Анатолий
Филиппович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Наш дедушка Стец Анатолий Филиппович родился 20 апреля 1920 года в станице Незлобной Ставропольского края. В армию был призван из города Одессы, где обучался по специальности киномеханик.
С первых дней Великой отечественной войны и до ее конца пришлось ему воевать вначале в составе Черноморского, а затем и Северного флота. По специальности он был радистом. Не раз ему приходилось ходить в составе морских конвоев. (Морской конвой – это специальное формирование из вспомогательных, обычно транспортных судов и кораблей охранения, которые обеспечивали безопасность перехода этих судов морем.) Сопровождал транспорты с боевой техникой, снаряжением и продовольствием, которые шли из Великобритании в наши Северные порты и базы в Мурманске и Архангельске.
30 апреля 1944 года Анатолию Филипповичу довелось совершать переход морем в Англию, где наши моряки должны были получить девять английских эсминцев для пополнения Северного флота. В составе большого конвоя находилось и американское судно, которое и избрали для себя в качестве цели немецкие подводники. Однако их атака была сорвана командиром транспортного корабля, подставившего свой борт под немецкую торпеду.
- Мы в это время находились в кормовой части трюма, - вспоминал дедушка. – Когда корпус судна потряс мощнейшей силы взрыв, всех нас, как ветром вынесло на палубу. Транспорт кренился на поврежденный борт. Люди стали спускать на воду спасательные средства, прыгали за борт в ледяные волны и старались уйти подальше от места гибели, дабы не быть затянутыми мощным водоворотом, который обычно образуется при затоплении судна. Я тоже оказался с товарищем в воде. Ее температура здесь летом не более 4-8 градусов тепла, а весной она была буквально ледяной. Спасло то, что нам удалось вскарабкаться на спасательный плотик. Сейчас не помню фамилии моего товарища по несчастью. Помню только, что звали его Борисом, и он был из Ленинграда. Сколько времени мы пробыли в воде, во мраке полярной ночи, сказать не могу. Казалось, время остановилось. И мы не раз уже мысленно распрощались с жизнью. Но неожиданно пришло избавление от душевных и физических мук: к нам подошел английский эскадренный миноносец, моряки которого подняли нас окоченевших, на борт. Сразу же переодели в сухую одежду, напоили спиртом и накормили. Мы были счастливы. Не было слов, которыми могли бы выразить признательность своим спасителям.
На борту эсминца мы дошли до базы на побережье Шотландии, а оттуда перебрались в Ньюкасл. Нас уже там ждали наши товарищи, получавшие миноносцы. На них мы пришли в Мурманск. Корабли получили русские имена: «Жгучий», «Доблестный», «Деятельный», «Достойный» и др.
На память об этом событии английские матросы подарили дедушке фотографию своего миноносца, которую дедушка хранил, как дорогую реликвию, всю свою жизнь. Каждый год 30 апреля он вспоминал о тех страшных событиях, поминал погибших товарищей.
На миноносце «Достойном» дедушка прослужил благополучно до конца войны, базируясь в Ваинге – нынешнем Североморске. За участие в конвоях по сопровождению караванов судов был удостоен медали Нахимова. Только за 1944-1945 год наш дед участвовал в 39 боевых походах.
В составе Черноморского флота участвовал в боях за освобождение Керчи, в боях на Малой Земле и награжден медалью «За оборону Кавказа».
Награжден медалями «За оборону Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»
Демобилизовавшись в марте сорок седьмого года, дедушка вернулся в родные Минеральные Воды. Работал в шахте под горой Бык, на железной дороге проводником. Был очень хорошим отцом, дедом и прадедом: любящим, заботливым, добрым и справедливым.
Дедушки не стало 29 сентября 2001 года. Память о нем живет в наших сердцах, сердцах детей, внуков и правнуков. Мы гордимся своим дедом!