Василий
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Василий Васильевич родился в феврале 1920 г. в селе Верхние Апочки Верхне – Апочинского сельсовета Советского района Курской области в большой крестьянской семье . В период коллективизации большая семья Сидоровых вступила в колхоз. Родители, которые прожили короткую жизнь ( хозяин семьи Василий умер в 1937 г., а супруга ещё раньше – в1932 г.) воспитывали четырех сыновей Владимира, Михаила, Василия, Ивана и трёх дочерей Евдокию, Марию, Елену. Хотя семья и жила бедно, все ходили в лаптях, но все дети учились в начальной школе. Василий окончил 6 классов. Все дети много трудились и на приусадебном участке, и в общественном производстве.
После смерти отца он переехал в г. Воронеж к старшему брату Михаилу, который работал на ВОГРЭС. Приняли Василия в механический цех сначала учеником токаря, а после сдачи экзамена – токарем. Член ВЛКСМ с 1938 по 1944 годы. В этой должности он трудился на станции до октября 1940 г. В соответствии с законом о всеобщей воинской обязанности Василия призвали в РККА. Всю службу (1940-1946 гг.) провел в 21-м районе авиационного базирования авиамехаником по вооружению.
Опыт войны с белофинами в 1939 - 1940 годах вскрыл серьезные недостатки в организации авиационного тыла, основными из которых были громоздкость и малая подвижность авиационно-технических частей, излишняя привязанность частей авиационного тыла к органам материального обеспечения. сухопутных войск. Система управления тылом затрудняла оперативность и автономность принятия решений по организации тылового обеспечения авиации.
Достаточно сказать, что для перевозки одной базы железнодорожным транспортом требовалось 6 - 7 воинских эшелонов по 70 - 75 вагонов в каждом.
Проведенная весной 1940 года некоторая реорганизация авиационных баз не в полной мере решила проблему повышения их маневренности. Поэтому в соответствии с Постановлением партии и правительства от 10 апреля 1941 года было принято решение о введении новой организационной структуры. Территория западных приграничных военных округов разбивалась на 36 районов авиационного базирования (РАБ). Каждый район предназначался для обеспечения трех-четырех авиадивизий.
Вновь созданная структура авиационного тыла была значительным шагом вперед. Войсковой тыл стал более гибким и подвижным.
Вместо тыловых частей, входивших в состав авиационных соединений и частей и менявших свою дислокацию при перебазировании авиационных дивизий и полков, создавались районы авиационного базирования (РАБ), авиационные базы (АБ) и батальоны аэродромного обслуживания (БАО).
С первых дней Великой Отечественной войны выявились не только сильные, но и слабые стороны новой организации тыла ВВС. Опыт показал, что управление авиационной базы является ненужным промежуточным звеном между районом авиационного базирования и батальонами аэродромного обслуживания. Оно не способствовало, а затрудняло управление батальонами. Кроме того, уже в первые дни войны выявилась острая необходимость увеличить количество БАО, иметь в составе районов авиационного базирования склады для обеспечения частей материальными средствами, а также свой автотранспорт. Поэтому директивой заместителя Народного комиссара обороны от 24 августа 1941 года была проведена новая реорганизация органов тыла, согласно которой более четко определились задачи района авиационного базирования, изменена его структура.
В результате организация и возможности войскового звена авиационного тыла значительно улучшились. Основной тыловой частью в авиации стал батальон аэродромного обслуживания. Он мог в сжатые сроки перемещаться с одного аэродрома на другой и обеспечивать любые авиационные полки бомбардировочные, штурмовые, истребительные, разведывательные.
Такая организация войскового тыла целиком оправдала себя и просуществовала без принципиальных изменений всю войну. Осуществлялись только частичные организационно-штатные мероприятия, продолжался процесс технического оснащения частей тыла, что увеличивало их возможности по обеспечению боевых действий авиационных соединений и частей.
БАО мог в сжатые сроки перемещаться с одного аэродрома на другой и обеспечивать любые авиационные полки: бомбардировочные, истребительные, штурмовые, разведывательные. В годы войны авиационно-технические части обеспечили 3 млн 124 тыс. боевых самолетовылетов фронтовой и дальней авиации. При этом было израсходовано более 1 млн тонн авиационных боеприпасов и более 1 млн 700 тыс. тонн авиационных ГСМ. Эти объёмы пришлось выполнять при сравнительно низкой укомплектованности частей автомобилями(65-68% при их технической готовности- 80-86%). Эти цифры приведены, чтобы показать какая нагрузка выпадала на Василия Сидорова, его боевых товарищей в годы войны. Своевременный подвоз вооружения, боеприпасов, материальных средств являлся гарантом успешного ведения авиационными частями и соединениями боевых действий. В военной литературе приведена интересная информация. Так, к началу операции на бобруйском направлении в составе тыла 16-й ВА имелось 7 РАБ (21,, 25, 28, 56, 75, 79 и 80),47 БАО, 46 аэродромно- технических рот и т.д. В районе базирования 6-й ВА было 38 БАО. В результате огромной работы , выполненной тыловыми органами, на аэродромах и складах запасы боеприпасы на 15 -20 дней боевых действий и авиагорючего – на 10-12 дней.
Тыловые авиационные части и подразделения обеспечивали противовоздушную и наземную оборону аэродромов, а также их маскировку, хотя основную роль в прикрытии мест базирования авиации играли летчики-истребители. В начале войны ПВО аэродромов страдала недостатком зенитных огневых средств в батальонах аэродромного обслуживания, что позволяло воздушному противнику наносить удары по самолетным стоянкам и аэродромным сооружениям. Поэтому для защиты аэродромов от ударов с воздуха стали приспосабливать снимаемые с аварийных самолетов пушки и пулеметы, а также наземные пулеметы.
В отражении налетов вражеской авиации приходилось принимать участие и личному составу авиационно-технической службы, который стремился прежде всего спасти материальную часть и быстро ликвидировать последствия бомбардировок. Василий имел в 1944 г. контузию.
Авиационный механик – самая распространенная должность, замещаемая в ВВС . Выделим две, отличающихся друг от друга по содержанию труда и, соответственно, требованиям к человек - это авиационный механик по эксплуатации и ремонту планера и двигательных установок летательных аппаратов, авиационный механик по эксплуатации и ремонту авиационного вооружения. Для специалистов этих групп важное значение имеют физические данные, но существенно большее - общеобразовательная и специальная подготовленность. Конечно, образования Василию Сидорову не хватало, но его природные качества и терпение позволили ему в совершенстве освоить специальность автомеханика по вооружению. Он изучил и знал: конструкцию, правила эксплуатации и объемы периодических работ на закрепленной за ними технике; требования руководящих документов, в части касающейся эксплуатации техники и правила ведения технической документации; выявлять и устранять неисправности техники. Надо отдать должное старшим командирам, которые способствовали подготовке индивидуальных качеств у Сидорова и других его товарище . Это - техническая грамотность, развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, дисциплинированность, терпеливость, исполнительность, аккуратность, хорошая переносимость длительных физических нагрузок, световых и звуковых раздражителей.
Их боевая выучка всегда хорошо показана в отечественных фильмах о летчиках, об аэродромной жизни: «В бой идут одни «старики», «Баллада о бомбере», «Истребители», «В небе ночные ведьмы», «Хроника пикирующего бомбардировщика» и других. Особенно из жизни на земле запоминаются кадры, когда бойцы загружают боекомплекты тяжелейших снарядов, ракет и бомб для очередных вылетов боевых самолетов.. «Тихие» кадры ремонта вооружения увидеть не представляется возможным.
Сержант авиационно – технической службы Василий Васильевич Сидоров вместе со своими товарищами в составе 1-го Белорусского фронта дошел до Польши, Германии, а затем в Забайкалье в августе 1945 г. громил японские квантунские войска.
В 1946 г. был награжден медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.», «За Победу над Японией». Позднее его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Чтобы рассказ о Василии Васильевиче был полным, то непременно надо вспомнить о его братьях Владимере Васильевиче, Иване Васильевиче, Михаиле Васильевиче, которые с Победой вернулись в родные места. Наградами были отмечены их ратные подвиги.
Демобилизовался Василий весной 1946 г. По приезду в г. Воронеж он вновь устраивается на ВОГРЭС токарем механического цеха. В средней школе окончил 7 класс и поступил в Шахтинский энерготехникум. Работал качественно и быстро. В характеристике 1956 г. сообщается о том, что, работая токарем, норму он выполнял на 170 -175 %. Учится на 5-м курсе энергетического техникума. Всё это позволило члена КПСС с 1945 г. назначить мастером механической мастерской. Диплом по специальности электрические станции, сети и системы получил 29 июня 1959 г. Ему была присвоена квалификация техника – электрика.
Боевой путь
После смерти отца он переехал в г. Воронеж к старшему брату Михаилу, который работал на ВОГРЭС. Приняли Василия в механический цех сначала учеником токаря, а после сдачи экзамена – токарем. Член ВЛКСМ с 1938 по 1944 годы. В этой должности он трудился на станции до октября 1940 г. В соответствии с законом о всеобщей воинской обязанности Василия призвали в РККА. Всю службу (1940-1946 гг.) провел в 21-м районе авиационного базирования авиамехаником по вооружению.
Опыт войны с белофинами в 1939 - 1940 годах вскрыл серьезные недостатки в организации авиационного тыла, основными из которых были громоздкость и малая подвижность авиационно-технических частей, излишняя привязанность частей авиационного тыла к органам материального обеспечения. сухопутных войск. Система управления тылом затрудняла оперативность и автономность принятия решений по организации тылового обеспечения авиации.
Достаточно сказать, что для перевозки одной базы железнодорожным транспортом требовалось 6 - 7 воинских эшелонов по 70 - 75 вагонов в каждом.
Проведенная весной 1940 года некоторая реорганизация авиационных баз не в полной мере решила проблему повышения их маневренности. Поэтому в соответствии с Постановлением партии и правительства от 10 апреля 1941 года было принято решение о введении новой организационной структуры. Территория западных приграничных военных округов разбивалась на 36 районов авиационного базирования (РАБ). Каждый район предназначался для обеспечения трех-четырех авиадивизий.
Вновь созданная структура авиационного тыла была значительным шагом вперед. Войсковой тыл стал более гибким и подвижным.
Вместо тыловых частей, входивших в состав авиационных соединений и частей и менявших свою дислокацию при перебазировании авиационных дивизий и полков, создавались районы авиационного базирования (РАБ), авиационные базы (АБ) и батальоны аэродромного обслуживания (БАО).
С первых дней Великой Отечественной войны выявились не только сильные, но и слабые стороны новой организации тыла ВВС. Опыт показал, что управление авиационной базы является ненужным промежуточным звеном между районом авиационного базирования и батальонами аэродромного обслуживания. Оно не способствовало, а затрудняло управление батальонами. Кроме того, уже в первые дни войны выявилась острая необходимость увеличить количество БАО, иметь в составе районов авиационного базирования склады для обеспечения частей материальными средствами, а также свой автотранспорт. Поэтому директивой заместителя Народного комиссара обороны от 24 августа 1941 года была проведена новая реорганизация органов тыла, согласно которой более четко определились задачи района авиационного базирования, изменена его структура.
В результате организация и возможности войскового звена авиационного тыла значительно улучшились. Основной тыловой частью в авиации стал батальон аэродромного обслуживания. Он мог в сжатые сроки перемещаться с одного аэродрома на другой и обеспечивать любые авиационные полки бомбардировочные, штурмовые, истребительные, разведывательные.
Такая организация войскового тыла целиком оправдала себя и просуществовала без принципиальных изменений всю войну. Осуществлялись только частичные организационно-штатные мероприятия, продолжался процесс технического оснащения частей тыла, что увеличивало их возможности по обеспечению боевых действий авиационных соединений и частей.
