
Виктор
Константинович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
Боевой путь
После взятия врагом в сентябре 1941 года Шлиссельбурга техучасток перебазировался в Новую Ладогу. В первой половине сентября работники Шлиссельбургского гидроузла Приладожского техучастка под руководством Шурпицкого провели гидрографическую съемку Осиновецкой бухты – это было необходимо для строительства порта. Сотрудники техучастка вместе со специалистами пароходства за трое суток выполнили рекогносцировку возможных мест разгрузки барж от мыса Осиновец до мыса Морьин Нос и в кратчайший срок составили проект постройки причалов для приема барж в бухтах Осиновец и Гольсмана. Чтобы обеспечить судам подходы к причалам, во многих местах пришлось углублять дно. Работать приходилось и в штормовых условиях, и во время налетов вражеской авиации, но, несмотря ни на что, к концу сентября поставленная задача была выполнена. В начале октября 1941 года, по завершении работ по подготовке водной трассы «Дороги жизни», Виктор Константинович был назначен начальником Приладожского технического участка пути. Под его руководством коллектив техучастка выполнял работы по очистке Волховского бара и реки Волхов на участке от Новой Ладоги до Волховстроя, чтобы обеспечить необходимые глубины для кораблей Ладожской флотилии. В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга хранятся списки рабочих и руководства Приладожского техучастка, представленных к награждению медалью «За оборону Ленинграда». Среди представлений к награде есть краткая характеристика на начальника Приладожского техучастка Шурпицкого В. К.: «Своим руководством обеспечивал исправное состояние пути и тем самым способствовал перевозке грузов для Ленинграда и фронта». За этими строчками – недели и месяцы напряженнейшего труда под обстрелами и бомбардировками в любую погоду, днем и ночью. Защищая Ленинград, Виктор Константинович получил две контузии и ранение.
Воспоминания
Водный путь
18 января 1943 года советские войска освободили от фашистов Шлиссельбург, прорывая блокаду
Ленинграда, и уже в марте 1943 года приказом Наркомата Речного флота Шурпицкого возвращают в
Шлиссельбург из Новой Ладоги, назначив начальником Шлиссельбургского технического участка
пути. Коллектив Шлиссельбургского техучастка под его руководством проводил сложные работы по восстановлению, приведению в порядок водного пути и гидротехнических сооружений.
В декабре 1944 года Виктора Константиновича перевели на работу в качестве и. о. начальника Сайменского техучастка. В течение полутора лет сотрудники техучастка под его руководством успешно проводили восстановительные работы поврежденного Сайменского канала. В 1946 году,
после полугодовой командировки в Германию, Виктора Шурпицкого утвердили начальником
Сайменского техучастка. Во время его командировки обязанности начальника Сайменского техучастка исполняла его супруга Нина Кулакова, награжденная за свой самоотверженный труд в
период блокады Ленинграда медалью «За оборону Ленинграда», а в 1955 году – медалью «За трудовое отличие».
В послевоенные годы Виктор Константинович работал начальником Новгородского техучастка (г. Новгород), затем начальником отдела капитального строительства на Невском
судостроительносудоремонтно заводе (г. Петрокрепость). В 1956 году окончил Академию морского и речного флота и был назначен и. о. начальника участка строительства СУ- шлюзов Сталинградской ГЭС.
Самая дорогая медаль
На всех должностях Виктор Шурпицкий работал безупречно и был востребован как руководитель. В 1958 году он – директор «Дирекции строящегося порта» в г. Волжский Сталинградской области, в 1962 году – главный инженер Волжского бассейного управления пути (г. Горький). В 1965 году назначен на должность начальника Управления ВолгоБалтийского канала им. В. И. Ленина (г. Ленинград), а в связи с реорганизацией Управления ВолгоБалтийского канала в Управление Волго-Балтийского водного пути им. В. И. Ленина, переназначен начальником. Почти 20 лет В. К. Шурпицкий руководил важнейшей водной магистралью нашей страны. За трудовую деятельность в военный период и мирное время был отмечен государственными наградами: орденами «Знак Почета» в 1966 году и Трудового Красного Знамени в 1971 году, Дружбы народов в 1981 году, 14 медалями, среди которых самая дорогая – медаль «За оборону Ленинграда». В Невском районе Виктор Константинович проживал с 1965 года до 1986 года на проспекте Обуховской Обороны, 17. Выйдя на пенсию, он продолжал активно участвовать в общественной жизни, уделяя много времени патриотическому воспитанию подрастающего поколения, рассказывая учащимся школ, речных и морских учебных заведений о проявленном людьми героизме во время блокады Ленинграда. Виктор Константинович вырастил и воспитал двух дочерей, сына и внука, которые тоже работали в системе водного транспорта.
Он снова на Ладоге
Ветеран «Дороги жизни», ветеран краснознаменной Ладожской военной флотилии, ветеран труда, почетный работник речного флота, Виктор Константинович Шурпицкий скончался 6 августа 2004 года в СанктПетербурге и был похоронен на кладбище Шлиссельбурга – города, в котором начиналась его трудовая жизнь и деятельность. Рядом с ним похоронены его верные спутники: мама – Мария Романовна Шурпицкая и супруга – Нина Георгиевна Кулакова. Отдавая дань уважения Виктору Константиновичу Шурпицкому за его беззаветную службу Отечеству и в память о нем, по решению коллектива и руководства ФБУ «Администрация ВолгоБалтийского бассейна внутренних водных путей» (руководители – В. К. Николаев и В. Г. Рудых), в январе 2014 года ФКУ «РЕЧВОДПУТЬ» дало название одному из построенных на предприятии ООО «Верфь братьев Нобель» (г. Рыбинск) обстановочному судну проекта 3052 имя «ВИКТОР ШУРПИЦКИЙ», которое приписано к Невско-Ладожскому техучастку и сегодня достойно несет свою службу на водных путях Волго-Балтийского бассейна.
Вечная память
Отдавая дань уважения Виктору Константиновичу Шурпицкому за его беззаветную службу Отечеству в годы
войны и в мирное время, в память о нем, по решению коллектива и руководства ФБУ «Администрация Волго-Балт» в январе 2014 года, ФКУ «РЕЧВОДПУТЬ» дало название одному из построенных на предприятии ООО «Верфь братьев
Нобель» (г. Рыбинск) обстановочному судну проекта 3052 имя «ВИКТОР ШУРПИЦКИЙ». Судно приписано к Невско-Ладожскому РВПС (Шлиссельбург) и сегодня достойно несет свою службу на водных путях Волго-Балтийского бассейна.
Прошло больше ста лет со дня рождения человека, посвятившего свою жизнь развитию Волго-Балтийского водного пути, но результаты его труда до сих пор живы.
После войны
В 1946 году, после полугодовой командировки в Германию, Шурпицкого утверждают начальником Сайменского техучастка. Во время командировки обязанности руководителя исполняла его супруга Нина Георгиевна Кулакова, которая шла с ним рядом «рука об руку» с первого дня их совместной жизни и всегда была ему верным и надежным помощником во всех его делах. За свой самоотверженный труд Нину награждают: медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За трудовое отличие», медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», а также почётным для каждого ветерана памятным нагрудным знаком «Участнику Дороги Жизни».
В послевоенные годы Виктор Константинович работал начальником Новгородского техучастка, затем начальником отдела капитального строительства на Невском судостроительно-судоремонтном заводе в Шлиссельбурге. А в 1956 году окончил Академию морского и речного флота и был назначен и.о. начальника участка строительства СУ – шлюзов Сталинградской ГЭС.
На всех должностях Виктор Шурпицкий работал безупречно и был востребован как руководитель. В 1958 году он – директор «Дирекции строящегося порта» в г. Волжский Сталинградской области, в 1962 году – главный инженер Волжского Бассейного Управления пути в г. Горький. В 1965 году назначен на должность начальника управления Волго-Балтийского канала им. В.И. Ленина в Ленинграде, а в связи с реорганизацией Управления Волго-Балтийского канала в Управление Волго-Балтийского водного пути им. В.И. Ленина, переназначен начальником.
Почти двадцать лет В.К. Шурпицкий руководил важнейшей водной магистралью нашей страны. За многолетнюю трудовую деятельность в военный период и в мирное время был отмечен государственными наградами: орденами «Знак почета» в 1966 году и Трудового Красного Знамени в 1971 году, «Дружбы народов» в 1981 году, четырнадцатью медалями, среди которых самая дорогая – медаль «За оборону Ленинграда».
Выйдя на пенсию, Виктор Константинович продолжал активно участвовать в общественной жизни, уделяя много времени патриотическому воспитанию подрастающего поколения, рассказывая учащимся подшефных школ, речных и морских учебных заведений о проявленном людьми героизме во время блокады Ленинграда в период Великой Отечественной войны.
Виктор Константинович вырастил и воспитал двух дочерей, сына и внука, которые тоже работали в системе водного транспорта.
Ветеран «Дороги жизни», ветеран краснознаменной Ладожской военной флотилии, ветеран труда, почетный работник речного флота, Виктор Константинович Шурпицкий скончался 6 августа 2004 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на кладбище Шлиссельбурга – города, в котором начиналась его трудовая жизнь и деятельность. Рядом с ним похоронены его верные спутники: мама – Мария Романовна
Шурпицкая и супруга – Нина Георгиевна Кулакова.