Сергей
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1938г. окончил 9 классов школы.
С 10 ноября 1938г. курсант Ворошиловградской военной авиационной школы. 23 февраля 1939г. принял военную присягу.
30 июля 1940г. присвоено звание младший лейтенант. Направлен в 45 скоростной бомбардировочный авиаполк. Назначен младшим летчиком. С августа 1940г. полк вошел в состав Одесского военного округа. Базировался под г.Тирасполь.
Полк участвовал в боях на Южном фронте с 22 июня по 15 июля 1941г.
В августе 1941г. Сергей Васильевич младший летчик 2-й авиаэскадрильи (АЭ) 261 пикирующего бомбардировочного авиаполка 11 смешанной авиадивизии Брянского фронта (командир полка- Герой Советского Союза майор Гарбко Юрий Николаевич, командир эскадрильи- старший лейтенант Устинов Константин Иванович).
27 августа полк перебазировался с аэродрома Монино на аэродром Локоть (Брянская обл.). В составе полка было 20 самолетов Пе-2 (17 исправных, 3 неисправных). С 28 августа полк приступил к боевой работе.
17 сентября 3 самолета 1-й АЭ и 2 самолета 2-й АЭ в 12-14 вылетели для бомбардировки переднего края противника в районе д.Шатрище. Экипаж: летчик младший лейтенант Соловьев Сергей Васильевич, штурман младший лейтенант Овчаренко Иван Федорович и стрелок радист сержант Маслаков Алексей Владимирович до цели не дошли. У самолёта самопроизвольно вышло шасси, экипаж вернулся с бомбами на свой аэродром. Посадка прошла благополучно.
19 сентября с 17-44 до 18-45 3 самолета 1-й АЭ и 2 самолета 2-й АЭ бомбардировали передний край обороны противника в районе д.Шатрище (Сумская обл.). Сброшено 12 авиабомб ФАБ-100 и 38- ФАБ-50. При возвращении с боевого задания у экипажа: летчик младший лейтенант Соловьев Сергей Васильевич, штурман лейтенант Ефремов Виталий Михайлович и стрелок радист сержант Маслаков Алексей Владимирович в районе г.Середина Буда (Сумская обл.) отказал мотор. После команды командира «Приготовиться к прыжку», сержант Маслаков покинул самолет. За его прыжком экипаж не наблюдал. Самолет дошел до своего аэродрома на одном моторе и благополучно произвел посадку.
04 октября самолет 2 АЭ (экипаж: летчик младший лейтенант Соловьев Сергей Васильевич, начальник разведотдела полка старший лейтенант Богданов Василий Алексеевич, стрелок радист старший сержант Кононенко) вылетел на бомбардировку и обстрел мотоколонны противника на шоссе Кромы- Орел. Самолет до цели не дошел. В районе г.Орел попал под огонь зенитной артиллерии противника и был сбит. Прямым попаданием зенитного снаряда был убит летчик Соловьев. Старший лейтенант Богданов и старший сержант Кононенко перетянули район скопления войск противника и покинули горящий самолет.
Младший лейтенант Соловьев приказом от 30 октября 1941г. награжден орденом Красного Знамени.
Боевой путь
261 пикирующий бомбардировочный авиаполк формировался в пос.Монино (Московская обл.). Основу полка составили группы летно-технического состава 45 и 16 скоростных бомбардировочных авиаполков, прибывших для переучивания на самолет Пе-2. Командиром полка назначен Герой Советского Союза майор Гарбко Юрий Николаевич.
27 августа 1941г. 261 пикирующий бомбардировочный авиаполк перебазировался с аэродрома Монино на аэродром Локоть (Брянская обл.). В составе полка было 20 самолетов Пе-2 (17 исправных, 3 неисправных).
С 28 августа полк приступил к боевой работе. Совершено 11 самолетовылетов в район Новгород-Северский (Черниговская обл.). С задания не вернулись 6 экипажей, 3 из них, потеряв ориентировку, совершили вынужденные посадки.
29 августа- 1 разведывательный вылет, 6 вылетов на бомбардировку мотомехколонны противника в район Сагутьево (Брянская обл.). Состав полка- 12 исправных и 2 неисправных самолета.
30 августа 1-я и 2-я авиаэскадрильи полка совершили по 3 вылета, всего произведено 25 самолетовылетов. 1 самолет сбит зенитной артиллерией противника, экипаж погиб. Состав полка- 10 исправных и 3 неисправных самолета.
31 августа- 12 самолетовылетов для бомбардировки противника в районе д.Темная и моста через р.Дисна юго-восточнее г.Новгород-Северский. С задания не вернулись 2 экипажа. 2 самолета, совершившие вынужденную посадку 28 августа вернулись, третий, потеряв ориентировку, потерпел аварию при совершении вынужденной посадки и был сдан в ремонт в г.Орёл. Состав полка: 8 исправных самолетов, 5 неисправных.
01 сентября совершен 21 самолетовылет. Зенитной артиллерией противника сбито 2 самолета. 1 самолет разбит при посадке. Состав полка: 5 исправных и 5 неисправных самолетов.
02 сентября 3 самолета Пе-2 с 07-05 до 08-00 выполняли задание в районе д.Муравьи (Сумская обл.). Были атакованы истребителями противника. 1 самолет сбит. Состав полка: 7 исправных и 2 неисправных самолета.
03 и 04 сентября полк вылетов не производил.
05 сентября выполнено 6 вылетов на бомбардировку скопления танков противника в район станции Знобь-Новгородское (Сумская обл.) и 1 вылет на разведку.
06 сентября- 14 боевых вылетов в район д.Свмцы (Брянская обл.).
07 сентября- 32 самолетовылета в район Семцы- Романовка- Бугаевка.
08 сентября выполнено 3 вылета для лидирования самолетов, 1 вылет на разведку. Зенитной артиллерией противника сбит 1 самолет. Состав полка: 6 исправных самолетов и 2 неисправных.
09 сентября- 8 самолетовылетов в район Ивот- Новгород-Северский. 1 самолет сбит истребителями противника. Состав полка: 4 исправных и 3 неисправных самолетов.
10 сентября- 7 самолетовылетов. При заводке одного из самолетов на место стоянки была сломана правая сторона руля глубины. Состав полка: 4 исправных и 3 неисправных самолетов.
11-13 сентября полк вылетов не производил.
14 сентября- 1 самолетовылетов на бомбардировку частей противника в район г.Новгород-Северский. Полк перебазировался на аэродром Столбище (Орловская обл.).
15 сентября- 8 боевых вылетов в район Вовна и Глазовое (Сумская обл.). Состав полка: 5 исправных самолетов (3 самолета 1-й авиаэскадрильи, по одному во 2-й и в звене управления) и 2 неисправных.
16 сентября- 17 самолетовылетов в район с.Ивот (Сумская обл.).
17 сентября- 9 вылетов в район с.Шатрище
18 сентября- 10 самолетовылетов в район Шатрище- Вовна. Временно исполняющим обязанности комполка назначен подполковник Юзеев Леонид Николаевич.
19 сентября- 15 самолетовылетов в район с.Шатрище и с.Вовна. У одного из самолетов отказа мотор. Состав полка: 4 исправных самолета и 3 неисправных.
20 сентября- 10 самолетовылетов в район сел Калиевка, Бирино, Дубровка (Сумская обл.).
21 сентября полк вылетов не производил.
22 сентября произведено 11 самолетовылетов для бомбардировки войск противника в районе сел Калиевка, Шатрище, Ямполь.
23 сентября полк вылетов не производил.
24 сентября полк произвел 18 самолетовылетов в район сел Калиевка, Шатрище, Ямполь. Состав полка: 5 исправных самолета и 2 неисправных.
25 сентября полк произвел 10 самолетовылетов в район сел Калиевка, Ямполь.
26 сентября полк вылетов не производил. Один самолет был разобран и отправлен для ремонта на ст.Монино. Состав полка: 5 исправных самолетов и 1 неисправный.
27 сентября полк произвел 8 самолетовылетов на бомбардировку аэродрома противника в г.Новгород-Северский, войска противника в районе с.Шатрище. В районе цели экипажи обстреляны зенитной артиллерией и пулеметами противника. Состав полка: 3 исправных самолетов и 3 неисправных.
28 сентября- 6 разведывательных вылетов с бомбометанием. Экипажи были атакованы истребителями противника. Состав полка: 1 исправный самолет и 5 неисправных.
29 сентября полк вылетов не производил. Состав полка: 3 исправных самолетов и 3 неисправных.
30 сентября произведено 3 самолетовылета на бомбардировку в район Ямполь- Белица. Состав полка: 4 исправных самолетов и 1 неисправный.
01 октября- 8 самолетовылетов. Экипажи подвергались атакам истребителей противника и обстрелам зенитной артиллерии. Один экипаж не вернулся с боевого задания.
Экипажи 2 самолетов при перелете на аэродром Столбище (Орловская обл.) аэродром не нашли, совершили вынужденную посадку, разбив самолеты. Оба самолета по распоряжению Орловского НКВД сожжены. Состав полка: 2 исправных самолета и 1 неисправный.
02 октября- 1 вылет на бомбардировку в район г.Севск (Брянская обл.).
03 октября- с аэродрома Каменка совершено 2 вылета на разведку дороги Кромы- Дмитров-Орловский, 1 вылет на бомбардировку колонн противника на дороге Кромы- Орёл. Состав полка: 2 исправных самолета, неисправный самолет отправлен в г.Карачев для установки моторов.
04 октября- с аэродрома Мценск совершено 2 самолетовылета на бомбардировку колонн противника на дороге Кромы- Орёл. Один самолет был сбит огнем зенитной артиллерии противника. Оставшийся самолет произвел посадку на аэродроме г.Елец и поступил в распоряжение 24 ближнебомбардировочного авиаполка.