Сторожев Николай Терентьевич 28.03.1923 г. п. Захаровка Башкирия
Сторожев
Николай
Терентьевич
28.03.1923
г.
п.
Захаровка
Башкирия
капитан

История солдата

Медаль "За победу над Германией"

 

Так было

 

В небесах мы летали одних,

Мы теряли друзей  боевых

 (Из песни)

Есть в Башкирии большая деревня Захаровка, а рядом Константиновка. Деревень в Башкирии с русскими названиями много. Они пошли с тех далеких времен, когда Российская Императрица Екатерина II приглашала русских, немецких, белорусских, украинских крестьян на поселение, на обживание плодородных приволжских и башкирских пустующих земель. Через много лет здесь в 1923 г в семье колхозного мельника родился Николай Сторожев. Семья была большая, трудолюбивая: родители, старший брат, три сестры. Рос как и все. В1937 году после окончания школы встал вопрос: продолжить учебу или идти на работу. Николай поступает в школу ФЗУ. Освоив специальность оператора по добыче нефти, Николай получил направление на нефтяные разработки в город Ишимбай, который в то время называли "вторым Баку"- настолько там был велик запас нефти. Однажды сюда на нефтепромыслы приехал корреспондент одной из центральных  газет, и Николая, как лучшего оператора, пригласили к нему на беседу. На вопрос корреспондента: "Хочешь ли служить в Армии", ответил твердо: "Хочу быть летчиком".

Прошел примерно месяц после встречи с корреспондентом, как однажды его вызвали в военкомат и вручили путевку в Курганское авиационно-техническое военное училище. Шел сентябрь 1941 года. На западной границе нашей страны полыхал пожар войны. Враг был силен. Немецкие войска захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, часть Украины, подступили к Москве. Красная Армия, сдерживая натиск врага, несла большие потери. Особенно потери ощущались в авиации. Не хватало летного состава. И тогда по приказу наркома обороны И. Сталина стали переучивать авиа-технический состав на летчиков-штурманов. В Красноуфимское летное училище срочно отправили 80 человек. Среди них был и Николай Сторожев. После теоретической подготовки приступили к практическим полетам. Знаменитый "ПО-2"- "кукурузник" - простой по конструкции легкомоторный самолет - во время войны использовался как легкий ночной бомбардировщик ближнего действия. Экипажи этих самолетов наносили ощутимый урон, разрушая передовые позиции врага. Этот самолет и стал первой воздушной "школьной партой" начинающего летчика. Сначала с инструктором, потом самостоятельный вылет по "кругу", как говорят летчики, в границах аэродрома. "Отрабатывали взлет и посадку, уставали ужасно,"- вспоминает Николай Терентьевич. После сдачи зачетов по летной подготовке курсантов отправили в Иркутск в учебно-тренировочный отряд, где проходили подготовку к боевым действиям во фронтовых условиях. В основном это были ночные полеты по незнакомым маршрутам.

После окончания курсов Николай Сторожев получил направление в Ташкент, где проходил летную подготовку на самолете "Ли-2" - "Дуглас". Двухмоторный самолет с экипажем 6 человек, предназначенный для пассажирских и грузовых перевозок, в годы войны был перестроен под ночной  бомбардировщик дальнего действия.

 Шел 1944 год. Под сокрушительными ударами Красной Армии немецкие войска откатывались на Запад. Началось освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики. Экипаж Николая Сторожева зачислили в 334 авиационный бомбардировочный полк дальнего действия, где командиром был замечательный душевный человек полковник Лебедев Василий Иванович. Аэродром располагался недалеко от поселка Грабцево, под Калугой. С этого аэродрома и начался боевой путь летчика Николая Сторожева. Незабываем был первый боевой вылет. Николай Терентьевич вспоминает: "В начале марта 1944 года мы получили приказ совершить ночной налет на вражеский аэродром под Бобруйском. Весь полк в составе 30 машин поднялся в воздух. Летели ночью без сопровождения истребителей в сплошной облачности. Удар с воздуха был для немцев неожиданным. По команде штурмана самолет сбросил одну за другой четыре 250 килограммовых бомбы, подвешенные под крыльями. Тонна взрывчатки обрушилась на врага. Внизу, на земле, клубы дыма, что-то взрывается, горит, а мы делаем крутой вираж и поворачиваем на свой аэродром. Долетели с опозданием в 3 часа. Хорошо, что имели вместительные бензобаки, которые вмещали около трех тонн бензина, иначе могли бы не дотянуть. Причиной задержки оказался немецкий истребитель, который обстреливал самолеты и не давал возможности выйти на курс. И таких ночных вылетов до конца войны было сделано около сотни". 

Первую боевую награду - орден Красной Звезды - Николай Терентьевич получил в 1944 году за отличное выполнение боевых заданий по бомбежке наземных войск противника. Не все ночные вылеты проходили благополучно. Были потери. Однажды, получив задание по переброске личного состава истребительного полка на новый аэродром, самолет Николая Сторожева в составе еще двух экипажей попал под обстрел истребителей противника, но благодаря накопленному опыту, маневрируя и отстреливаясь, сумел довести самолет до конечной цели. С многочисленными пробоинами на крыльях и фюзеляже приземлились на назначенном аэродроме. Но одного самолета недосчитались. Впоследствии узнали, что самолет был подбит в воздухе и рухнул на землю. Погиб экипаж и двадцать молодых летчиков-истребителей.

Во время ночных налетов на Кенигсберг  (Калининград) самолет Николая Терентьевича был подбит, в результате остановился один из двигателей. До своего аэродрома дотянули только благодаря мастерству экипажа. Такие опасные для жизни вылеты повторялись неоднократно и в налетах на Ригу, и позднее, в налетах на Берлин, когда в воздухе одновременно находилось до 1000 самолетов. Кроме боевых вылетов экипаж Николая Сторожева выполнял перевозки тяжелораненых солдат и офицеров из фронтовых госпиталей в глубь страны. 

Великую Отечественную войну закончил, находясь на территории Польши, а в мае 1946 года ЗЗУ авиаполк перелетел на Выползовский аэродром. Дальнейшая служба проходила в Кричевицах под Новгородом, в Пскове. В начале 1950 года Николай Терентьевич был переведен в Москву в 20 авиаполк, так называемый, правительственный. Перевозили высший командный состав и членов правительства. Служа в полку, перевозил маршалов Мерецкова, Говорова, возил Ворошилова. Встречался с сыном И.Сталина - Василием Сталиным. И опять переезды. Такова служба офицера и солдата. В 1954 году пересел за штурвал реактивного штурмовика "Ил-28". Затем решил перейти в транспортную авиацию. Отправился в Мончегорск Мурманской области. Несчастье случилось в 1957 году севернее Мончегорска. В одном из вылетов отказал двигатель. Пришлось идти на вынужденную посадку. Внизу лес и скалы. Выбрав небольшую поляну, посадил самолет без серьезных повреждений, но борттехник и сам Николай Терентьевич получили тяжелейшую травму черепа. Выкарабкался, а к дальнейшей службе стал непригоден, и в возрасте 34 лет был уволен в запас. Еще находясь на службе, в 1948 году познакомился в Выползово с будущей женой Ниной Степановной - верной подругой на всю жизнь. Поступил на работу на 75 авторемонтный завод, где трудился на протяжении 20 лет

За боевые заслуги Николай Тереньтевич награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны и 15 медалями.

Тихий декабрьский день на исходе. Мы сидим с Николаем Терентьевичем в уютной квартире, ведем неторопливую беседу. Он вспоминает, вспоминает... Слезы печали катятся по щекам, и я понимаю, как ему трудно забыть тяжелое прошлое.

Л. Левдиков. Опубликовано 4 января 2001 года в газете «Дни Озерного».

Регион Тверская область
Воинское звание капитан
Населенный пункт: Озерный

Боевой путь

1 и 2 Белорусский фронта

2 и 3 Прибалтийские фронта

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: