Александр
Федорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1926 году окончил 4 класса Емецкой начальной школы. До войны работал водителем легкового автомобиля, перевозившего директора лесозаготовительной организации «Емецк - леспромхоз», а также шофёром грузового автомобиля в той же организации.
В 1938 году произошла история, которая стала определяющим стволом всей последующей жизни молодого паренька. Александр Федорович в очередной раз вел свою «Полуторку» - ГАЗ-АА по проселочной дороге из Холмогор в Емецк. Дорога была знакомая до мелочей: кочки, лужи, колея в полколеса, крутые подъемы, да спуски. Густой лес сменялся полями, поля – болотиной. А вот и очередная деревенька. Александр притормозил в селе у торговой лавки. «На минутку, - думает,- схожу за провиантом для перекуса, да и дальше поеду». На селе водителей уважали, так что очередь вежливо расступилась, продукты были закуплены, а автомобиль покорно тарахтел на улице, ожидая хозяина. Александр взметнул в кабину, хлопнув дверцей, и поддав газу, быстро вырулил авто на трассу.
Ехать надо было быстро, без остановок, – такова была установка действий от руководства, чтоб не брать с собой попутчиков. Времена тогда были подозрительные: в каждом стороннем человеке видели или диверсанта, или шпиона. На очередном крутом повороте проселочной дороги «Газон» резко тряхнуло так, что кепка с головы Александра слетела, а сам он подлетел до крыши кабины.
Прошло немного времени, и вызывают Александра в милицию. Оказывается, пока он был в торговой лавке, в кузов автомобиля заскочил «заяц» - мужик попутчик. И все бы хорошо, да на крутом повороте с кочкой, когда машину подкинуло к небесам, из кузова вылетел «заяц» и приземлился на изгородь головой вниз, так, что нога зацепилась голенищем сапога за кол забора. Нога была поцарапана, пострадавший претензий к водителю не имел. Однако, бдительные сограждане донесли обстановку дела куда следует. В марте 1940 года суровая система «куда следует» осудила Александра Федоровича на полтора года в исправительно-трудовой лагерь при строительстве Череповецкого металлургического комбината.
На стройке работа была адская: вручную рыли в земле котлованы для будущих Мартеновских печей. А еще надо было хоронить умерших заключенных. За первый год работы из 34 тысяч заключенных в живых осталось всего 3 тысячи. Понимая, что при таких условиях долго не выжить, хороший пловец и ныряльщик, Александр попросился у руководства лагеря в рыболовецкую бригаду. Так он стал рыбаком на Кубенском озере.
Однажды рыболовецкий невод зацепился за что-то в воде. Резать невод нельзя, - это приравнивалось к диверсии, так что Александр нырнул в осеннюю холодную воду на глубину в 10 метров. Вода была чистая, так что ныряльщик обозрел на глубине невидаль царских времен: на дне лежало множество костей человеческих, цепей и кандалов, железа всяческого. Сеть он отцепил, а к останкам человеческим потом приезжала специальная комиссия с разборкой. Обо всем увиденном, бригаде рыбаков было приказано молчать под страхом смертельной расправы.
В сентябре 1941 года Александр обратился к руководителю лагеря с вопросом об освобождении, на что тот ответил, что вот уже три месяца как Александр является свободным вольнонаемным. Однако, сработало обращение матери Анны Игнатьевны на досрочное освобождение сына. Александр очень ждал освобождения, ведь у него на родине осталась жена - красавица Ольга, сынишка Юра и доченька - куколка Галя. От такой подлости охранки, импульс гнева вылился в мгновенный удар кулаком по лицу начальника. На стол выпал глаз, - глаз был стеклянный. Вот за такое глумление, система «куда следует» определила Александра на следующий срок лишения свободы.
В сентябре 1942 года Череповецким райвоенкоматом Александр был призван в ряды Красной армии в составе 279 Отдельной Автотранспортной роты Первого Украинского фронта. Медицинская комиссия от 5 декабря 1942 года признала Александра годным к нестроевой службе. Служба в нестроевом статусе ничем не отличалась от строевой службы, - по любому раскладу Александр крутил баранку на фронтовой полосе, только что паек предполагался меньшим и заслуги не замечались. Присягу Александр принял 19 марта 1944 года в 279 Отдельной Автотранспортной роте, а медицинская комиссия от 22 марта 1944 года признала годным его к строевой службе в качестве полноценного Красноармейца – шофёра.
В направлении 1-го Украинского фронта Александр с боями освобождал города: Киев, Ровно, Луцк, Житомир, Верхнюю и Нижнюю Силезию; участвовал во взятии Германии. Войну закончил в г. Дрезден, Германия.
Всю Войну Александр служил красноармейцем – шофёром. Его главная задача была подвозить на передовые позиции артиллерийские снаряды. Управлял всеми видами автомобилей военного времени: отечественная «Полуторка» - ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, «Захар» (ЗиС-5, ЗиС-5В), американский «Студебеккер», «Форд», «Шевроле», «Ровер», трофейный «Мерседес» и другими механизированными средствами передвижения. В период с сентября по октябрь 1945 года был прикомандирован к полевому сборно-распределительному пункту шофером. Демобилизовался 30 октября 1945 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25.08.1945 г.
Умер Александр Федорович в день смерти своей любимой жены Ольги Егоровны через пять лет 09.03.1995 г. Похоронен в д. Лая, Приморского района, Архангельской области.
Боевой путь
В сентябре 1942 года Череповецким райвоенкоматом Александр был призван в ряды Красной армии в составе 279 Отдельной Автотранспортной роты Первого Украинского фронта. Медицинская комиссия от 5 декабря 1942 года признала Александра годным к нестроевой службе. Служба в нестроевом статусе ничем не отличалась от строевой службы, - по любому раскладу Александр крутил баранку на фронтовой полосе, только что паек предполагался меньшим и заслуги не замечались. Присягу Александр принял 19 марта 1944 года в 279 Отдельной Автотранспортной роте, а медицинская комиссия от 22 марта 1944 года признала годным его к строевой службе в качестве полноценного Красноармейца – шофёра.
В направлении 1-го Украинского фронта Александр с боями освобождал города: Киев, Ровно, Луцк, Житомир, Верхнюю и Нижнюю Силезию; участвовал во взятии Германии. Войну закончил в г. Дрезден, Германия.
Всю Войну Александр служил красноармейцем – шофёром. Его главная задача была подвозить на передовые позиции артиллерийские снаряды. Управлял всеми видами автомобилей военного времени: отечественная «Полуторка» - ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, «Захар» (ЗиС-5, ЗиС-5В), американский «Студебеккер», «Форд», «Шевроле», «Ровер», трофейный «Мерседес» и другими механизированными средствами передвижения. В период с сентября по октябрь 1945 года был прикомандирован к полевому сборно-распределительному пункту шофером. Демобилизовался 30 октября 1945 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25.08.1945 г.
Воспоминания
Молитва матери.
Александр рассказывал, что за всю Войну потерял не один грузовик, а сам остался живым, хотя на подобной службе погибали в первых же боях. Надо отметить, что мать Александра – Анна Игнатьевна Соснина была глубоко верующим человеком, и в селе Емецке выполняла функции священника, поскольку таковых в селе уже и не было. Так на фронт Анна Игнатьевна отправила двух своих сыновей: Александра и Петра, и дочь Марию. Дочери Клавдия и Татьяна трудились на оборонных работах. Анна Игнатьевна всю Войну беззаветно трудилась на полях колхоза в Емецке, а по ночам молилась Всевышнему за спасение своих детей, за здравие Красноармейцев, и за неотвратимость Победы. Советский народ привел Победу в Берлин 09 мая 1945 года, с огромнейшими человеческими потерями, но вот мистическое явление: все дети Анны Игнатьевны вернулись с Войны хоть и поврежденными, но живыми - есть значит Бог на Свете!
Кто в дороге, - тот не тужит.
У Александра Федоровича было жизненное кредо: «Из любой тупиковой ситуации должен быть выход. Всё подвластно человеку». Так в очередном бою взрывом бомбы у его «Захара» (так называли грузовик марки ЗИС) оторвало и изуродовало переднее колесо, а осколками вырвало карбюратор. Полный кузов автомобиля был загружен снарядами для пушек, которые были необходимы для ведения боя – это выполнение приказа и дело чести красноармейца. С колесом у Александра опыт был: вырубил топором из ближайшего дерева вагу (толстая жердь) и приладил её вместо колеса, которая потом волочилась по колее, а вот с карбюратором пришла идея другая. Сорвал он с себя рубаху, вырвал кусок ткани и приложил её на всасывающий коллектор вместо карбюратора. Своего помощника посадил у двигателя, который должен был из канистры поливать бензин на самодельный карбюратор – на лоскут рубахи. Не сразу, но двигатель завелся на полные обороты, потом заглох. Педаль акселератора в такой ситуации не выполняла никакой функции, и обороты двигателя зависели от влитой порции бензина на тряпку. Помощник теперь отвечал за обороты двигателя, а водитель за направление движения. Все получилось, хоть и рывками от самопального карбюратора, подпрыгивая на ваге, но «Захар» довез смертоносный груз для фашистов на передовую линию фронта. Задача была выполнена.
Генерал.
Осенью 1941года Красной армии приходилось отступать. Александр в очередной раз катился на грузовике по лесной дороге к линии фронта. Кругом взрывы от бомбежки. Выскакивает на поляну с широким перекрестком, а там картина ужаса: шеренгой прет колонна немецких танков, на перекрестке легковая ЭМКа подбита, а вокруг неё бегает контуженный полковой офицер с пистолетом и стреляет по танкам. Подбежал к нему Александр, схватил офицера, затолкал в кабину грузовичка, поддал газу и вывез офицера в штаб полка. Так вот Александр спас, думаю, будущего генерала.
Встреча зэков разных эпох на глубине 10 метров.
В 1938 году произошла история, которая определила ход всей последующей жизни молодого паренька. Александр Федорович в очередной раз вел свою «Полуторку» - ГАЗ-АА по проселочной дороге из Холмогор в Емецк. Дорога была знакомая до мелочей: кочки, лужи, колея в полколеса, крутые подъемы, да спуски. Густой лес сменялся полями, поля – болотиной. А вот и очередная деревенька. Александр притормозил в селе у торговой лавки. «На минутку, - думает,- схожу за провиантом для перекуса, да и дальше поеду». На селе водителей уважали, так что очередь вежливо расступилась, продукты были закуплены, а автомобиль покорно тарахтел на улице, ожидая хозяина. Александр взметнул в кабину, хлопнув дверцей, и поддав газу, быстро вырулил авто на трассу.
Ехать надо было быстро, без остановок, – такова была установка действий от руководства, чтоб не брать с собой попутчиков. Времена тогда были подозрительные: в каждом стороннем человеке видели или диверсанта, или шпиона. На очередном крутом повороте проселочной дороги «Газон» резко тряхнуло так, что кепка с головы Александра слетела, а сам он подлетел до крыши кабины.
Прошло немного времени, и вызывают Александра в милицию. Оказывается, пока он был в торговой лавке, в кузов автомобиля заскочил «заяц» - мужик попутчик. И все бы хорошо, да на крутом повороте с кочкой, когда машину подкинуло к небесам, из кузова вылетел «заяц» и приземлился на изгородь головой вниз, так, что нога зацепилась голенищем сапога за кол забора. Нога была поцарапана, пострадавший претензий к водителю не имел. Однако, бдительные сограждане донесли обстановку дела куда следует. В марте 1940 года суровая система «куда следует» осудила Александра Федоровича на полтора года в исправительно-трудовой лагерь при строительстве Череповецкого металлургического комбината.
На стройке работа была адская: вручную рыли в земле котлованы для будущих Мартеновских печей. А еще надо было хоронить умерших заключенных. За первый год работы из 34 тысяч заключенных в живых осталось всего 3 тысячи. Понимая, что при таких условиях долго не выжить, хороший пловец и ныряльщик, Александр попросился у руководства лагеря в рыболовецкую бригаду. Так он стал рыбаком на Кубенском озере.
Однажды рыболовецкий невод зацепился за что-то в воде. Резать невод нельзя, - это приравнивалось к диверсии, так что Александр нырнул в осеннюю холодную воду на глубину в 10 метров. Вода была чистая, так что ныряльщик обозрел на глубине невидаль царских времен: на дне лежало множество костей человеческих, цепей и кандалов, железа всяческого. Сеть он отцепил, а к останкам человеческим потом приезжала специальная комиссия с разборкой. Обо всем увиденном, бригаде рыбаков было приказано молчать под страхом смертельной расправы.
В сентябре 1941 года Александр обратился к руководителю лагеря с вопросом об освобождении, на что тот ответил, что вот уже три месяца как Александр является свободным вольнонаемным. Однако, сработало обращение матери Анны Игнатьевны на досрочное освобождение сына. Александр очень ждал освобождения, ведь у него на родине осталась жена - красавица Ольга, сынишка Юра и доченька - куколка Галя. От такой подлости охранки, импульс гнева вылился в мгновенный удар кулаком по лицу начальника. На стол выпал глаз, - глаз был стеклянный. Вот за такое глумление, система «куда следует» определила Александра на следующий срок лишения свободы до сентября 1942 года.
После войны
В послевоенное время Александр поселился со своей семьей в д. Лая, Приморского района, Архангельской области. Сначала работал в «Санной артели» - заготовителем вспомогательных изделий: топорища, колодки для обуви, багровища, метлы, аншпуга и т.п. Потом перешел трактористом- механиком в колхоз «Революция», который в 60-х годах сменился совхозом «Северодвинский».