Сергей
Алексеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Биография Синодова Сергея Алексеевича
Синодов Сергей Алексеевич родился 3 октября 1918 года в городе Вознесенск Николаевской области в семье рабочего. В 1934 году закончил 7 классов школы №23 г. Вознесенска. Трудовую деятельность начал с октября 1934 года учеником токаря по металлу при железнодорожном депо. В 1937 году был принят в члены ВЛКСМ. В ряды Красной Армии был призван в Воронеже в октябре 1938 года и направлен в школу ШМАС, которую закончил в апреле 1939 годп. По окончанию был направлен в 7 ТБАП на должность воздушный стрелок-радист. Принимал участие в боевых действиях в период с декабря 1939 по март 1940 года в составе 80-го авиаполка. С марта 1940 по сентябрь 1941 в составе 80 КББАП базировался на аэродроме «Ягодник» Архангельской области. С 17 сентября 1941 года в составе действующей армии на Карельском фронте. Награжден орденом «Красной Звезды» медалями «За отвагу», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией». Член КПСС с января 1942 года. После демобилизации проживал в городе Вознесенске Николаевской области Украинской ССР.
Из наградного листа на воздушного стрелка радиста 2 АЭ 80 КББАП старшего сержанта Синодова С.А.: «Участвует в боях с немецко-финским фашизмом с 17.9.41 г. Имеет 12 боевых вылетов с общим налетом 22 часа, из которых 1 по судам флота противника в районе Петсамо, 6-ть по живой силе, штабам и артиллерии противника в пунктах Петсамо, Алакурти, Кестеньги, 5-ть по скоплению войск, мотомехчастям, складам противника. При выполнении заданий ведет интенсивный обстрел войск противника из своих пулеметов. Зорко следит за воздухом, при появлении самолетов противника огнем своих пулеметов отбивает их атаки. На выполнение боевых заданий идет мужественно и самоотверженно. За этот период сбросил агитационных листовок в тыл противника 40 000 шт. При обстреле ЗА и ЗП всегда предупреждает летчика и при этом чувствует себя спокойно и уверенно.
За успешное выполнение боевых заданий в борьбе против немецкого и финского фашизма представляется к награде медалью «За отвагу»
Командир 80-го КББАП майор Тарасевич
Военком 80-го КББАП бат. Комиссар Перов»
Воспоминания воздушного стрелка радиста Синодова С.А.
Из воспоминаний воздушного стрелка радиста 80 КББАП Сергея Алексевича Синодова о боевых вылетах в районе г. Петсамо (Печенга) в ходе обороны Советского Заполярья в 1941 году:“29 сентября 1941 г. нашему СБ 80-го и 137-го авиаполков было дано боевое задание бомбить танковую колонну, которая двигалась по дороге с северного портового города Петсамо (теперь Печенга) на юг по направлению г. Кемиярви. Это была единственная шоссейная дорога которая связывала юг Финляндии с северным городом и портом. 137 бомбардировочный авиаполк взлетел с одного, а наш 80-й бомбардировочный авиаполк с другого аэродрома, но задача была одна с интервалом в 5 минут лететь на цель, найти эту движущую танковую колонну и разбомбить. После взлета я как воздушный стрелок радист наладил связь с ведущим самолетом, одновременно слушая команды наземных радиостанций, и очень внимательно следил за воздухом и за поведением других стрелков радистов. У нас был такой договор, кто первый заметит самолет противника, дает очередь в ту сторону, значит надо быть всем очень внимательным. Погода на редкость оказалась ясная. По заданию впереди нашего авиаполка летел 137 авиаполк. Подлетая к этой шоссейной дороге, которая хорошо просматривалась с севера на юг, танковой колонны с ходу не обнаружили, в воздухе истребителей противника не было, тогда наш полк развернул вправо и полетел север на порт Петсамо и все же колонну противника не обнаружили. Разделившись на две группы внезапным ударом наш полк обрушил бомбовые удары на левый и правый берег фиорда-порта Петсамо. Мне хорошо было видно как бомбы разрывались у порта, где находилось много вражеской техники, был нанесен огромный урон противнику. Только начали разворачиваться, по нам был открыт сильный зенитный огонь, на всем обратном пути по нам стреляли со всех сопок трассирующими снарядами. Подлетая к линии фронта нас встретили наши истребители, сопровождая к месту посадки. Но один истребитель противника ухитрился пристроиться сзади. Я вс время наблюдал, думаю свой или нет, но о тоже спокойно летел, подлетая к своему аэродрому. Я заметил как истребитель противника резко приблизился к нашему крайнему бомбардировщику и дал длинную пулеметную очередь. Я не спуская глаз с него в это мгновение тоже нажал на гашетку и истребитель противника с разворота ушел вниз, после чего наши истребители стали его преследовать. При посадке выяснилось, что истребитель противника почти перебил тягу управления высоты, она держалась на кончике, но все обошлось благополучно. От зенитного огня у нашего самолета было 4 пробоины. В некоторых остальных самолетах также были повреждения.
