![Широкий Николай Григорьевич](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2022/02/28/86a504050b418fab5c31d3fa7950e0bf.jpg)
Николай
Григорьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Служил в 45 скоростном бомбардировочном авиаполку Орловского военного округа. С августа 1940г. полк вошел в состав Одесского военного округа. Базировался под г.Тирасполь.
Полк участвовал в боях на Южном фронте с 22 июня по 15 июля 1941г.
В августе 1941г. младший лейтенант Широкий пилот 2-й авиаэскадрильи (АЭ) 261 пикирующего бомбардировочного авиаполка 11 смешанной авиадивизии Брянского фронта (командир полка- Герой Советского Союза майор Гарбко Юрий Николаевич, командир эскадрильи- старший лейтенант Устинов Константин Иванович).
27 августа полк перебазировался с аэродрома Монино на аэродром Локоть (Брянская обл.). В составе полка было 20 самолетов Пе-2 (17 исправных, 3 неисправных). С 28 августа полк приступил к боевой работе.
К 31 августа Николай Григорьевич совершил 23 боевых вылета.
31 августа 2 самолета 2-й АЭ в 12-10 вылетели на бомбардировку моста через р.Дисна в 5км. юго-восточнее г.Новгород-Северский (Черниговская обл.). Оба экипажа с боевого задания не вернулись. Со слов пилотов, сопровождавших истребителей, экипаж: пилот младший лейтенант Широкий Николай Григорьевич, стрелок бомбардир младший лейтенант Соколовский Василий Петрович, стрелок радист сержант Кривопишин Алексей Матвеевич был сбит зенитной артиллерией противника в районе цели. Самолет сгорел. Два члена экипажа на парашютах спустились на территорию, занятую противником. Согласно наградному листу, пилот сумел вывести самолет за линию фронта, где выживших членов экипажа подобрали наши танкисты и доставили в госпиталь.
Николай Григорьевич с ожогами второй степени лица и рук лечился в госпитале г.Саратов. После излечения, в феврале 1942г., направлен в 16 запасной авиаполк, назначен командиром звена. Участвовал в подготовке пилотов для самолетов Як-1.
С июня 1944г. летчик 851 авиаполка по перегонке самолетов-истребителей ВВС Красной армии.
19 июля 1945г. лейтенант Широкий представлен к ордену Красного Знамени, приказ о награждении от 20 февраля 1946г.
Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
За долголетнюю и безупречную службу в ноябре 1945г. награжден медалью «За боевые заслуги».
Службу окончил: 23.03.1946г. старший лейтенант.
В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны I степени.
Боевой путь
261 пикирующий бомбардировочный авиаполк формировался в пос.Монино (Московская обл.). Основу полка составили группы летно-технического состава 45 и 16 скоростных бомбардировочных авиаполков, прибывших для переучивания на самолет Пе-2. Командиром полка назначен Герой Советского Союза майор Гарбко Юрий Николаевич.
27 августа 1941г. 261 пикирующий бомбардировочный авиаполк перебазировался с аэродрома Монино на аэродром Локоть (Брянская обл.). В составе полка было 20 самолетов Пе-2 (17 исправных, 3 неисправных).
С 28 августа полк приступил к боевой работе. Совершено 11 самолетовылетов в район Новгород-Северский (Черниговская обл.). С задания не вернулись 6 экипажей, 3 из них, потеряв ориентировку, совершили вынужденные посадки.
29 августа- 1 разведывательный вылет, 6 вылетов на бомбардировку мотомехколонны противника в район Сагутьево (Брянская обл.). Состав полка- 12 исправных и 2 неисправных самолета.
30 августа 1-я и 2-я авиаэскадрильи полка совершили по 3 вылета, всего произведено 25 самолетовылетов. 1 самолет сбит зенитной артиллерией противника, экипаж погиб. Состав полка- 10 исправных и 3 неисправных самолета.
31 августа- 12 самолетовылетов для бомбардировки противника в районе д.Темная и моста через р.Дисна юго-восточнее г.Новгород-Северский. С задания не вернулись 2 экипажа. 2 самолета, совершившие вынужденную посадку 28 августа вернулись, третий, потеряв ориентировку, потерпел аварию при совершении вынужденной посадки и был сдан в ремонт в г.Орёл. Состав полка: 8 исправных самолетов, 5 неисправных.