НИКОЛАЙ
НИКОЛАЕВИЧ
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Сиков Николай Николаевич родился 31.12.1922 г. в г. Малая Вишера,Ленинградской обл(ныне Новгородской)в семье слесаря паровозного депо Сикова Н.И. и Сиковой П.И.
В декабре 1938 г. окончил 8 классов средней школы № 2, а в октябре того же года комсомольской организацией 2-й средней школы был принят в ряды ВЛКСМ. До войны он был любимцем сверстников-одноклассников, инициатором многих славных дел молодежи. Увлекался авиацией.
С декабря 1938-го по сентябрь 1939-й обучался в Чудовском аэроклубе Осоавиахима.
18 октября он добровольно поступил в Ейское Военно-морское авиационное училище, которое закончил в 1941 году по курсу пилота.
С 19-го августа 1941-го года присвоено звание сержант, а с 05.01.1942 г. было присвоено звание лейтенант, далее 29 июня 1942г. - Гвардии старший лейтенант.
Николай настолько хорошо владел летной техникой, что мог летать на самолетах типа РБ, СБ, И-16, Як-1, ЛаГГ-3.
Военную службу Николай Николаевич проходил в частях Военно-Воздушных Сил Черноморского флота.
В июле 1942 года получил назначение в 3-ю авиаэскадрилью 6-го гвардейского авиационного полка ВВС Черноморского флота, на должность командира авиационного звена, старшие товарищи по службе его характеризовали, как дисциплинированного, смелого, инициативного летчика, пользовавшегося большим авторитетом у подчиненных.
С 15.12.1941г. по 31.12.1941 имеет 36 боевых вылетов с налетом 20.43, а на 01.12.1942 года на боевом счету значится 249 боевых вылетов, 26 раз участвовал в жестоких воздушных боях с немецкими летчиками. Лично им сбито 6 самолетов (25.12.41 г. - Ме-109 и Ю-88; 08.06.42г. - Ю-88 и Ме-109,; 24.11.42г.- Гамбург). Меткими штурмовыми ударами по немецко -фашистским захватчикам им уничтожено много автомашин, тракторов, полевые и зенитные орудия, пулеметы, подавлен огонь 10 вражеских огневых точек и уничтожено более 500 немецких солдат и офицеров.
Он летал на истребителе, делал фотографии, считался лучшим летчиком-разведчиком Севастополя, ведомым - мастером разведки, не было случая, чтобы прилетал без пробоин в самолете. Часто бывало и так: один самолет с «АФАИ-3» находился в готовности к выполнению боевого задания, а другой в это время ремонтировали после посадки.
Дисциплинированный, неизменно жизнерадостный и чрезвычайно коммуникабельный, постоянно был в готовности к боевому вылету и, несомненно, в рискованных заданиях, с которыми, как правило, справлялся блестяще, испытывал полное удовлетворение.
10-го мая 1942-го награждён орденом Красное Знамя, в документах имелось упоминание, что был представлен к званию Героя Советского Союза. Основание ЦВМА личное дело арх. № 114302.
В последнем разведывательном полете, выполнив боевое задание, он возвращался из Сухума на Гудаудский военный аэродром, у него загорелся мотор, был приказ прыгать, но он говорил, что доведет самолет до аэродрома. Но не смог. Далее связь прекратилась, и самолет упал в море. Погиб 31.01.1943 года, при выполнении боевого задания над Черным морем.
Обломки самолета были обнаружены командой одного из судов Сухумского рыбного хозяйства весной 2019 года в Республике Абхазия, в акватории между Новым Афоном и Гудаутой, - рыбаки случайно зацепили сетью винт самолета. Деталь передали поисковикам.
Координаты места гибели истребителя четко зафиксированы, останки героя покоятся на 30-ти метровой глубине. Информация передана в базу данных проекта «Небо Родины», реализуемого Поисковым движением России.
После продолжительных архивных поисков, по номеру сохранившемуся на винте удалось выяснить, тип самолета, его принадлежность, что за самолет входил в состав авиационного подразделения, которое базировалось на Гудаутском военном аэродроме. Им оказался ЛаГГ-3№31213703 (мотор 282-23 Щ) из состава 3-й авиаэскадрильи 6-го гвардейского авиационного полка ВВС Черноморского флота, с помощью Минобороны России установили личность летчика. Им оказался гвардии старший лейтенант Сиков Николай Николаевич, уроженец Ленинградской области (ныне Новгородской), г. Малая Вишера.
Боевой путь
18 октября он добровольно поступил в Ейское Военно-морское авиационное училище, которое закончил в 1941 году по курсу пилота.
С 19-го августа 1941-го года присвоено звание сержант, а с 05.01.1942 г. было присвоено звание лейтенант, далее 29 июня 1942г. - Гвардии старший лейтенант.
Николай настолько хорошо владел летной техникой, что мог летать на самолетах типа РБ, СБ, И-16, Як-1, ЛаГГ-3.
Военную службу Николай Николаевич проходил в частях Военно-Воздушных Сил Черноморского флота.
В июле 1942 года получил назначение в 3-ю авиаэскадрилью 6-го гвардейского авиационного полка ВВС Черноморского флота, на должность командира авиационного звена, старшие товарищи по службе его характеризовали, как дисциплинированного, смелого, инициативного летчика, пользовавшегося большим авторитетом у подчиненных.
С 15.12.1941г. по 31.12.1941 имеет 36 боевых вылетов с налетом 20.43, а на 01.12.1942 года на боевом счету значится 249 боевых вылетов, 26 раз участвовал в жестоких воздушных боях с немецкими летчиками. Лично им сбито 6 самолетов (25.12.41 г. - Ме-109 и Ю-88; 08.06.42г. - Ю-88 и Ме-109,; 24.11.42г.- Гамбург). Меткими штурмовыми ударами по немецко -фашистским захватчикам им уничтожено много автомашин, тракторов, полевые и зенитные орудия, пулеметы, подавлен огонь 10 вражеских огневых точек и уничтожено более 500 немецких солдат и офицеров.
Он летал на истребителе, делал фотографии, считался лучшим летчиком-разведчиком Севастополя, ведомым - мастером разведки, не было случая, чтобы прилетал без пробоин в самолете. Часто бывало и так: один самолет с «АФАИ-3» находился в готовности к выполнению боевого задания, а другой в это время ремонтировали после посадки.
Воспоминания
«ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» ДОРОХОВ А.П.
КРЫЛАТЫЕ ЗАЩИТНИКИ СЕВАСТОПОЛЯ
Лейтенант Сиков только за декабрь и январь произвел 17 вылетов на фотосъемку и сделал 600 снимков.
«ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»
ДЕНИСОВ К.Д.
Взять хотя бы лейтенанта Николая Сикова. Сколько раз он в том же декабре вылетал на разведку, сколько важных для командования сведений получено после дешифрирования привезенных им снимков
Из книги военной литературы генерал – майора авиации АВДЕЕВА Михаила Васильевича
У САМОГО ЧЁРНОГО МОРЯ
Говорят, Коля Сиков,-вставил Акулов. Заговорили о старшем лейтенанте Сикове — лучшем воздушном разведчике в Севастополе, и о его женитьбе с "благословения" командующего на красавице журналистке из Севастопольского радио, об их свадьбе на огненном аэродроме Херсонеса.