Николай
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1930г. окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), г.Москва. Повар.
В 1932г. окончил рабфак.
В 1933г. окончил 1-й курс Московского института общественного питания.
С августа 1933г. курсант военной школы морских летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС РККА им.Сталина (г.Ейск).
С декабря 1934г. пилот 28 авиаэскадрильи Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА).
03 октября 1936г. присвоено звание лейтенант, назначен младшим летчиком.
С сентября 1937г. слушатель Военно-воздушной академии РККА им. проф. Жуковского.
22 апреля 1939г. присвоено звание старший лейтенант.
В 1940г. окончил академию с дипломом.
В апреле 1940г. в г.Могилев началось формирование 125 скоростного бомбардировочного авиаполка. Николай Васильевич назначен командиром эскадрильи.
К 01 августа 1940г. полк завершил формирование.
17 декабря 1940г. полк перебазировался на аэродром Быхов.
05 мая 1941г. в пятиэскадрильном составе перебазировался на аэродром Миньков.
22 июня 1941г. взлетев с аэродрома Миньков, 27 самолетов СБ, ведомые командиром полка майором Кобец Александр Иванович, с высоты 1200м. бомбардировали аэродромы противника Рыгалы и Сернетка (район Сувалки). Посадку совершили на аэродроме Н.Гудково.
24 июня 1941г. 9 бомбардировщиков Ю-88 (Юнкерс) бомбардировали аэродром Солон. Получил тяжелые ранения и скончался комполка майор Кобец. Командование полком принял капитан Алпатов Владимир Яковлевич.
За две недели боев полк потерял 36 самолетов.
05 июля 1941г. завершился первый этап боевой деятельности полка, 8 экипажей на самолетах перебазировались на аэродром Гноево и перешли в подчинение командира 121 скоростного бомбардировочного авиаполка. Личный состав полка начал перебазирование в г.Казань для переучивания на самолет Пе-2.
С 17 сентября 1941г. 125 бомбардировочный авиаполк перебазировался на самолетах Пе-2 с аэродрома Быково (г.Москва) на аэродром Углово (г.Ленинград). Командир полка- майор Сандалов Владимир Александрович.
С 19 сентября полк начал боевую работу на Ленинградском фронте.
22 сентября полк перелетел на аэродром Сарожа.
25 сентября 1941г. звено (3 самолета Пе-2), ведомое старшим лейтенантом Смирновым, в 17-31 с высоты 1000м. бомбило войска противника в лесу у п.Финское Койрово. Обстреляны огнем зенитной артиллерии. Возвратилось на свой аэродром без потерь.
26 сентября 1941г. звено, ведомое старшим лейтенантом Смирновым, в 10-03 с высоты 1300м. бомбардировало юго-западную часть станции Мга. В полном составе возвратилось на свой аэродром.
27 сентября 1941г. 4 самолета Пе-2, ведомые старшим лейтенантом Смирновым, в 16-30 бомбардировали войска противника южнее Кейколово. Потерь нет.
01 октября 6 самолетов перебазировались на аэродром Левашово, 3- на аэродром Смольная.
02 октября для руководства боевой работой на аэродром Левашово прибыли батальонный комиссар Марьяновский Яков Фроимович и начальник штаба полка майор Шней Владимир Маркович.
С аэродрома Левашово шестерка Пе-2 произвела налет на передний край обороны противника в район Лангелово. От огня зенитной артиллерии 4 самолета получили незначительные повреждения.
03 октября с аэродрома Левашово действовали двумя звеньями (по 3 самолета). Удары нанесены в район Покровское и Ям-Ижора. Каждое звено произвело по 2 самолетовылета.
За совершенные 17 боевых и 7 небоевых вылетов к линии фронта награжден премией 1000 рублей.
04 октября 1941г. с аэродрома Левашово за 4 раза совершен 21 самолетовылет. Первые два раза шестерки Пе-2 совершили в район леса западнее Покровское. В третий раз удар наносился по колонне танков на шоссе Кебалица- Красная Мыза.
Четвертый вылет произвели 5 самолетов в сопровождении 4 истребителей МиГ-3. Бомбардировали расположение войск на северной опушке леса в квадрате 2670. В районе Всеволожский атакованы истребителями Хе-113. В воздушном бою сбиты два самолета- №12/42 младшего лейтенанта Гарезина Макара Васильевича и №8/42 старшего лейтенанта Смирнова Николая Васильевича, стрелок-бомбардир лейтенант Лордкипанидзе Георгий Евсеевич, стрелок-радист сержант Шахновский Юрий Михайлович. Самолеты сбиты на высоте 300м., экипажи парашютами не воспользовались. Из первого экипажа погиб стрелок-радист младший сержант Поспелов Борис Иванович, второй экипаж погиб в полном составе.
Погибшие похоронены в братской могиле на Рябовском шоссе, г.Ленинград. («Пороховское кладбище», г.Санкт-Петербург.