Теперь вернусь к 137 авиаполку, он летел впереди нас, не обнаружив колонну противника, взял курс на юг по шоссейной дороге. В это время их встретила большая группа истребителей противника, которая базировалась на аэродроме Киркенес на крайнем севере Норвегии. Был воздушный бой, в котором были сбиты несколько наших бомбардировщиков из 137-го авиаполка. Наши истребители в этой операции до цели нас не сопровождали.
Из воспоминаний воздушного стрелка радиста 80 КББАП Сергея Алексевича Синодова о боевых вылетах в районе г. Лодейное Поле в наступательной операции Красной Армии 1944 года:
«В то время я летал флагманским воздушным стрелком 80 КББАП в звании старшины на самолете ПЕ-2, командир полка был гвардии подполковник Стариков, штурман майор Миронов.
За несколько дней до наступления наших войск в районе Лодейного поле реки Свирь наш авиационный полк прибыл на замаскированный аэродром в р-не Лодейного поля в лесу. Как сейчас помнится, когда мы прилетели, произвели посадку нас «атаковали» майские жуки, они кружились вокруг нас целыми тучами как бы приветствовали нашему прилету. День был теплый и ясный. Ни минуты не теряя времени, экипажи готовились боевому вылету, через несколько часов весь авиаполк был готов в любую минуту вылететь на боевое задание, бомбы были подвешены, пулеметы были подготовлены, все радисты получили позывные и условные сигналы. Так мы дежурили у самолетов днем и ночью, ожидая приказ о боевом вылете.
И вот 21 июня 1944 г. рано утром экипажи получили боевое задание эшелонами по девять самолетов бомбить с небольшой высоты передний край обороны противника по ту сторону у берега реки Свирь (район Лодейного поля). После взлета авиаполк в составе 27 самолетов ПЕ-2 быстро собрался в воздухе в девятки и взяли курс на цель. Летели эшелонами, так как я воздушный стрелок радист полка, на одной радиоволне меня слушают все радисты, которым я передаю команду командира полка. Все радисты внимательно наблюдая за воздухом, и кто первый заметит неизвестный самолет с какой бы стороны он не появился, подает сигнал остальным, я в свою очередь дублирую всему полку с тем чтобы не дать противнику незамеченым подойти к нашим самолетам.
Подлетая ближе к цели за несколько километров я отчетливо видел по ту сторону реки Свирь и дальше в глубь обороны противника поднимались густые столбы дыма, все заволокло, одна за другой вспышки огня от нашей артиллерии и штурмовки авиации и тут я понял, что мы не первые прибыли на передний край обороны противника. Слышу команду в наушниках, командир дает команду открыть бомболюки, я передаю по радио всем самолетам тоже самое. В это время насторожился, выше нас кружатся большое количество истребителей в несколько этажей. Оказывается это наши истребители патрулирует, прикрывают нас бомбардировщиков и штурмовиков, которые штурмуют передний край противника. Цель хорошо видна, ориентир — река Свирь и берег противника, как только бомбы оторвались от самолета я присел к нижнему люку к крупнокалиберному пулемету и наблюдая как бомбы подлетая ближе к земле точно ложились в цель, рвались у берега и в глубь обороны противника с небольшим интервалом все смешивая с землей. Весь передний край противника окутался дымом и огнем.
Наблюдая при падении еще в воздухе за своими бомбами, я отчетливо видел большое количество наших штурмовиков ИЛ-2, которые штурмовали этот передний край обороны противника под нами, думал хотя бы своя бомба не попала в штурмовика. Они так усердно работали, что задержались у цели сверх установленного для них время. К нашему прилету штурмовики полностью уничтожили зенитную артиллерию противника. После того как мы отбомбились, делая левый разворот, я заметил внизу в стороне несколько истребителей противника. Я дал две короткие очереди и передал по радио остальным стрелкам, видя наш перевес они быстро ушли, рассчитывая подобраться к нам незаметно, но это им не удалось. Возвратившись на свой аэродром авиаполк снова готовили к вылету. Я обошел радистов, проси какая слышимость была меня, оказывается все как один меня слышали хорошо. Через несколько часов наш полк снова вылетел на боевое задание. Таким же образом в такой же обстановке мы снова бомбили огневые позиции противника примерно километра два в глубь от передовой. Все бомбы и в первый и во второй вылет легли в цель. Это подтвердили экипажи истребителей, наземным командованием и фото.
После чего 22 июня 1944 преследуя отступающего противника наш авиаполк нанес массирование бомбоудар в районе Олонца. 23 июня 1944 наш полк нанес удар по арьтллерии противника в районе Линдоя.
Бывший воздушный стрелок радист 80-го КББАП Синодов С.А.
Боевой путь
Воспоминания
Воспоминания воздушного стрелка радиста Синодова С.А.
Из воспоминаний воздушного стрелка радиста 80 КББАП Сергея Алексеевича Синодова о боевых вылетах в районе г. Петсамо (Печенга) в ходе обороны Советского Заполярья в 1941 году:“29 сентября 1941 г. нашему СБ 80-го и 137-го авиаполков было дано боевое задание бомбить танковую колонну, которая двигалась по дороге с северного портового города Петсамо (теперь Печенга) на юг по направлению г. Кемиярви. Это была единственная шоссейная дорога которая связывала юг Финляндии с северным городом и портом. 137 бомбардировочный авиаполк взлетел с одного, а наш 80-й бомбардировочный авиаполк с другого аэродрома, но задача была одна с интервалом в 5 минут лететь на цель, найти эту движущую танковую колонну и разбомбить. После взлета я как воздушный стрелок радист наладил связь с ведущим самолетом, одновременно слушая команды наземных радиостанций, и очень внимательно следил за воздухом и за поведением других стрелков радистов. У нас был такой договор, кто первый заметит самолет противника, дает очередь в ту сторону, значит надо быть всем очень внимательным. Погода на редкость оказалась ясная. По заданию впереди нашего авиаполка летел 137 авиаполк. Подлетая к этой шоссейной дороге, которая хорошо просматривалась с севера на юг, танковой колонны с ходу не обнаружили, в воздухе истребителей противника не было, тогда наш полк развернул вправо и полетел север на порт Петсамо и все же колонну противника не обнаружили. Разделившись на две группы внезапным ударом наш полк обрушил бомбовые удары на левый и правый берег фиорда-порта Петсамо. Мне хорошо было видно как бомбы разрывались у порта, где находилось много вражеской техники, был нанесен огромный урон противнику. Только начали разворачиваться, по нам был открыт сильный зенитный огонь, на всем обратном пути по нам стреляли со всех сопок трассирующими снарядами. Подлетая к линии фронта нас встретили наши истребители, сопровождая к месту посадки. Но один истребитель противника ухитрился пристроиться сзади. Я всё время наблюдал, думаю свой или нет, но о тоже спокойно летел, подлетая к своему аэродрому. Я заметил как истребитель противника резко приблизился к нашему крайнему бомбардировщику и дал длинную пулеметную очередь. Я не спуская глаз с него в это мгновение тоже нажал на гашетку и истребитель противника с разворота ушел вниз, после чего наши истребители стали его преследовать. При посадке выяснилось, что истребитель противника почти перебил тягу управления высоты, она держалась на кончике, но все обошлось благополучно. От зенитного огня у нашего самолета было 4 пробоины. В некоторых остальных самолетах также были повреждения.
Теперь вернусь к 137 авиаполку, он летел впереди нас, не обнаружив колонну противника, взял курс на юг по шоссейной дороге. В это время их встретила большая группа истребителей противника, которая базировалась на аэродроме Киркенес на крайнем севере Норвегии. Был воздушный бой, в котором были сбиты несколько наших бомбардировщиков из 137-го авиаполка. Наши истребители в этой операции до цели нас не сопровождали.
Из воспоминаний воздушного стрелка радиста 80 КББАП Сергея Алексевича Синодова о боевых вылетах в районе г. Лодейное Поле в наступательной операции Красной Армии 1944 года:
«В то время я летал флагманским воздушным стрелком 80 КББАП в звании старшины на самолете ПЕ-2, командир полка был гвардии подполковник Стариков, штурман майор Миронов.
За несколько дней до наступления наших войск в районе Лодейного поле реки Свирь наш авиационный полк прибыл на замаскированный аэродром в р-не Лодейного поля в лесу. Как сейчас помнится, когда мы прилетели, произвели посадку нас «атаковали» майские жуки, они кружились вокруг нас целыми тучами как бы приветствовали нашему прилету. День был теплый и ясный. Ни минуты не теряя времени, экипажи готовились боевому вылету, через несколько часов весь авиаполк был готов в любую минуту вылететь на боевое задание, бомбы были подвешены, пулеметы были подготовлены, все радисты получили позывные и условные сигналы. Так мы дежурили у самолетов днем и ночью, ожидая приказ о боевом вылете.
И вот 21 июня 1944 г. рано утром экипажи получили боевое задание эшелонами по девять самолетов бомбить с небольшой высоты передний край обороны противника по ту сторону у берега реки Свирь (район Лодейного поля). После взлета авиаполк в составе 27 самолетов ПЕ-2 быстро собрался в воздухе в девятки и взяли курс на цель. Летели эшелонами, так как я воздушный стрелок радист полка, на одной радиоволне меня слушают все радисты, которым я передаю команду командира полка. Все радисты внимательно наблюдая за воздухом, и кто первый заметит неизвестный самолет с какой бы стороны он не появился, подает сигнал остальным, я в свою очередь дублирую всему полку с тем чтобы не дать противнику незамеченным подойти к нашим самолетам.
Подлетая ближе к цели за несколько километров я отчетливо видел по ту сторону реки Свирь и дальше в глубь обороны противника поднимались густые столбы дыма, все заволокло, одна за другой вспышки огня от нашей артиллерии и штурмовки авиации и тут я понял, что мы не первые прибыли на передний край обороны противника. Слышу команду в наушниках, командир дает команду открыть бомболюки, я передаю по радио всем самолетам тоже самое. В это время насторожился, выше нас кружатся большое количество истребителей в несколько этажей. Оказывается это наши истребители патрулирует, прикрывают нас бомбардировщиков и штурмовиков, которые штурмуют передний край противника. Цель хорошо видна, ориентир — река Свирь и берег противника, как только бомбы оторвались от самолета я присел к нижнему люку к крупнокалиберному пулемету и наблюдая как бомбы подлетая ближе к земле точно ложились в цель, рвались у берега и в глубь обороны противника с небольшим интервалом все смешивая с землей. Весь передний край противника окутался дымом и огнем.
Наблюдая при падении еще в воздухе за своими бомбами, я отчетливо видел большое количество наших штурмовиков ИЛ-2, которые штурмовали этот передний край обороны противника под нами, думал хотя бы своя бомба не попала в штурмовика. Они так усердно работали, что задержались у цели сверх установленного для них время. К нашему прилету штурмовики полностью уничтожили зенитную артиллерию противника. После того как мы отбомбились, делая левый разворот, я заметил внизу в стороне несколько истребителей противника. Я дал две короткие очереди и передал по радио остальным стрелкам, видя наш перевес они быстро ушли, рассчитывая подобраться к нам незаметно, но это им не удалось. Возвратившись на свой аэродром авиаполк снова готовили к вылету. Я обошел радистов, проси какая слышимость была меня, оказывается все как один меня слышали хорошо. Через несколько часов наш полк снова вылетел на боевое задание. Таким же образом в такой же обстановке мы снова бомбили огневые позиции противника примерно километра два в глубь от передовой. Все бомбы и в первый и во второй вылет легли в цель. Это подтвердили экипажи истребителей, наземным командованием и фото.
После чего 22 июня 1944 преследуя отступающего противника наш авиаполк нанес массирование бомбоудар в районе Олонца. 23 июня 1944 наш полк нанес удар по артиллерии противника в районе Линдоя.
Бывший воздушный стрелок радист 80-го КББАП Синодов С.А.