Смыслов Иван Ефимович
Смыслов
Иван
Ефимович
Старший Лейтенант / Летчик
25.12.1908 - 2.12.1943

История солдата

Родился 25 декабря 1908 года. В 1924 г. окончил 4 группы сельской школы. Рабочий из Крестьян, землепашец. в 1936 г. окончил 14-ую военную школу лётчиков, участник Финской войны. Старший лейтенант. Герой. Летчик-ас, в последствии летчик-испытатель.

Начало ВОВ застал на авиабазе в Литве, в г. Кедайняй, в составе 61-ого штурмового авиационного полка. Известно что авибаза одна из первых попала под нападение противника в 4 утра 22 июня 1941 года, а в 4:30 над базой уже шли первые воздушные бои. 

Имел 19 боевых вылетов с начала военных действий. 

 До 20.08.41 г. имел 12 боевых вылетов по мото-мехчастям, автоколоннам и аэродромам противника в районах Смоленска, Ляды, Красное, Духовщина. Являлся прекрасным командиром летчиком. Во время атаки вел себя смело и энергично, показывая своим подчиненным образцы смелости и отваги. Лично им было уничтожено до 8 танков, 15 автомашин, 1 батарея и несколько автоцестерн с горючим. Являлся участником атаки аэродрома Шаталово, в результате которой было уничтожено до 30 самолетов противника. С 

28.08.41 г. Имел 7 боевых вылетов, где им, тоже, было уничтожено не мало танков, автомашин противника. Не смотря на противодействие зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, умело маневрируя выходил на цель, честно выполняя боевую задачу. Награжден двумя Орденами Красной Звезды. 

С 20.07.1942 г. переведен в 5-ый запасной авиационный полк, где обучал летчиков-новобранцев и испытывал новые машины (ИЛ-2) приходящие с заводов. Со слов очевидцев, он рвался на фронт, подавал рапорты, но ему говорили: «Ваша передовая здесь». 5 ЗАП был лучшим по мнению командира 1 штурмовой Краснознаменной авиабригады, не только в бригаде, но одним из лучших в воздушных силах Советской Армии. И поэтому сюда неоднократно приезжали лётчики-инструкторы и специалисты из других полков, чтобы поучиться военному мастерству у лётчиков 5 ЗАПа. 

Погиб на аэродроме Муханово 02.12.1943 во время испытания самолета Ил-2, и поверке пилотирования по кругу и посадке на снежный покров. При подходе ко второму развороту по кругу, летя на высоте 200-300 метров, обрезал мотор и появился сильный белый дым с языками пламени от мотора. Летчик перевел самолет на скольжение, по словам очевидцев, летя над лесом, отказываясь катапультироваться, и оттягивая самолет от жилых домов деревни, передавал до последнего все данные по приборам, выходя из скольжения на высоте 20-30 метров под углом 40-45 градусов врезался в землю. экипаж погиб, а самолет сгорел. Позже выяснилось, что у Самолетов Ил-2 в те года была ошибка в конструкции, а из-за спешной сборки было масса других проблем с моторами. Двухместные Ил-2, к сожалению, имели проблему, как слишком задняя центровка, поэтому при полетах в конце 1942 - 1943 годах, были массовые катастрофы, проблему устранили в конце года, поставив новое крыло, так называемое крыло со стрелкой. ⠀ 

Похоронен на кладбище с. Черновка Самарской области. На братской могиле возведен мемориал.

Регион Омская область
Воинское звание Старший Лейтенант
Населенный пункт: Омск
Воинская специальность Летчик
Место рождения Саратовская область, Ней-Вальтерский район, село Симоновка
Годы службы 1936 1943
Дата рождения 25.12.1908
Дата смерти 2.12.1943

Боевой путь

Место призыва Ней Вольтерский РВК, Саратовская область
Дата призыва 11.1936
Боевое подразделение 36-я Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья КАлВО, 61 штурмовой авиационный полк ПрибОВО, 5-ый запасной авиационный полк
Завершение боевого пути село Муханово, Кинель-Черкасский район
Принимал участие Смоленское сражение, Московская стратегическая оборонительная операция

Награды

Орден Красной звезды

Орден Красной звезды

За участие в Советско-финляндской войне

Орден Красной звезды

Орден Красной звезды

До 20.08.41 г. имел 12 боевых вылетов по мото-мехчастям, автоколоннам и аэродромам противника в районах Смоленска, Ляды, Красное, Духовщина. Являлся прекрасным командиром летчиком. Во время атаки вел себя смело и энергично, показывая своим подчиненным образцы смелости и отваги. Лично им было уничтожено до 8 танков, 15 автомашин, 1 батарея и несколько автоцестерн с горючим. Являлся участником атаки аэродрома Шаталово, в результате которой было уничтожено до 30 самолетов противника. С 28.08.41 г. Имел 7 боевых вылетов, где им, тоже, было уничтожено не мало танков, автомашин противника. Не смотря на противодействие зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, умело маневрируя выходил на цель, честно выполняя боевую задачу. Достоин награждения орденом Красной звезды

Документы

Наградной лист

Наградной лист

Наградной лист

Наградной лист

Послужной список

Послужной список

Фотографии

План первого боевого вылета 61-ШАП

План первого боевого вылета 61-ШАП

Смыслов Иван Ефимович

Смыслов Иван Ефимович

Смыслов Иван Ефимович

Смыслов Иван Ефимович

Смыслов Иван Ефимович

Смыслов Иван Ефимович

Семья солдата

Илья
Фришман Илья Владимирович

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: