
Александр
Ефимович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дедушка Александр Ефимович Сухоруков прожил трудную и славную жизнь, отмеченную и боевыми подвигами и самоотверженным трудом.
Он родился 12 апреля 1911 года в многодетной семье крестьянина курской губернии. Окончив школу 2-й степени в городе Дмитриев, он в 17 лет начал работать на шахте в Донбассе. Потом приехал в Ленинград и в 1931 году поступил в ленинградский индустриальный институт, который окончил с отличием в 1937 году, получив специальность инженера механика оборудования металлургических заводов. После окончания института Александр Ефимович работал в ленинградском Гипромезе (Государственный институт проектирования металлургических заводов) и принимал активное участие создание доменных печей Приднестровья и Донбасса.
В декабре 1939 года он был мобилизован в Красную армию и участвовал в войне с Финляндией в звании начальника двигательного цеха объединенного ремонтного поезда 12. А после окончания этой войны был оставлен в кадрах в Красной армии. С первого и до последнего дня Великой отечественной войны Александр Ефимович был на фронте. Он служил в передовых саперных частях в должности начальника штаба саперной части, заместителя командира батальона по строительной части. В их задачи входило строительство мостов, наведение переправ, минирование объектов, разминирование вражеских мин и т.д. В составе Карельского фронта он участвовал в обороне Ленинграда, где в блокадном городе оставались его жена и дети, в составе Украинского фронта освобождал Украину, Венгрию, Австрию. В ходе Свирско-Петрозаводской наступательной операции (21 июня 1944 г. – 9 августа 1944 г.) освобождал города Петрозаводск, Свирь, Медвежьегорск, Кондопога и др.
Весть о победе в Великой отечественной войне Александр Ефимович встретил в Австрии, будучи старшим адъютантом 128-го отдельного Гвардейского саперного батальона 3-го Украинского фронта. Во время войны был дважды контужен, но всегда возвращался в строй. За боевые заслуги был награжден орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны, медалью За боевые заслуги, медалью За победу над Германией. В декабре 1945 года был демобилизован в звании гвардии инженер майора.
После демобилизации Александр Ефимович был направлен в ленинградский Гипромез. А в августе 1948 года переведен в Москву в центральный Гипромез на должность главного конструктора доменного отдела. В 1965 году по решению коллегии госкомитета металлургической промышленности стал начальником доменного отдела и всю жизнь проработал в этой должности. Основные этапы трудовой деятельности включали в себя послевоенное восстановление разрушенной промышленности юга страны, а также разработку типовых проектов доменных печей. В 1981 году ему была присуждена государственная премия СССР за вклад в создание доменной печи, построенной на Новолипецком металлургическом комбинате. Основные технические решения были выполнены на уровне изобретений и защищены более чем пятьюдесятью авторскими свидетельствами, многие из которых запатентованы в США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании и других странах. Александр Ефимович являлся членом секции доменного производства постоянной комиссии СЭВ по черной металлургии и участвовал в международных симпозиумах и конгрессах в Италии, ФРГ, Японии, Швеции. Большая по объему и сложности работа выполнялась Александром Ефимовичем по авторскому надзору при строительстве и эксплуатации доменных печей, в том числе и во время длительных командировок в Индии и Финляндии. В мирное время он был награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Почета и еще большим количеством медалей.
Со своей женой, Захаровой Лидией Александровной, Александр Ефимович прожил почти 65 лет, у них четверо детей и много внуков и правнуков.
Александр Ефимович ушел из жизни 4 июля 2002 года на девяносто втором году жизни. До самых последних дней он сохранял бодрость духа, интерес к жизни и чувство юмора.
Боевой путь
1) декабрь 1939 г. - август 1940 г.:
обединенный ремонтный поезд 12 (начальник двигательного цеха)
2) август 1940 г. - апрель 1942 г.:
184-й отдельный саперный батальон 7-й отдельной армии Карельского фронта (помощник командира батальона по технической части)
3) апрель 1942 г. - май 1944 г.:
1-й гвардейский саперный батальон 7-й отдельной армии Карельского фронта (начальник артел. техн. снабжения)
4) май 1944 г. - август 1944 г.:
1-й Гвардейский саперный батальон 7-й отдельной армии Карельского фронта (заместитель командира батальона по строительной части)
5) август 1944 г. - май 1945 г.:
128-й отдельный Гвардейский саперный батальон 3-го Украинского фронта (старший адъютант)
декабрь 1945 г. - демобилизован в звании гвардии инженер майор
Воспоминания
Сухоруков Александр Ефимович о военных годах (записано мной со слов дедушки, когда он еще был жив)
«В мае 1944 года командованием фронта было приказано готовиться к форсированию реки Свирь, чтобы выбить противника с занимаемых им позиций. Для этой цели нашей части было приказано изготовить тысячу лодок (каждая вместимостью 13 человек) для переправы и конструкцию для постройки моста. Для выполнения этого задания в помощь нам дали 4000 человек пехоты. Материалы заготавливали в ближайшем лесу. Готовые лодки мы развезли по войскам, которые должны были форсировать реку Свирь на большом участке. Подготовленные конструкции моста (длиной 350 метров) расположили в лесной просеке, разметили и замаскировали ветками.
В это время подтягивались наши войска. На форсирование реки Свирь было сосредоточено две армии с тяжелым вооружением, артиллерией, дивизионами «Катюш». Мне было приказано руководить строительством моста и проводить разведку берега.
Утром 21 июня 1944 года началась мощная артиллерийская подготовка из тысячи орудий различных калибров, от орудий прямой наводки до дальнобойных орудий, а на расстоянии 1 километр были расположены дивизионы «Катюш». Когда началась эта артиллерийская подготовка, ясное утро превратилось в ночь от дыма и гари.
Когда врага отогнали на 3 километра от линии берега, на машинах вывезли из леса заготовленные конструкции и стали строить мост. Строительство продолжалось под огнем противника. В результате так необходимый для передвижения наших войск и техники мост построили за три дня. Для проверки крепости и надежности переправы, нас (т.е. тех, кто отвечал за строительство) поставили под мостом, а по нему пустили танки. Но все было сделано на совесть».