БАО мог в сжатые сроки перемещаться с одного аэродрома на другой и обеспечивать любые авиационные полки: бомбардировочные, истребительные, штурмовые, разведывательные. В годы войны авиационно-технические части обеспечили 3 млн 124 тыс. боевых самолетовылетов фронтовой и дальней авиации. При этом было израсходовано более 1 млн тонн авиационных боеприпасов и более 1 млн 700 тыс. тонн авиационных ГСМ. Эти объёмы пришлось выполнять при сравнительно низкой укомплектованности частей автомобилями(65-68% при их технической готовности- 80-86%). Эти цифры приведены, чтобы показать какая нагрузка выпадала на Василия Сидорова, его боевых товарищей в годы войны. Своевременный подвоз вооружения, боеприпасов, материальных средств являлся гарантом успешного ведения авиационными частями и соединениями боевых действий. В военной литературе приведена интересная информация. Так, к началу операции на бобруйском направлении в составе тыла 16-й ВА имелось 7 РАБ (21,, 25, 28, 56, 75, 79 и 80),47 БАО, 46 аэродромно- технических рот и т.д. В районе базирования 6-й ВА было 38 БАО. В результате огромной работы , выполненной тыловыми органами, на аэродромах и складах запасы боеприпасы на 15 -20 дней боевых действий и авиагорючего – на 10-12 дней.
Тыловые авиационные части и подразделения обеспечивали противовоздушную и наземную оборону аэродромов, а также их маскировку, хотя основную роль в прикрытии мест базирования авиации играли летчики-истребители. В начале войны ПВО аэродромов страдала недостатком зенитных огневых средств в батальонах аэродромного обслуживания, что позволяло воздушному противнику наносить удары по самолетным стоянкам и аэродромным сооружениям. Поэтому для защиты аэродромов от ударов с воздуха стали приспосабливать снимаемые с аварийных самолетов пушки и пулеметы, а также наземные пулеметы.
В отражении налетов вражеской авиации приходилось принимать участие и личному составу авиационно-технической службы, который стремился прежде всего спасти материальную часть и быстро ликвидировать последствия бомбардировок. Василий имел в 1944 г. контузию.
Авиационный механик – самая распространенная должность, замещаемая в ВВС . Выделим две, отличающихся друг от друга по содержанию труда и, соответственно, требованиям к человек - это авиационный механик по эксплуатации и ремонту планера и двигательных установок летательных аппаратов, авиационный механик по эксплуатации и ремонту авиационного вооружения. Для специалистов этих групп важное значение имеют физические данные, но существенно большее - общеобразовательная и специальная подготовленность. Конечно, образования Василию Сидорову не хватало, но его природные качества и терпение позволили ему в совершенстве освоить специальность автомеханика по вооружению. Он изучил и знал: конструкцию, правила эксплуатации и объемы периодических работ на закрепленной за ними технике; требования руководящих документов, в части касающейся эксплуатации техники и правила ведения технической документации; выявлять и устранять неисправности техники. Надо отдать должное старшим командирам, которые способствовали подготовке индивидуальных качеств у Сидорова и других его товарище . Это - техническая грамотность, развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, дисциплинированность, терпеливость, исполнительность, аккуратность, хорошая переносимость длительных физических нагрузок, световых и звуковых раздражителей.
Их боевая выучка всегда хорошо показана в отечественных фильмах о летчиках, об аэродромной жизни: «В бой идут одни «старики», «Баллада о бомбере», «Истребители», «В небе ночные ведьмы», «Хроника пикирующего бомбардировщика» и других. Особенно из жизни на земле запоминаются кадры, когда бойцы загружают боекомплекты тяжелейших снарядов, ракет и бомб для очередных вылетов боевых самолетов.. «Тихие» кадры ремонта вооружения увидеть не представляется возможным.
Сержант авиационно – технической службы Василий Васильевич Сидоров вместе со своими товарищами в составе 1-го Белорусского фронта дошел до Польши, Германии, а затем в Забайкалье в августе 1945 г. громил японские квантунские войска.
После войны
Демобилизовался Василий весной 1946 г. По приезду в г. Воронеж он вновь устраивается на ВОГРЭС токарем механического цеха. В средней школе окончил 7 класс и поступил в Шахтинский энерготехникум. Работал качественно и быстро. В характеристике 1956 г. сообщается о том, что, работая токарем, норму он выполнял на 170 -175 %. Учится на 5-м курсе энергетического техникума. Всё это позволило члена КПСС с 1945 г. назначить мастером механической мастерской. Диплом по специальности электрические станции, сети и системы получил 29 июня 1959 г. Ему была присвоена квалификация техника – электрика.