Александр
Петрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Александр Петрович родился 5 апреля 1915 г. в с. Вязовый Гай Красноармейского р-на Куйбышевской области. В 1936 году был призван в армию, служил во Владивостоке на Тихоокеанском флоте гидроакустиком подводной лодки. В 1941 году должен был мобилизоваться, но, началась война, и он остался на флоте.
В 1943 году в соответствии с соглашением по программе ленд-лиза в США строились 10 морских тральщиков. Экипажи кораблей формировались во Владивостоке.
В середине мая 1943 года на теплоходе «Балхаш» команда моряков (офицеры, старшины, в том числе и Старыгин А.П.) начала движение в США по маршруту: Владивосток — Татарский пролив — 1-й Курильский пролив — Акутан (Алеутские острова) — Сиэтл. Затем на поезде до Тампа (Флорида), где и строились для СССР тральщики.
Тральщики по мере окончания их строительства группами по 2 – 3 корабля совершали переход в Кольский залив (в Мурманск или Архангельск), входили в состав Северного флота и немедленно вступали в активные боевые действия.
Основные маршруты поставок в СССР грузов по ленд-лизу: Тихоокеанский, Трансиранский, Арктические конвои, Черное море, Авиатрасса Аляска – Сибирь.
Направлявшиеся в Мурманск и Архангельск конвои назывались «арктическими», «северными»,«полярными», «мурманскими» или «союзными». Из всех маршрутов, по которым в СССР шла помощь по ленд-лизу, этот путь был самым коротким, самым быстрым, но и самым опасным. Его ценность заключалась в том, что так было ближе и проще доставлять грузы в Европейскую часть СССР и непосредственно на фронт.
После возвращения одного из конвоев (Владивосток – США – Англия)
из Англии в Мурманск Старыгин А.П. был включён в экипаж тральщика ТЩ-118 6-го Дивизиона Тральщиков Охраны Водного Района Главной Базы Северного Флота, на котором служил командиром отделения гидроакустиков в звании старшины 2-й статьи с октября 1943 г. по август 1944 г.
С октября 1943 г. по февраль 1944 г. Александр Петрович участвовал в выполнении задания по приёму и переводу кораблей из США в СССР. Прекрасно усвоил сложную американскую гидроакустическую установку и сумел передать свои знания подчиненным.
Во время перехода из США в СССР в январе и феврале 1944 г. благодаря бдительному несению вахты старший корабль был гарантирован от внезапных атак подлодок противника.
На переходе Азорские острова – Англия в ночное время с катерами БО на буксире отряд благополучно уклонился от атаки немецкой подлодки, благодаря своевременному обнаружению её Старыгиным А.П.
На переходе Англия – СССР, в штормовую погоду, при видимости «ноль» давал исчерпывающую ориентацию о близко идущих кораблях конвоя, что давало возможность вовремя уклониться от столкновения и не терять своего места в строю. В марте и апреле 1944 г. участвовал в шести боевых операциях корабля (данные из архива ЦВМА).
В августе 1944 г. тральщик ТЩ-118 участвовал в печально известном конвое БД-5, состоявшем из транспортного судна парохода «Марина Раскова» и трёх тральщиков сопровождения: ТЩ-114, ТЩ-116 и ТЩ-118.
Конвой БД-5 (Белое море – Диксон № 5) – внутренний арктический конвой
был потоплен 12-13 августа 1944 года в 60 милях от о. Белый в Карском море немецкой подводной лодкой U-365 (погибли пароход «Марина Раскова», тральщики ТЩ-114 и ТЩ-118, на котором служил Александр Петрович).
Это было попадание торпед немецкой подлодки U-365 (командир оберлейтенант Хеймар Ведемейер), сделавшей по конвою веерный залп. Немецкая субмарина применила в Арктике новейшее оружие -- бесследные акустические электроторпеды, самонаводящиеся на шум винтов кораблей. Такие торпеды позволяли подводным лодкам атаковать корабли с дальних дистанций, находясь за пределами действия корабельных гидролокаторов. После выстрела торпеда могла пройти дистанцию от 500 до 12 500 м, после чего повернуть в любую сторону на угол до 135°. (На самом деле это были старые немецкие торпеды G7e, оснащённые новейшим прибором
наведения FaT). При этом внешние признаки взрывов торпед были очень похожи на взрыв мин, что и ввело в заблуждение наших моряков...
Трагедия унесла 378 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 752 участников конвоя. Погибли дети и большинство женщин. Судьба 51 человека неизвестна. Среди спасённых был и А.П. Старыгин.
Это самая трагическая страница внутренних арктических конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике. Часть людей погибла в момент торпедирования кораблей, а многие – в последующие дни, когда пытались на спасательных судах достичь берега. Без пищи, воды, одежды десятки людей умерли в холодном штормовом море.
После госпиталя Александр Петрович был направлен на эскадренный миноносец ЭМ «Карл Либкнехт», где служил Старшим отделения гидроакустиков с ноября 1944 г. по май 1945 г. Участвовал во всех боевых операциях эсминца «К. Либкнехт», в которых корабль прошёл более 7000 миль; отконвоировал 75 отечественных и союзных транспортов в условиях сильного воздействия вражеских подлодок; в 10 операциях по поиску подлодок противника в Баренцевом мо; в 25 атаках по подлодкам; двух операциях по доставке продовольствия и вооруженных сил Красной Армии в отдалённые базы Северного флота.
Лично обнаруживал 4 раза подлодки и правильно наводил корабль в атаки на них. Способствовал успешному выполнению конвойных операций, отражению атак подлодок противника и потоплению одной из них.
После окончания войны остался служить на Северном флоте ещё на год.
За отличную службу был награждён не только орденами и медалями – ему предоставили однокомнатную квартиру в Сталинграде.