
Николай
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
На фронте с 24 июня 1941г. С декабря младший воентехник Ступин- механик авиационный 210 ближне-бомбардировочного авиаполка.
Николай Васильевич обеспечивал бесперебойную работу своего самолета, постоянную готовность к боевым вылетам. В феврале 1942г. представлен к ордену Красной Звезды, приказом от 29 апреля 1942г. награжден медалью «За боевые заслуги».
Обслужил 140 боевых вылетов самолетов Су-2. Назначен техником авиазвена.
18 апреля 1942г. личный состав полка убыл в учебно-тренировочный центр Южного фронта для переучивания на самолет Ил-2. Полк был переименован в 210 штурмовой авиаполк и вошел в состав 230 штурмовой авиадивизии.
12 сентября самолет Ил-2 №12 был поврежден прямым попаданием снаряда зенитной артиллерии (ЗА) в левую плоскость. В результате правильной организации работ, к утру следующего дня самолет был введен в строй.
12 октября у самолета №12 была пробита бронезащита мотора, расширительный бачок и масляный радиатор. Мотор пришлось заменить, через 3 суток работы самолет был готов к боевым вылетам.
К апрелю 1943г. технический состав под руководством Николая Васильевича отремонтировал 14 самолетов, произвел монтаж 4 моторов в полевых условиях.
Приказом от 30 апреля 1943г. техник-лейтенант Ступин награжден орденом Красной Звезды.
Награжден медалью «За оборону Кавказа».
К январю 1945г. обеспечил в своем звене 294 самолетовыпуска на боевые задания, не имея случая невыхода или возвращения самолетов из-за отказов материальной части. Восстановлено 30 моторов, 2- заменено. В течение одного месяца обучил трех механиков из нового пополнения.
Приказом от 31 января 1945г. награжден орденом Отечественной войны
Награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1946г. награжден медалью «За боевые заслуги», в 1951г.- орденом Красной Звезды, в 1956г.- орденом Красного Знамени.
Службу окончил: 16.09.1957г., капитан технической службы.
В честь 40-летия Победы награждена орденом Отечественной войны II степени.
Боевой путь
Воспоминания
Из книги Сивкова Григория Флегонтовича "Готовность номер один".
Перелетели Венгрию, на аэродром близ города Сегед. Здесь уже были наши истребители.
Как-то утором в нелетную погоду техники опробовали двигатели и проверяли готовность своих самолетов. Все в порядке. И вдруг видят: разворачивается с противоположной стороны взлетной полосы истребитель и идет как-то непонятно, кругами. А за ним бегают техники соседнего полка. Техник нашей эскадрильи Николай Ступин сразу сообразил, что дело неладно, вспрыгнул на крыло истребителя, добрался до кабины и остановил самолет.
Потом выяснилось что техник соседнего полка готовил самолет к запуску. Поблизости никого не было, чтобы открыть воздух из баллона. Вылез из кабины, открыл кран баллона со сжатым воздухом, и мотор сразу запустился. Самолет рванулся, перескочил через колодки, оторвал трубопровод и пошел куролесить по взлетной полосе. Хорошо, что Николай Ступин подоспел. Объявил ему командир полка благодарность.