгруппу из 12 человек, но обратно на борт субмарины разведчики не вернулись. Группа к месту встречи с кораблем не прибыла. После гарантийного ремонта в Очамчири, проведенного в феврале – мае 1942 года, подводная лодка привлекается к снабжению осажденного Севастополя. За два рейса «М-33» доставила защитникам города 5.900 кг продовольствия и 7 тонн боеприпасов. 14 июня, загрузив продовольствие – консервированный гороховый суп в банках, обнаружилось, что хотя в весовом отношении количество груза и соответствовало предварительным расчетам, его объем занимал значительно больше места, чем предполагалось. Ящики с консервами укладывались где только можно. Кроме продовольствия подводная лодка приняла боеприпасы для защитников Севастополя. В целом, субмарина настолько оказалась забита грузом, что ко многим ответственным механизмам не имелось доступа. В третий транспортный рейс «М-33» вышла днем 22 июня. Она должна была доставить в Севастополь 5,9 тонн боеприпасов, 1 тонну продовольствия и четырех человек. Кроме того, в IV балластную цистерну подводной лодки было закачано 6 тонн бензина, пары которого еще в ходе его приемки через внутреннюю вентиляцию поступали в отсеки, создавая угрозу взрыва. Через несколько часов после того как «М-33» направилась к берегам Крыма, субмарина получила приказ вернуться в Новороссийск. Вечером 23 июня, после перекачки горючего обратно на танкер, перед погружением для дифферентовки во время остановки судовой вентиляции на субмарине произошел взрыв паров бензина. Воспламенение произошло в центральном посту и быстро распространилось по всем отсекам корабля. Люди, особенно в центральном посту, получили сильные ожоги, но они продолжали выполнять свои обязанности, и субмарина ни на минуту не теряла управление. Из центрального поста люди вышли с горящей на них одеждой и ожогами участков тела, так как многие из них работали раздетыми до пояса. Командир приказал им прыгать в воду, а своему помощнику лейтенанту Рузову спуститься вниз и осмотреть, задраены ли переборки. Командир БЧ-5 инженер-лейтенант Сапегин, получивший в момент взрыва сильные ожоги, обошел все отсеки, и только после доклада командиру, что пожара в отсеках нет, потерял сознание. В результате аварии на подводной лодке в аккумуляторных отсеках просел настил, произошло возгорание элементов, многие приборы и механизмы получили повреждения, семь членов экипажа «М-33» получили ожоги первой и второй степени. Наиболее сильно пострадали командир БЧ-5 Сапегин Г.П. и командир отделения трюмных Костылев М.Т., последний впоследствии скончался. «М-33» ушла в Очемчири, где встала на аварийный ремонт. После вступления в строй подводная лодка в конце июля – начале августа патрулировала район Евпатории, но противника не встретила. Положение «М-33» на дне. Положение «М-33» на дне. Реконструкция П.Н. Талманова На исходе суток 20 августа «М-33» вышла в свой последний боевой поход к Одессе (позиция № 31). Вечером 21 августа, следуя в район действий, подводная лодка по ошибке безрезультатно была атакована советским самолетом. Летчики были последними, кто видел «М-33». Находясь на позиции 22 – 25 августа подводная лодка подорвалась на двух минах минного заграждения «S-33», выставленного румынскими минными заградителями «Дакия» и «Мурджеску» 25 июня 1942 года (260 германских контактных мин «UMB»), и погибла. В июле 1951 года при проведении подготовительных работ по подъему подводной лодки «М-60», погибшей в 7 милях к югу от мыса Большой Фонтан, в 150 метрах от нее (в точке 46°20,3' с.ш./30°54,3' в.д.) была обнаружена еще одна погибшая субмарина. Так как подготовительные работы по подъему первой подводной лодки были завершены, решено было поднять и вторую. Ею оказалась «М-33». Субмарина лежала на глубине 27 метров и имела повреждения в районах I, III и IV отсеков. В ходе осмотра подводной лодки никаких документов, способных пролить свет на причины гибели «М-33», найдено не было, но по ряду косвенных признаков картина гибели корабля была восстановлена. Так как на субмарине нашли большое количество неизрасходованных продуктов, был сделан вывод, что подводная лодка погибла в первой половине срока нахождения на позиции. Взрыв мины произошел в 20.26. в районе I отсека в 5-6 метрах от прочного корпуса, когда «М-33» в подводном положении (глубина 9 метров) совершала переход из района патрулирования в район зарядки батарей. Сразу после взрыва на подводной лодке была предпринята попытка всплыть в надводное положение на полном ходу путем продувания цистерн главного балласта и перекладки горизонтальных рулей на всплытие, но носовая цистерна главного балласта и цистерна плавучести потеряли герметичность. Подводная лодка несколько продвинулась вперед и упала на грунт, оказавшись на второй линии мин. I отсек субмарины был затоплен достаточно быстро, поэтому борьбы за живучесть там не велось, и личный состав перешел во II отсек. Ситуация осложнялась тем, что аккумуляторная батарея имела низкую плотность, а во II отсеке, возможно, вообще была повреждена. Не хватало воздуха высокого давления. Экипаж субмарины готовился к повторному всплытию. Шесть человек находились в VI отсеке у кормового входного люка, один встал к станции аварийного продувания главного балласта, радист находился в радиорубке, остальные, вероятно, в боевой рубке и III отсеке. Верхний рубочный люк был отдраен, но за счет забортного давления сохранял герметичность. Около 00.47. механик продул балласт, и «М-33» с дифферентом на нос начала всплывать. В этот момент в районе переборки между III и IV отсеками взорвалась еще одна мина. В результате, оба отсека и боевая рубка оказались моментально заполнены водой, и все, кто там находились, погибли. «М-33» снова упала на грунт. Оставшиеся в живых в VI отсеке предприняли попытку выйти из затонувшей подводной лодки – был опущен тубус, приготовлен буй, у всех имелись приборы ИСА-М. Но открыть входной люк люди так и не смогли и умерли от недостатка кислорода. На борту «М-33» в ее последнем походе погибли 21 член экипажа субмарины. В 1951 году останки 16 найденных в ходе подъемных работ моряков похоронены в Одессе. 14 боевых походов 23.06.1941 – 28.06.1941 08.07.1941 – 14.07.1941 02.08.1941 – 10.08.1941 17.08.1941 – 24.08.1941 10.09.1941 – 17.09.1941 04.10.1941 – 11.10.1941 21.10.1941 – 27.10.1941 16.12.1941 – 22.12.1941 07.01.1942 – 11.01.1942 14.06.1942 – 17.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь. 18.06.1942 – 20.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь. 22.06.1942 – 23.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь. 21.07.1942 – 28.07.1942 20.08.1942 – +

Регион Севастополь
Воинское звание Капитан—лейтенант
Населенный пункт: Севастополь
Воинская специальность Командир подводной лодки «М-33»
Место рождения Харьков
Годы службы 1937 1942
Дата рождения 1.10.1912
Дата смерти 08.1942

Награды

Орден Красного Знамени

Орден Красного Знамени

Документы

Наградной лист

Наградной лист

Семья солдата

Внучка, Воеводина Татьяна Станиславовна, правнучки Мария и Екатерина, праправнучки Валерия, Варвара и София

Никита
Правнук Демин Никита Станиславович

Глеб
Правнук Демин Глеб Станиславович

Владислав
Сын Суров Владислав Дмитриевич

Анна
Жена Сурова Анна Ивановна

Моя бабушка, Сурова Анна Ивановна с детьми Галиной (моя мама) и Владиславом

Наталья
Внучка Сурова Наталья Владиславовна

Анна
Жена Сурова Анна Ивановна

Сурова Анна Ивановна (жена) с дочкой Деминой Галиной Дмитриевной (выше), невестка Миля (справа), внук Суров Дмитрий Владиславович

Станислав
Демин Станислав Станиславович

Внук с супругой, командир подводной лодки, капитан 1 ранга

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: