Смирнов Иван Александрович
Смирнов
Иван
Александрович
старшина 2-ой статьи

История солдата

Даю тебе вечное имя,

Надежное имя Иван.

Его нам ветвистая ива

Несла через белый туман.

Отцы приходили седыми,

От веку был воин Иван.

Мы войны отменим, но имя

Оно пригодится и Вам.

(автор неизвестен, строки с фотографии деда)

Регион Архангельская область
Воинское звание старшина 2-ой статьи
Населенный пункт: Архангельск

Боевой путь

 

 

Мой дедушка Смирнов Иван Александрович родился 25 июня 1911 года в деревне Ярнема Турчасовской волости Онежского уезда Архангельской губернии. Его родители были крестьяне; отец Александр Павлович, мать Анна Павловна, год рождения их 1890г. В семье еще была сестра Таисия, 20 сентября 1913 года рождения.

 

Когда началась война, дедушке было 30 лет. В семье уже было трое детей (старшему 6 лет, среднему 4 года и младшему – 1 год). 22 июня 1941 года явился в райвоенкомат ст.Плесецкая. Вечерним поездом его отправили в Архангельск, распределили в Соломбальский флотский полуэкипаж, выдали флотское обмундирование и через сутки посадили в транспортный пароход и отвезли на Соловецкие острова в учебный отряд Северного флота. Деда направили в школу оружия учиться управлять зенитно-пулеметной установкой. Школа находилась в кремле монастыря, была очень хорошо оборудована для подготовки по всем морским специальностям.

На Соловках учили морскому делу, сложно было деду запомнить новые термины, но учился он по всем дисциплинам на «хорошо». Через два месяца Ивана Александровича назначили помощником начальника караула гарнизона. С июня до конца ноября 1941 года он дважды подавал заявление отправить его на фронт, но командование, хотя и понимало его усердие и желание, хотело, чтобы он доучился. После учебы нес службу зенитчиком в 58 отдельном Артдивизионе по охране г. Полярный Мурманской области.

В апреле 1942 года получил назначение в плавсостав заместителем политрука на транспортный корабль «Киев», исполняя и службу зенитчика. Ему было присвоено звание старшины 1-й статьи. В начале апреля 1942 г. был сформирован конвой около 30 транспортов под охраной английских военных кораблей и направлен в Англию. Это было первое боевое задание командования Северного флота, но выполнено оно не было. На третьи сутки после выхода из Мурманска корабль был торпедирован немецкой подводной лодкой и мгновенно затонул. Из 60 человек команды погибло 12, 48 человек подобрали английские военные корабли и советские моряки были доставлены в Лондон.

Позднее было дано второе боевое задание – нести охрану артвооружения на пароходе «Щорс», стоявшего у берегов Англии, следовавшего на Родину. В мае 1942 года был сформирован караван из кораблей США и Англии, который носил номер 16. Советских кораблей было мало: 5 из 40 единиц, идущих от берегов Англии в Мурманск и Архангельск. Для охраны англичанами был сформирован сильный конвой: 4 крейсера ПВО, более 10 мелких военных кораблей и несколько подводных лодок. Трое суток от берегов Англии прошли спокойно, а на 4-е - началась битва с фашистскими военно-морскими и военно-воздушными силами. В мае на Севере почти круглые сутки светло, и, пользуясь этим, фашисты круглосуточно бомбили этот «16-й» конвой, идущий с танками, самолетами, боеприпасами для нашей армии и флота. Шесть суток беспрерывно шла бомбежка самолетами и торпедоносцами - подводными лодками врага, много погибло транспортов, но все еще шла военная охрана. И вот случилось несчастье: не доходя двое суток до Мур-манска, у Медвежьего острова, военная английская охрана покинула конвой. Подошли два советских эсминца, но разве они могли удержать такой натиск врага. Но как ни труден был этот боевой поход, он был единственным, и он был преодолен благодаря героизму моряков 16 конвоя. Закончен был этот поход в июне 1942 года. За «16» конвоем вскоре шел «17-й». У этого конвоя была очень печальная судьба: он был весь разбит. Об этом событии снят кинофильм «Огненные мили».

Придя в Архангельск (июнь 1942г.) дедушка получил постоянную «прописку» на пароходе «Щорс» и стал членом военной команды. «Щорсу» и еще семи кораблям был дан приказ идти на Владивосток Северным путем. У острова Диксон пароход стал настигать немецкий крейсер «Адмирал Шеер». Ледокольный пароход «Сибиряков» встретил этого сильного врага, а сам принял смерть. Пароход «Щорс» был спасен и продолжал дальнейший поход на Восток. Путь во льдах ему пролагали лучшие ледоколы того времени: «Красин», «Ленин» и «Сталин». Они и привели «Щорс» в устье Колымы, в порт Амбарчик. Ледовая обстановка не дала проделать путь до намеченной цели, пришлось возвращаться. На обратном пути случилась беда: при выходе из Карского моря через пролив в Баренцево море, был подбит пароход «Щорс». В этом походе также шел старенький пароход «Мироныч», выпуска 1927г. Из вооружения на нем была только деревянная пушка на корме. На «Мироныч» направили трёх военных моряков с парохода «Щорс», в том числе и деда.

Все эти транспорты с Колымы были направлены к берегам Новой Земли в бухту Белушья для дальнейшего похода одиночным способом в США, так как после разгрома «17-го» конвоя в июле 1942г. караванами ходить не стали, только в одиночку. Первым пошел теплоход «Донбасс», пропавший без вести. Вот дошла очередь до парохода «Мироныч» идти к берегам Норвегии мимо вражеских военных баз в Англию, а потом в США. В ноябре 1942 года, пользуясь темнотой зимнего времени в Заполярье и беспросветной пургой, они преодолели эту смертельную опасность, благодаря опытному капитану и старшему помощнику.

Пароход миновал все опасные места и направился в Исландию, а оттуда через Атлантический океан к берегам Америки. В г.Ньюфаундленд их встретили добродушно. Всем членам экипажа были вручены небольшие подарки: теплые носки, подшлемник, трубка с табаком, зубная паста и щетка. Также членам военной команды было выдано по 50 $ для покупки гражданской одежды.

Так начались регулярные походы по перевозке военных грузов из Америки во Владивосток и по побережью нашей родины на Дальнем Востоке. Были и опасные дни в этих походах. В проливе Лаперуза японцы задержали корабль «Мироныч», но впоследствии отпустили.

21 июля 1944 года был опасный случай с возможной гибелью судна, но благодаря бдительности кочегара он был предотвращен. Дело было так. На остове Акутан США брали уголь, и в этот уголь был подброшен артиллерийский снаряд в картонной коробке. Не раз он у кочегара сваливался с лопаты при заброске в топку. Он откинул его в сторону, а после рассмотрел, что это был снаряд, который мгновенно бы взорвал паровой котел, а котел взорвал бы корабль.

1945 год, май. Известие о победе экипаж услышал в иностранном порту Сиэтле США. Радость было трудно передать словами. В Победу они внесли свою лепту. Старенький пароход «Мироныч» за годы войны прошел 62000 морских миль. 20 августа 1945 года пароход направился Северным ледовитым океаном в родной город Архангельск.

10 марта 1945 года деду была дана справка за № 19, в которой говорилось, что старшина 2-ой статьи Смирнов Иван Александрович проявил себя с лучшей стороны как от-личник во всех походах дальнего плавания на пароходе «Мироныч» с 15 июня 1942 года до конца войны 1945 года. Вскоре капитан подал документы на представление деда в награде, которую тот получил в 1946 году в Плесецком райвоенкомате. Это был орден Красной звезды.

Приказ на увольнение деда был издан 07 сентября 1945 г. В долгожданный день мобилизации ему выдали продукты на дорогу и награды: медаль «За участие в героической обороне Советского Заполярья» и медаль «За победу над Германией». 04 декабря 1945г. отправился он домой к своей семье.

 

Нелегкая судьба была у моего деда Смирнова Ивана Александровича: тяжелое детство, голод, участие в страшной войне. Но это не сломило его, а только укрепило харак-тер, волю. Благодаря таким людям, наша страна победила немецко-фашистских захватчиков и обеспечила нам мирное будущее. Он воспитал семерых детей, выучился лесной профессии, добился уважения односельчан. В этом году ему бы исполнилось 105 лет. К сожалению, его нет среди нас. В апреле 2010 года в газете «Плесецкие новости» № 45 была напечатана статья О.Корневой «История самой России» о семье моего деда Смирнова Ивана Александровича. Я горжусь своим дедом. Глядя на него, можно с уверенностью сказать: каждый может добиться в жизни многого, надо только сильно захотеть и не жалеть сил, иногда превозмогать себя. Тогда тебя с гордостью назовут Настоящий Человек. И его имя, золотыми буквами отмеченное в летописи моей семьи, навсегда увековечено и в истории моей страны, как участника Великой Отечественной войны, Воина, защитившего ее от иноземных захватчиков.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: