Александр
Степанович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
Боевой путь
С сентября 1941 по 21 декабря 1941 краснофлотцем воевал в боях по обороне Ленинграда.
Написано в наградном листе: "Ст.сержант Сметанкин будучи рядовым краснофлотцем участвовал в боях по защите Ленинграда в 1-м стрелковом полку, 1-й стрелковой дивизии войск НКВД в 1-й роте автоматчиков. 17 декабря 1941 с группо бойцов был направлен для установления связи с разведкой , действовавшей в тылу немцев, связь с которой была потеряна. Разведка вышла сама, но в тылу немцев остались раненые и убитые разведчики. Сметанкин рискуя своей жизнью, находясь под беспрерывным огнем противника, спасал жизни раненых бойцов и доставил в расположение своей части двух тяжелораненых разведчиков. 21 декабря 1941 во время наступления уничтожил несколько немцев и был тяжело ранен.В боях по защите г.Ленинграда ст.сержант Сметанкин проявил мужество и отвагу. В боях за Советскую Родину получил тяжелое ранение."
В ночь на 14 сентября 1941 года 1-я дивизия погранвойск НКВД полковника С. И. Донскова получила приказ К. Е. Ворошилова готовить контрудар на Шлиссельбург с десантами через Неву и с Ладожского озера. 20 сентября 1941 года части дивизии предприняли попытку форсировать Неву, но она оказалась неудачной.
1-й стрелковый полк переправлялся в 200 метрах севернее устья Чёрная Речка, начал переправу в 3.00 20 сентября. Комендант переправы командир 3-го батальона 1-го стрелкового полка переправлялся в устье Чёрная Речка. Переправу начал в 4.20, комендант переправы — командир 3-го батальона. Переправой руководил командир дивизии полковник Донсков. Переправа осуществлялась на 8 понтонах. Противник также встретил губительным огнём. Из первых эшелонов на восточный берег высадилось лишь 14 человек во главе с младшим политруком Блохиным. Из них в течение пяти дней вышли обратно 12 человек, частью раненые, в том числе ранен и Блохин. Остальные, понеся большие потери, вернулись обратно.
Артиллерийское обеспечение переправы было подготовлено начальником артиллерии своевременно, но артподготовка перед началом переправы не велась, рассчитывалось организовать переправу внезапно.
Таким образом, переправа на участке юго-западная окраина Шлиссельбурга, северная окраина Марьино не удалась.
26 сентября 1941 года части 2-го стрелкового полка вновь пытались переправиться через Неву с Шереметьевской пристани. Двумя ротами полк захватил пристань Шлиссельбурга и завязал бой в северо-западной части города, 27 сентября 1941 года туда же переправился разведвзвод полка. Назад не вернулся никто, судьба воинов осталась неизвестной. Дивизия перешла к обороне. Тем не менее, дивизия одним из подразделений, совместно с Ладожской военной флотилией заняла крепость «Орешек», которая осталась в руках советских войск до конца блокады Ленинграда, при этом костяк гарнизона составляли воины этой дивизии.
С осени 1941 года 1-я стрелковая дивизия НКВД вплоть до переформирования стояла на обороне правого берега Невы
С 1.09.1942 по 30.12.1942 воевал в 36-м отдельном Ардонском дивизионе бронепоездов им. Магомата Гаджиева в Северной группе Закавказского фронта.
.Находясь в составе 44-й армии 9 сентября бепо «Оренбургский железнодорожник» и «Вперед на запад» поддерживали части 10-го гв. стрелкового корпуса в ходе атаки станции Терек. Здесь огнем бронепоездов было уничтожено две минометных батареи, 75-мм и 2 37-мм орудия, 3 автомашины.
С 12 сентября по 27 октября 1942 г. 36-й одбп обеспечивал правый фланг 10-го гв. стрелкового корпуса на перегонах Червленая-Узловая - Алпатов и Червленая-Узловая - Кизляр.
29 октября по приказу командующего Северной Группой Закавказского фронта бронепоезда передислоцировали на станцию Ардон с задачей прикрыть подход к Орджоникидзе (ныне Владикавказ) на участке Алагир - Ардон. 31 октября немцы перешли здесь в наступление силами до полка пехоты и нескольких десятков танков.
Первым в бой вступил находившийся на участке бепо № 1 «Оренбургский железнодорожник». В документах дивизиона об этом сказано следующее:
«В 14.00 31 октября 1942 года авиабомбой был разбит парораспределительный механизм паровоза, бронеопезд маневрировать не мог. В 14.30 в первой бронеплощадке от термитного снаряда произошел взрыв снарядов и пожар, бронеплощадка полностью вышла из строя. В 15.00 прямым попаданием снаряда в канал ствола орудия третей бронеплощадки, которая была готова к выстрелу, разорвавшимся стволом орудия был убит весь орудийный расчет, от попадания других снарядов произошел взрыв и пожар. В 16.30 тремя попаданиями термитных снарядов пробило в трех местах вторую бронеплощадку, разбило орудие, возник пожар, бронеплощадка взорвалась. В это же время осколками авиабомб были разбиты все зенитные пулеметы ДШК.
В 17.00 авиабомбой был разбит паровоз (наклонился набок), паром были обожжены командир бронепоезда капитан Фандей и бригада машинистов: старшина Пустова-лов, старший сержант Минаков и сержант Пронин. Капитан Фандей, превозмогая боль, снаружи бронепоезда командует огнем из уцелевшей бронеплощадки.
В 4-й бронеплощадке снарядом противника было разбито противооткатное приспособление, орудийный расчет рискуя жизнью вручную накатывал ствол орудия вперед, продолжая вести огонь и подбив еще один танк. И только вторичным попаданием снаряда противника было разбито орудие и начался пожар бронеплощадки, после чего личный состав был высажен».
Бепо № 2 «Вперед на запад!» 31 октября 1942 г. находился у станции Алагир. Атакованный немцами чуть позже, чем бепо № 1, он в начале боя получил пробоину котла, снарядами разбило командирскую рубку, в которой погиб командир бепо старший лейтенант В. Ф. Галушко, а также орудие первой бронеплощадки. Неуправляемый никем состав покатился в сторону станции Ардон (железная дорога здесь имела уклон от Ала-гира к Ардону), команда стала покидать бепо. У Ардона «Вперед на запад!» врезался в находившийся здесь разбитый «Оренбургский железнодорожник». Остатки команд были отведены на в Орджоникидзе.
По донесению командира 36-го одбп, в этом бою бронепоезда израсходовали 600 75-мм снарядов, 3500 патронов к пулеметам ДШК и 13000 к пулеметам ДТ, при этом было подбито и сожжено 22 танка, 6 броневиков и 15 автомашин.
Всего за период с 6 августа по 2 ноября 1942 года дивизион потерял 56 человек убитыми и 18 ранеными и обожженными. При этом большая часть потерь приходилось на бой 31 октября.
Из личного состава за период боевых действий 36-го одбп на Северном Кавказе было награждено 35 человек, из них орденом Боевого Красного Знамени — 3, орденом Красной Звезды - 6, орденом Отечественной войны 2-й степени - 2, медалью «За отвагу» - 15. медалью «За боевые заслуги» - 9.
В ноябре 1942 года 36-й дивизион вывели на станцию Махачкала, где личный состав приступил к строительству новой матчасти.
На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 - № 717, а № 2 - № 731.
В декабре 1942 г. по решению Военного совета Северной группы войск Закавказского фронта 36-му отд. дивизиону бронепоездов присвоили почетное наименование «Ардонский».
Так как строительство новой матчасти для 36-го одбп велось на средства трудящихся Дагестана, по решению руководства республики дивизиону присвоили имя Магомета Гаджиева - уроженца Дагестана, Героя Советского Союза, командира дивизиона подводных лодок Северного флота, погибшего в мае 1942 г.