Кузьма
Николаевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Наступление продолжается
В 1944 году наступление наших войск развернулось на обширнейшем фронте. Этот год стал годом решающих побед над гитлеровской Германией.
Преимущество в воздухе было на стороне советской авиации. Отечественная промышленность производила самолеты, моторы, вооружение и аппаратуру, по своему качеству и количеству превосходящие вражескую технику.
Коренной перелом в воздушной обстановке определился еще в первые месяцы 1943 года. Советские летчики нанесли поражение немецко-фашистской авиации под Сталинградом, разгромили ее на Кубани, одержали победу в сражении на Курской дуге.
Первый день 1944 года гвардейцы отметили крепким ударом по врагу. Они вылетели в район Мостище-Никитиха, станции Оболь и Замосточье. Группы вели капитан Феофанов, старшие лейтенанты Павлов и Чувин, лейтенанты Афанасьев, Инасаридзе и Пяткин. [154]
Летчики и авиаспециалисты — в приподнятом настроении. Что ни говори — первый вылет в новом году! К тому же и погода хороша: слабый морозец, безветренно. Вьются в воздухе снежинки и медленно оседают на плоскостях самолетов, на меховых воротниках летчиков и куртках механиков.
Инасаридзе и Афанасьев беседуют с молодыми летчиками, еще и еще раз напоминают им о том, чтобы держали место в строю, внимательно следили за ведущим, были осмотрительны и попусту не расходовали боекомплекты.
Георгий Мошанин и Кузьма Широков слушают своих командиров звеньев с особым вниманием. На такую штурмовку они вылетают впервые. Внимательно прислушиваются к словам старших товарищей Степан Янковский и Дмитрий Тарасов, хотя они уже участвовали в серьезных делах. Несколько дней назад вместе с Инасаридзе и Пяткиным Янковский выполнял специальное задание командования, снабжая боеприпасами партизан в глубоком вражеском тылу. Правда, в строю они пока ведомые, но такие ведомые, которые и сами вскоре смогут повести своих молодых товарищей.
— По самолетам! — слышится команда.
К взлетной полосе подруливает первый самолет. Приняв команду по радио и увидев поднятый флажок стартера, летчик начинает разбег. Машина незаметно отрывается от аэродрома. Мелькают и сливаются большие буквы на обеих сторонах фюзеляжа, но еще можно разобрать написанное на них слово «Мститель».
Это взлетел Инасаридзе. Вслед за ним поднимаются в воздух его ведомые — Янковский, Севастьянов и Широков, пристраиваются к ведущему и, сопровождаемые четверкой истребителей, уходят в направлении Витебска.
Через 15 минут они будут над целью. А за это время поднимутся еще три группы штурмовиков.
По железной дороге Орша — Витебск немцы подбрасывают к фронту резервы, и штурмовики получили задание взять под контроль эту дорогу.
Длинную цепочку открытых площадок с техникой и большое белое облако от паровоза, который вот-вот двинется на север, Инасаридзе замечает сразу. О назначении эшелона красноречиво говорят и появившиеся справа четыре «фоккера». [155]
Ведущий подает команду «Атака» и нацеливается своим самолетом на паровоз. Вслед за ним пикируют Янковский, Севастьянов и Широков. Разворачиваясь, летчики замечают разбросанные вагоны, взорванный паровоз и одновременно совсем близко вражеских истребителей.
Тотчас начинается воздушный бой. С исключительным спокойствием отбиваются от «фоккеров» воздушные стрелки. Три атаки, несмотря на полученное тяжелое ранение руки, отражает Каплин.
В этом бою экипажи Инасаридзе и Янковского сбили два вражеских самолета, экипаж Севастьянова повредил третий, а четвертый предпочел уйти. Сопровождающие штурмовиков истребители в это время связали боем группу «мессершмиттов» и сбили одного из них.
* * *
Удивительно складываются судьбы людей на войне. Один, не раз глядя смерти в глаза, остается неуязвимым, его даже не оцарапает пуля или осколок. Иной сто раз поднимается на самолете, видит врага рядом, израненный, на подбитой машине добирается до своей территории, а через месяц — два снова возвращается в строй. А некоторые после одного — двух боев выбывают и уже не возвращаются...
Младший лейтенант Кузьма Широков оказался в числе последних.
1 января 1944 года он не вернулся на свой аэродром.
Только после войны Широков смог рассказать товарищам о том, что с ним произошло в тот злополучный день:
«1 января 1944 года в группе лейтенанта Инасаридзе мне пришлось штурмовать железнодорожный эшелон у станции Замосточье. В этом, по счету пятом, боевом вылете я был сбит самолетом противника. Очнулся в тот момент, когда мне нанесли несколько ударов прикладом. Я был в руках немецких солдат.
На следующий день меня отправили под усиленным конвоем в витебский лагерь военнопленных. Здесь я увидел, как умирают раненые товарищи в грязных холодных помещениях, без одежды и медицинской помощи.
Спустя несколько дней я попал в город Лодзь, где размещался лагерь советских летчиков. На пути в Лодзь [156] я с группой товарищей пытался совершить побег из вагона. За попытку к бегству мы все были избиты и раздеты. В холодном товарном вагоне, в одном нижнем белье, без пищи прожили три дня. В лагере нас подвергали всевозможным издевательствам, мы были острижены, одеты в лохмотья и деревянные колодки на ноги. На всех частях одежды крупными буквами было написано «US» (Советский Союз).
Мне был присвоен номер 51684 и дана бирка на шею. С этого момента я назывался этим номером. За короткий срок я дошел до истощения вследствие постоянного голода. 300 граммов хлеба наполовину с древесными опилками, 3/4 литра бурды (вода с гнилой капустой) — вот что давали на сутки. Лагерь был обнесен несколькими рядами колючей проволоки. Пулеметные вышки с прожекторами через каждые 50 метров, и часовые с собаками надежно охраняли пленных. Везде предупреждающие надписи: «За приближение — расстрел». Однако это не исключало побегов. Они совершались систематически. За побеги весь лагерь подвергался репрессиям. Многих товарищей отправили в застенки гестапо, откуда они уже не возвратились.
В лагере я встретил бывшего командира нашего полка полковника Чубченкова. Его и других самых опасных заковали в кандалы и отправили неизвестно куда. Впоследствии мы узнали, что их заживо сожгли{23}.
Я принимал участие в нескольких подкопах, но они были неудачными. Нас били и пытали. Летом 1944 года лагерь был расформирован. [157]
Нас заковали в кандалы и в вагонах, опоясанных колючей проволокой, под усиленной охраной перевезли в Судетскую область.
В марте 1945 года я бежал из лагеря вместе со старшим лейтенантом Шевченко. В течение четырех дней без пищи (питались травой, добытой из-под снега), падая от усталости и голода, мы пробрались через горы в Чехословакию. Там попали к чешским партизанам вблизи Праги. Нас приняли, как братьев, помогли одеться и вооружиться.
За все мучения, которые нам пришлось испытать, за погибших товарищей мы мстили фашистам».
http://militera.lib.ru/h/chechelnitsky_ga2/10.html
Боевой путь
После войны
Работал капитаном гидрографического судна в Архангельске