
Петр
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
С 01 февраля 1941г. курсант Павлоградской военной авиационной школы стрелков-бомбардиров.
23 февраля 1941г. курсанты приняли военную присягу.
В сентябре 1941г. авиашкола была эвакуирована и влилась в состав Челябинской военной авиационной школы стрелков-бомбардиров.
20 марта 1943г., после окончания авиашколы, Петру Ивановичу присвоено звание младший лейтенант. Направлен в состав 17 ночного бомбардировочного авиаполка. Командир полка- майор Боровков Николай Андрианович.
Личный состав полка занимался боевой подготовкой.
В ночь на 11 июля с аэродрома Акатово одиночными самолетами бомбардировал войска противника в районе Перестряж. 27 самолетов У-2 совершили 41 боевой вылет, потерь нет.
В 1943г. полк впервые массово применил ампулы АЖ-2 с жидкостью «КС», поджигая опорные пункты противника.
Участвовал в Спас-Деменской, Орловской и Смоленской операциях.
Экипажи полка доставляли грузы в партизанские отряды Нарчук, Шкредо, Садчикова, Гришина, Кирпич и Новикова.
В ночь с 21 на 22 августа экипаж: летчик младший лейтенант Кочергин Юрий Федорович и штурман младший лейтенант Скрыпник, в составе полковой группы участвовал в бомбардировке моста на р.Десна в районе Екимовичи. Сбросил 2 фугасные авиабомбы ФАБ-100. Результатом налета стали 2 прямых попадания в мост, до 20 разрывов на шоссе по обе стороны моста, 2 крупных взрыва и 2 очага пожара в Екимовичи.
К сентябрю 1943г. младший лейтенант Скрыпник совершил 59 ночных боевых вылетов. Приказом от 04 сентября 1943г. был награжден орденом Красной Звезды.
В 1944г. полк участвовал в Оршанско-Витебской, Вильнюсской и Каунасской операциях, бомбардировал позиции противника в Восточной Пруссии.
В ночь с 12 на 13 июня в районе д.Симахи (в 12км. юго-восточнее Богушевска) на высоте 1000м. экипаж: летчик младший лейтенант Данников Николай Никитович, штурман Скрыпник- был атакован самолетом противника Ю-88 (Юнкерс). В воздушном бою у самолета экипажа были перебиты лонжероны верхней правой плоскости и нервюры консольной части крыла. Экипаж невредим.
Петр Иванович после награждения совершил еще 96 боевых вылетов.
В ночь с 22 на 23 июля 1944г. экипаж Кочергин- Скрыпник выполнял разведку аэродрома Сувалки. В районе аэродрома экипаж попал под зенитный огонь. Один из снарядов разорвался между летчиком и штурманом, ударившись в правую стойку центроплана. Оба получили ранения. У штурмана была пробита артерия у правой ключицы, второй осколок пробил бок. Несколько раз он терял сознание, но приходил в себя и подсказывал летчику курс на свой аэродром. Самолет был поврежден- осколки снарядов пробили его более 100 раз. 27 пробоин были в бензобаке. Несмотря на тяжелые ранения, летчик одной рукой прикрыл пробоину в бензобаке, а второй управлял самолетом. Истекая кровью, он привел самолет на свой аэродром, пролетев более 170км., и доставил ценные сведения. Штурман Скрыпник нашел в себе силы- сам вылез из кабины и доложил командованию о выполнении задания. После чего ослаб и был подхвачен своими товарищами.
Спустя 6 часов Петр Иванович скончался от потери крови.
Был похоронен на кладбище д.Гай Ялунской волости Литвы.
Посмертно был представлен к ордену Отечественной войны I степени. Приказом от 08 августа 1944г. награжден орденом Отечественной войны II степени.
Воспоминания
Из книги Героя Советского Союза Молокова Василия Сергеевича «Родное небо».
Чаще, чем в других, бывал я в 17-м авиаполку- самом молодом, сформированном в апреле 1943 года в Вышнем Волочке. Позднее в полк прибыло пополнение из Челябинской авиашколы. Так и получилось, что в этой части в основном собралась еще не обстрелянная молодежь. Командир полка Николай Андрианович Боровков, скромный, уравновешенный человек, умел повлиять на недисциплинированных, а такие, к сожалению, были. Он вместе с работниками своего штаба много сил и времени отдавал занятиям с молодыми летчиками и штурманами. Молодежь обучали и слепым полетам. Делалось это весьма элементарно: на кабину надевался брезентовый колпак, и летчикам приходилось ориентироваться только по приборам. Упорные тренировки в воздухе дали свои результаты. Воины 17-го авиаполка в последующих боях зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.
1944г.
В середине июля дивизия получила задание разведать крупный узел сопротивления гитлеровцев — город Сувалки. Экипаж Ю. Ф. Кочергина должен был отвлечь на себя внимание вражеских зенитчиков, чтобы другой наш самолет смог прорваться к этому району, сильно охранявшемуся средствами ПВО. Когда в небе появилась машина Кочергина, на ней скрестились лучи трех прожекторов. По беззащитному По-2 ударили зенитные орудия. Самолет был поврежден, летчик и штурман тяжело, ранены. Юрий Федорович Кочергин, превозмогая сильную боль, сумел вывести машину из полосы зенитного огня, уйти от преследования фашистского истребителя и сделать посадку на своем аэродроме. Штурману П. И. Скрыпнику пуля пробила артерию, и он умер от потери крови — ведь экипаж находился в воздухе полтора часа! Кочергина тут же отправили в госпиталь. После выздоровления он вернулся в свой полк и сражался в нем до конца войны.