Иван
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Служил в 11 транспортном авиаполку.
В начале 1940г. участвовал в Советско-финской войне. Указом Президиума ВС СССР от 19 апреля 1940г. награжден орденом Красной Звезды.
В 1941г.- в составе 210 ближне-бомбардировочного авиаполка Одесского военного округа (командир полка Кожемякин Александр Владимирович). 30 июля 1941г. полк в составе 20 самолетов перелетел на аэродром Алексеевка и приступил к боевой работе на Южном фронте.
16 сентября с 06-57 до 08-10 самолет Су-2 2-й авиаэскадрильи (АЭ) вел воздушную разведку переправ на р.Днепр в окрестностях г.Никополь. Командир экипажа- капитан Сурай.
18 сентября 5 самолетов Су-2 1АЭ-2 самолета, 2АЭ-1 самолет, 3АЭ-2 самолета с 10-40 до 11-43 вели авиаразведку войск. Западнее Подогаевка с высоты 1000м бомбили колонну автомашин. Сброшено 10 авиабомб ФАБ-50 и 60- АО-25. Ведущий группы- капитан Сурай.
19 сентября экипаж- пилот капитан Сурай, штурман ст.лейтенант Шатило Григорий Михайлович дважды вылетал на авиарезведку .
1-й вылет с 06-25 до 07-25 разведка переправ на р.Днепр от Никополь до Беленькая. На окраине Приволье с высоты 1000м сбросили 6 авиабомб ФАБ-50 на скопление пехоты и автомашин.
2-й вылет с 17-52 до 18-32 разведку переправ на р.Днепр от Добрая Надежда до Беленькая.
28 сентября в 13-30 вылетел в группе 6 самолетов Су-2 на боевое задание, вынужден был вернуться- в двух целинрах мотора лопнули поршневые кольца, пять цилиндров потеряли компрессию.
Иван Васильевич был командиром 2-й эскадрильи. Совершил 104 боевых вылетов на самолете СУ-2, из которых 79- ведущим группы.
С 18 апреля 1942г. личный состав полка убыл в Учебно-тренировочный центр Южного фронта для переучивания на самолеты ИЛ-2.
С сентября 1942г. майор Сурай командир эскадрильи при 6 отдельном учебно-тренировочном авиаполку. Летал на самолетах УТИ-4, Пе-2, УТ-2.
Приказом от 18 апреля 1943г. награжден орденом Красного Знамени.
В 1944г.- летчик-инспектор по технике пилотирования 797 бомбардировочного авиаполка (командир полка Бандровский Пелий Антонович).
В период Львовской операции с 14 по 23 июля 1944г. совершил 6 боевых вылетов.
Указом Президиума ВС СССР от 03 ноября 1944г. за долголетнюю и безупречную службу награжден вторым орденом Красной Звезды.
Назначен заместителем командира полка по летной подготовке. Подготовил 25 экипажей пикировщиков и 7 экипажей бомбардировщиков, не имея аварий и поломок.
Приказом от 15 февраля 1945г. награжден вторым орденом Красного Знамени.
Награжден Чехословацким Военным крестом 1939-1945гг.
Награжден медалями: «За взятие Берлина». «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Службу окончил: 28.111955г. подполковник.
В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны II степени.
Боевой путь
Воспоминания
Из книги дважды Героя Советского Союза Сивкова Григория Флегонтовича "Готовность номер один"
Эскадрильей нашей командовал капитан Сурай. Высокий, неторопливый в решениях, волевой командир. Все он делал обдуманно, без ошибок. Уважаемый, авторитетный человек в полку.
Мы, новички, "молились" на своих командиров, как на богов. Они были великолепными летчиками, отважными и очень дружными между собой людьми.
К разрывам снарядов немецких зенитных орудий мы привыкли после нескольких боевых вылетов. Хотя и не скажу, что слишком приятно, когда ты летишь, а вокруг дымчато-черные разрывы смертоносных клубочков.
- Снаряд зенитки что пуля-дура, - говорит капитан Сурай. - Надо еще уметь попасть по движущейся цели. Разумным маневром нетрудно уйти от снаряда, главное - увидеть первый залп. Истребители противника - иное дело...
Перед вылетом капитан Сурай предупреждал:
- "Месеров" много. Обычно делятся на две группы: одна связывает боем наших истребителей прикрытия, другая - атакует нас. Так что необходимо быть готовым в любой момент к отражению атаки.
Мы, уже немного обстрелянные новички, ловим на лету каждое слово капитана, а он продолжает:
- Главное вовремя увидеть противника, не допустить внезапной атаки. А там уже легче: держи плотный строй и защищай огнем товарища. Здесь нужны самообладание, воля и мастерство.
В одном из вылетов поврежден самолет капитана Сурая. Совсем немного не дотянул капитан до своего аэродрома. Пришлось идти на вынужденную посадку, садиться прямо в поле. Да тут, как назло, еще был овраг...
Экипаж получил серьезные ушибы и с места аварии был доставлен в госпиталь. Нам даже не удалось попрощаться со своим любимым командиром.
...После госпиталя капитан Сурай попал в другой полк и успешно воевал...