Скутин Петр Васильевич
Скутин
Петр
Васильевич
сержант / штурман-военный стрелок
Дата рождения: 12.07.1925
Регион Свердловская область
Воинское звание сержант
Населенный пункт: Артемовский
Воинская специальность штурман-военный стрелок
Годы службы 1943 1945
Дата рождения 12.07.1925

Боевой путь

Место призыва Артемовский РВК Свердловской области
Дата призыва 02.1943
Боевое подразделение 541 штурмовой авиационный полку в составе 264 Киевской штурмовой авиационной дивизии
Завершение боевого пути Прага

Воспоминания

Мой прадед - воздушный стрелок

Мой прадедушка - Петр Васильевич Скутин. Я знаю о нем только по рассказам бабушки, папиной мамы, ведь мы никогда не встречались. Он был участником Великой Отечественной войны и настоящим героем.
Родился он 12 июля 1925 года в г. Артемовский Свердловской области. К началу войны ему было только 16 лет, примерно как мне сейчас. Его не взяли в армию в 1941, но оставшись в родном городе, ему пришлось быстро повзрослеть, ведь все мужчины ушли на фронт. Он работал наравне с взрослыми, был бригадиром тракторной бригады. У него была «бронь», но он не оставлял попыток попасть на фронт.
В феврале 1943 его призвали в армию и направили сначала во 2 запасную бригаду в Чебаркуль, а затем в Троицкую авиашколу (Челябинская обл.), где он проходил обучение как воздушный стрелок. Несмотря на небольшой рост, он отличался выносливостью и силой. Легко справлялся с длинными марш-бросками и физическими нагрузками. «Самый маленький, но самый крепкий» - так говорила про него моя прабабушка.
Во время обучения в летной школе ему пришлось пройти разные испытания на выносливость и силу, в том числе на способность переносить воздушные ямы и перегрузки. Однажды во время разговора с начальством, под ним внезапно провалился пол, и он рухнул вниз, так тестировали будущих летчиков и стрелков. После 9 месячного обучения он был направлен в действующую армию.
В октябре 1943 года он был направлен на 1 Украинский фронт. Он проходил службу в 541 штурмовом авиационном полку в составе 264 Киевской штурмовой авиационной дивизии. Он был воздушным стрелком и штурманом на самолете-штурмовике ИЛ-2. Чтобы понять, в каких условиях приходилось вести бой воздушному стрелку надо понимать, что представлял собой ИЛ-2.
Это был самый массовый боевой самолет в истории авиации. В армии самолет получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Пилоты-истребители люфтваффе за живучесть и недостаточную маневренность прозвали Ил-2 «бетонным самолётом» и «цементным бомбардировщиком». Особенностью конструкции самолета было то, что кабина стрелка находилась вне бронекорпуса и имела только локальное бронирование. Сами летчики называли между собой временную конструкцию позиции стрелка «кабиной смерти». В среднем по статистическим оценкам, при атаке истребителя вероятность поражения стрелка была в 2-2,5 раза выше, чем защищаемого им самолета. На таком самолете мой прадед воевал всю войну.
Попав на фронт в конце октября 1943, уже в декабре за личную отвагу и мужество он был представлен к первой награде – Ордену «Красной звезды». За первый месяц службы он совершил 13 боевых вылетов, успешно отбивая атаки вражеских истребителей.
Учитывая, повышенную уязвимость и незащищенность воздушных стрелков, ему, конечно, не удалось избежать ранений. 15 января 1944 во время воздушного боя он получил осколочные ранения мягких тканей обеих голеней. При выполнении боевого задания его самолет был подбит и загорелся. Пока летчик пытался дотянуть горящий, плохо управляемый самолёт до своей территории, мой прадедушка сумел отразить 4 атаки противника, несмотря на то, что был ранен и его комбинезон горел.
Благодаря его смелости и мужеству самолет приземлился на своей территории, и экипаж остался жив. За этот подвиг он был награждён орденом «Отечественной войны» II степени.
После возвращения из госпиталя он продолжил службу в своей части. С ноября 1943 по февраль 1944 он совершил 35 боевых вылетов. За время службы еще дважды был ранен. Последнее ранение в ноябре 1944 было самым тяжелым: его самолет был сбит. По его воспоминаниям, самолет на 6 метров ушел в землю, его пришлось откапывать. Мой прадедушка был контужен и получил осколочные ранения мягких тканей лица.
Начав свой боевой путь на Киевском направлении, он участвовал в боях за освобождение Киева, Будапешта, Праги. В январе 1945, участвуя в боях за освобождение Будапешта, совершил 13 боевых вылетов и сумел подавить огонь трех точек зенитной артиллерии противника. Был награжден медалью «За отвагу».
Всего за годы войны он совершил более 70 болевых вылетов. Всего несколько вылетов ему не хватило, чтобы получить звание Героя Советского Союза. Но для меня он все равно настоящий герой.
А в жизни он был скромным и добрым человеком, умел играть на гармошке, ему даже пришлось подменить гармониста на собственной свадьбе. Моя прабабушка говорила, что не смогла устоять перед обаянием бравого военного, награжденного орденами и медалями.
Бабушка рассказывала, что он не очень любил вспоминать о войне, и мало о чем рассказывал. Но ей запомнился рассказ о том, как им приходилось спать зимой на снегу. Они надевали всю зимнюю одежду и ложились прямо на снег рядом друг с другом, часовой будил их каждый час, заставляя переворачиваться с боку на бок, чтобы не замерзнуть.
После войны он работал сначала заместителем директора в Гортопе, организации, которая отвечала за снабжения населения дровами. Затем водителем автобуса на автобазе. К сожалению, через несколько лет полученные ранения дали о себе знать. Ему пришлось уйти из водителей.
Хотя прадедушка и не любил вспоминать о войне, но каждый год в День Победы обязательно надевал парадный пиджак с медалями и ходил на парад. Он очень гордился и дорожил своими боевыми наградами, а мы в нашей семье гордимся им и храним память о нем.
Спасибо, прадед, за Победу!

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: