
Николай
Семенович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился 21 марта 1923 года в поселке городского типа Сынтул Касимовского района Рязанской области (в прошлом - Бельковского района Московской области) в семье рабочего. По национальности - русский, образование высшее, женат, трое детей: две дочери и сын.
В 1931 году поступил, а в 1941 году с отличием окончил Сынтульскую среднюю школу. Без экзаменов был зачислен в Казанский авиационный институт, однако учиться в нем было не суждено, т.к. началась Великая Отечественная война.
В сентябре 1941 г. был зачислен курсантом Военно - морского авиационного училища (далее - ВМАУ) им. С.А. Леваневского (г. Николаев, затем станция Безенчук Куйбышевской области - после эвакуации туда училища). Учился на курсе штурманов (стрелков - бомбардиров). Ввиду недостатка технического состава в военно - морской авиации, весь курс по приказу Наркома Военно - морского флота (далее - ВМФ) был переведен в Военно- морское авиационно - техническое училище (далее - ВМАТУ) в г. Пермь (декабрь 1941 г.) на курс механиков по авиавооружению.
По условиям военного времени срок обучения был установлен один год (вместо трех). В учебных планах было сокращено время по учебным дисциплинам, особенно теоретическим, основной акцент был сделан на практическое обучение.
В октябре 1942 г. окончил Пермское ВМАТУ с присвоением звания "механик по авиавооружению". Получил назначение на должность механик по авиавооружению звена в 3-ю эскадрилью пикирующих бомбардировщиков Пе-2, прикомандированную к ВМАУ им. С.А. Леваневского (станция Безенчук).
Началась напряженная и сложная работа по подготовке самолетов Пе-2 и других (СБ, ДБ-3, ТБ-3, Р-5, Ил-2) к боевым и учебно-боевым вылетам не только на своем, но и на других аэродромах авиации ВМФ. От работы механиков по авиавооружению зависело, будут ли стрелять самолетные пушки и пулеметы, будут ли летать в цель снаряды, падать бомбы, мины, торпеды.
Несколько месяцев выполнял обязанности механика отряда обеспечения по авиавооружению, подготовке тяжелых самолетов (ТБ-3, ДБ-3, Р-5 и др.) для переброски оружия, снаряжения, продовольствия Черноморскому, Балтийскому и Северному флотам.
По мере разгрома немцев на Северном Кавказе, получил назначение в освобожденный от немцев г. Моздок на должность механика звена по авиавооружению во 2-ю Отдельную авиаэскадрилью самолетов-штурмовиков Ил-2.
Во главе механиков и пулеметных мастеров задачей Шишаева Н.С. было обеспечение боевых и учебно-боевых вылетов слушателей Высших офицерских курсов Военно-воздушных сил Военно-морского флота.
В декабре 1944 г. Шишаев Н.С. был отозван в ВМАТУ им. В.М. Молотова (г. Пермь) для окончания полного курса обучения в этом училище. После окончания училища в сентябре 1945 г. как лучший слушатель был оставлен в училище на должности инструктора по авиавооружению. Ему было присвоено офицерское звание младший лейтенант.
Началась мирная жизнь, но это уже другая история
Боевой путь
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1943 года в составе Отряда обеспечения авиации ВМС, в 1944 году в составе Второй Отдельной штурмовой авиаэскадрильи при освобождении Крыма и Черноморского побережья.
В период Великой Отечественной войны служил на Средней Волге (ст. Безенчуг), на Северном Кавказе (г. Моздок, Кумтар-Кала, Анапа, Геленджик), в Крыму (г. Феодосия, Карагоз, Саки), в Пруссии (Кенингсберг, Чкаловск, Пионерск, Раушен).
Воспоминания
Крылатое мужество (статья из газеты "За коммунистический труд" Пермского телефонного завода, 1975 год)
Родился я в семье потомственного рабочего. В роду всегда были военные. Дед и дядя служили на флоте, плавали на одном корабле с будущим писателем Новиковым - Прибоем, участвовали в Цусимской битве. Другой дядя в 30-х годах стал старшим политруком танковых войск, а третий - летчиком. Я испытывал огромное восхищение, когда они приезжали в отпуск, смотрел на их выправку, форму, личное оружие. Это и определило мою судьбу...
Летом 1941 года прошел комиссию и был зачислен курсантом в военно-морское авиационное училище. Но война есть война... Родине нужны были в то время не летные, а технические кадры, и всю нашу роту перевели в другое - Пермское военно-морское авиационно-техническое училище. Окончил его по условиям военного времени - за один год (вместо трех), получив специальность механика по авиавооружению.
Началась трудная, опасная, тревожная и в то же время романтичная служба и работа в авиационных частях Среднего Поволжья и Северного Кавказа. Я служил в должности механика звена по авиавооружению. От таких, как я, зависело, будут ли стрелять самолетные пушки и пулеметы, будут ли лететь в цель реактивные снаряды, падать бомбы, мины, торпеды. В этом отношении мне везло. Летчики всегда были довольны – весь боезапас достигал целей, не было отказов пушек и пулеметов, не «зависали» бомбы…а это лучшая награда для механиков по авиавооружению.
Помогали мне в этом, видимо, две традиции, присущие армии, авиации. Здесь, как ни в какой другой сфере нашей жизни, исключительно отработана передача традиций, лучшего опыта из поколения в поколение. А во-вторых, армия – это всегда молодость, способность к тяжелому труду.
И сейчас, когда нам уже по шестьдесят, когда в окно стучится великий праздник Победы, мы с благодарностью вспоминаем тех, кто умел «воевать на крыльях» и приближал мирные дни. К их числу я отношу и своего командира подполковника Н.Г. Степаняна, погибшего 14 декабря 1944 г. и которому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 г. было посмертно присвоено звание дважды Героя Советского Союза. На его счету было 200 штурмовых вылетов, сбито 30 вражеских самолетов, потоплено 9 немецких кораблей, сожжено 85 танков, подавлено 150 вражеских зенитных и полевых орудий, взорвано более 500 автомашин, истреблено до 5 тыс. гитлеровцев.
По призыву Родины и своему долгу я прослужил в армии почти 29 лет. После окончания войны получил высшее образование и посвятил свою жизнь обучению и воспитанию новых поколений советских воинов – механиков, техников, а потом и командиров, которые надежно охраняют мирный труд советских людей – строителей коммунизма. Следовательно, труд многих таких, как я. Не пропал даром.
Н. Шишаев, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран Советстких Вооруженных сил, подполковник в запасе.
После войны
В декабре 1944 г. Шишаев Н.С. был отозван в ВМАТУ им. В.М. Молотова (г. Пермь) для окончания полного курса обучения в этом училище. После окончания училища в сентябре 1945 г. как лучший слушатель был оставлен в училище на должности инструктора по авиавооружению. Ему было присвоено офицерское звание младший лейтенант.
Закончил Пермский педагогический институт с красным дипломом.
В 1953 г. Главным штабом авиации Военно-морского флота Шишаев Н.С. был направлен в г. Ленинград для ускоренного обучения в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, после окончания которого и получил назначение в Новоград-Волынское ВМАТУ, образованное в г. Новоград-Волынский дочернее училище ВМАТУ им. В.М. Молотова (г. Пермь).
Шишаев Н.С. прослужил в Новоград-Волынском ВМАТУ три года (1953-1955) в должности старшего офицера учебного отдела и начальника редакционно-издательского отделения.
После этого был возвращен снова в ВМАТУ им. Молотова (г. Пермь) с повышением в должности.
За 25 лет службы в Пермском ВМАТУ, преобразованном в Пермское военное авиационно-техническое училище, а затем в Высшее военное командно-инженерное училище (далее – ПВКИУ), Шишаев Н.С. прошел путь от курсанта до подполковника, последовательно занимая должности инструктора, старшего инструктора, преподавателя, старшего преподавателя, старшего помощника начальника учебного отдела, старшего помощника начальника научно-исследовательского отдела ПВКИУ.
Шишаев Н.С. добросовестно прослужил 29 календарных лет, из них около 20 лет в авиации и около 10 лет в Ракетных войсках стратегического назначения. В общей сложности служба Шишаева Н.С. в Советской Армии составила 35 лет.