Николай
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой отец – Шутов Николай Михайлович родился 19 декабря 1908 года в Нижнем Новгороде. В 1909 году семья переехала под Москву на станцию Лосиноостровская. В семье было 10 братьев и сестер. После окончания 8 классов школы отец стоял на Мытищинской бирже труда, работал чернорабочим. В 1928 -1930 г.г. в клубе «Заря Коммуны» ст.Лосиноостровская работал помощник киномеханика и электрика. В 1930 -1932 г.г. служил на действительной службе в 10 полку связи в г. Костроме. Отец был активным спортсменом: играл в футбол в команде клуба «Заря Коммуны». Часть игроков команды впоследствии играли за клуб КОР (предшественник "Локомотива"), а затем и за сам "Локомотив" (змс Лахонин В.Т., змс Антоневич М.М.) На действительной военной службе отец стал вице чемпионом Костромы по бегу на лыжах на 30 км.
В августе 1933 г. по партмобилизации был направлен в школу морских летчиков им. И.В.Сталина г. Ейск, которую окончил в январе 1935 г. Служил пилотом 56 корпусного авиаотряда 4 кавалерийского корпуса им. Буденного СКВО.
Боевой путь
На 22 июня 1941г. Н.М. Шутов служил помощником командира авиаэскадрильи по летной подготовке 160 резервного авиаполка Одесского военного округа в г. Кировограде. В виду отсутствия в части достаточного количества боеспособной авиатехники большая часть личного состава полка была направлена в Ростов в 11 запасной полк на переучивание на новую технику. 17 марта 1942 г. в должности командира эскадрильи 796 истребительного авиаполка отец прибыл на Волховский фронт в ВВС 52 Армии. 21 марта 1942 г. после гибели в авиакатастрофе командира полка Рындина был назначен временно исполняющим должности командира полка (в звании старший лейтенант). На истребителе ЛАГГ-3 участвовал в 7 воздушных боях, сбитых самолетов противника не было. В августе 1942 г. после перформирования полка был назначен командиром эскадрильи 437 истребительного авиаполка 287 истребительной авиадивизии 8 ВА Сталинградского фронта.
«Утром в 7-45, пятерка ЛА-5 комэска 437-го иап Шутова вылетела в район ст. Конная. «Придя в район (прикрытия) на Н=1500м первый ведомый показал мне справа от нас группу бомбардировщиков на Н=800-1000м в количестве более 20. Наш боевой порядок был следующий: мое звено – ударная группа по бомбардировщикам, пара ЛА-5 Дранищева нас прикрывала. Увидев бомбардировщиков, я немедля пошел на сближение, влез в их группу, поймал в прицел Ме-110 и на Д=50м зажег его. Затем резко развернулся на 270 (градусов) и под ракурсом 2/4 слева на Д=150-100м поймал в прицел выходящего из пикирования Ю-87 и зажег его… Ко мне пристроился Ме-109ф и дал очередь, в результате я сел подбитым вынужденно на аэродроме Гумрак». (Журнал Боевых Действий 113 гв. иап - бывший 437 иап). Всего за время Сталинградской битвы Н.М. Шутов сбил 4 самолета фашистов лично и 1 в группе. 17.12.1942г. в воздушном бою был подбит, ранен, выбросился с парашютом и до марта 1943г. находился на излечении в саратовском госпитале. В марте 1943г. был назначен на должность инспектора-летчика по технике пилотирования 15 Воздушной Армии, которая входила в состав Брянского, 2-го Прибалтийского, Ленинградского фронтов. Боевые действия закончились ликвидацией Курляндской группировки немцев под Кенигсбергом. В мае 1945 г. был назначен командиром 171 истребительного авиационного Краснознаменного Тульского авиаполка.
После войны
В должности командира 171 иактп служил в Прибалтийском военном округе, г. Тукумс Латвийской ССР, в Белорусском военном округе, г. Лида, Белорусская ССР. В декабре 1947г. убыл на учебу на Липецкие высшие офицерские летно-тактические курсы. После окончания курсов в ноябре 1948 г., остался на курсах в должности преподавателя тактики ВВС. В 1958 г. в звании полковника был уволен в запас. За время войны и службы был награжден Орденом Ленина, тремя Орденами Красного Знамени, Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны 1 степени, медалями.