Василий
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дедушка, Сломнюк Василий Иванович, родился в разгар гражданской войны — 17 сентября 1919 года , был летчиком и бортмехаником, участвовал в Великой Отечественной войне.
В довоенные и военные годы общался с американцами как с союзниками, перегоняя ленд-лизовские самолёты.
Судьбу с авиацией он связал рано, после окончания восьмого класса, в страшном для многих, но, кажется, счастливом для него, 1937-м.
Начинал Василий Иванович с ученика моториста, потом стал авиатехником. Потихоньку начал летать, неофициально, даже без летной книжки.
А потом началась война. Тогда многие действительно просились на фронт и огорчались, когда их не брали. Пережил это и Василий Иванович. Как на ценного специалиста, на него была наложена "бронь". Судьба уготовила ему другой путь, другой фронт, на котором ему довелось соприкоснуться с историко-политико-географической глыбой, зовущейся США, соприкосновение с которой началось в конце 1941 года, когда велась подготовка к перегонке боевых самолетов из Соединенных Штатов. Ленд-лиз. Трудами инженеров и обитателей ГУЛАГа на труднейшей трассе возводились аэродромы. К осени 1942 года они были в основном завершены. В Якутске расположилось Управление воздушной трассы, а Красноярск служил важнейшей перевалочной базой. Летчиков для трассы отбирали во фронтовых полках.
Шло усиленное изучение американских "Боингов", "Бостонов", "Аэрокобр".
Василий Иванович попал в орбиту этой бурной деятельности в 1943 году — был назначен борттехником самолета Си-47 ("Дуглас"), то есть получил право летать.
Тем временем, в феврале 1944 года, произошли какие-то незаметные простому глазу подвижки в механизме машины военной бюрократии: в недрах ее посчитали, что техник-лейтенант Сломнюк куда большую пользу принесет на фронте. Да еще... в пехоте. "Бери,— сказали ему, — взвод и командуй!" И ведь командовал. Пока не вспомнили о нем в авиации: "Мы тут зашиваемся, техников не хватает, а он в пехоте прохлаждается!.." И Сломнюка перевели в 4-ю воздушную армию, в транспортную авиацию.
Как-то при вынужденной посадке на нейтральной полосе немец накрыл их минометами. Мина разорвалась сзади... Тяжелая контузия. Расстройство речи, потеря зрения, слуха — ничего не видел трое суток. Но самое страшное для Сломнюка — из авиации надо было уходить. А не мог. После выхода из госпиталя (впрочем, подлечили его там неплохо) начался для Василия Ивановича период конспирации. Никому о контузии не говорил. И добился-таки своего — попал в 9-й отдельный авиаполк. Впрочем, в то время, когда авиаторов катастрофически не хватало, на контрабандное возвращение в строй контуженного летчика могли просто посмотреть сквозь пальцы.
В полку, однако, долго не задержался. Так он опять попал на Красноярскую воздушную трассу. 10 октября 1944 года прибыл в Якутск и был направлен в 4-й перегоночный полк. Переучился на самолет Б-25, совершил четыре-пять рейсов на Аляску, в город Ном и форт Фербенкс, где советских летчиков-перегонщиков ждали американские самолеты.
За время перегонок полк потерял почти 2,5 процента состава. До сих пор близ станции Крючкове под Красноярском лежат обломки "Бостона".
Тут, однако дали о себе знать последствия контузии. Василий Иванович был переведен в 8-й перегоночный полк.
А пока продолжалась служба, была высадка десанта в Харбине после открытия военных действий против Японии. Было окончание войны и... держание языка за зубами по поводу АлСиба: летчиков трассы начали репрессировать.
Из армии В.И. Сломнюк демобилизовался в октябре 1946 года в звании бортмеханика-лейтенанта-инструктора. Ордена Отечественной войны двух степеней, медали за Отвагу, за Освобождение Варшавы и многие другие... летать перестал лишь в 1970-м. Рассказывали: с завязанными глазами находил в самолете любую деталь. Три значка на его кителе — за налет миллиона километров без аварий. Окончательно он ушел на отдых лишь в 1989 году. Служил в Красноярском управлении гражданской авиации. Увековечен памятью в Мемориале победы г.Красноярска
Печатался с рассказами о ВОВ в нескольких книгах, например "Счастье на высоте три тысячи километров", "Небо без границ" и др.
Умер Василий Иванович в 2004 году.
Помню и бесконечно благодарю.
Горжусь моим героем!
Боевой путь
После войны
Мои воспоминания о дедушке скудны, потому как родом из раннего детства.
Василий Иванович был домовит, из самых ярких воспоминаний об этом - то, как он любил жарить котлеты (лучше его котлет - никогда больше нигде не ела), лепил пельмени, сам солил капусту и варил щи. Для меня, любимой внучки, дома всегда были припасены редкие для 90х шоколадные конфеты "Мишка на Севере" , есть их разрешалось мне сколько душе угодно. И вообще в гостях у деда мне можно было все, ругался только, когда пыталась свои порядки на его столе наводить :)
Ходил дедушка плохо и слышал так же- сказывалась контузия, полученная на фронте. И о войне рассказывать не любил. Может потому, что берег ещё не окрепшую детскую душу... Помню, усадит меня на колено и шутки шутит :) Шутить деда Вася ох как любил. А ещё любил свою собаку. И слушать радио,задумчивая покуривая папиросу. И тосковал, если мы долго его не навещали.
Умер дедушка, когда мне было всего 14... С горечью осознала в более старшие годы, насколько было важно чаще быть рядом и как его не хватает мне уже взрослой... Эти вспышки памяти, родом из детства, мне очень дороги и ценны. Люблю. Помню. И горжусь.