Иван
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1941 году Шипин Иван Васильевич был призван на службу в армию. Службу проходил в г. Поставы Витебской области Республики Беларусь в составе Поставской военной авиационной школы пилотов бомбардировщиков.
22 июня 1941 г. все курсанты с утра были на аэродроме. В 11 часов оснащали самолеты вооружением, крепили бомбодержатели, завершали ремонтные работы, заправляли баки бензином, маслом, водой. Всего на самолетной стоянке находилось около 50 самолетов У-2, Р-5 и СБ. Они стояли двумя рядами, как обычно в мирное время. Около самолетов работали два отряда курсантов (около 200 человек), а также инструкторский и технический состав (около 100 человек). В 17 часов услышали гул моторов. Все повернули головы в сторону гула и увидели девятку двухмоторных самолетов летевших на высоте около 1000 метров. Так как никаких сигналов воздушной тревоги не было, все решили, что это возвращаются наши бомбардировщики после налета на немцев. Но это была группа Ю-88. За первой девяткой следовала вторая, а за ней шестерка самолетов. Немцы закончили бомбометание, начали разворот, и в это время хвостовые стрелки стали обстреливать людей из пулеметов. Развернулись и ушли восвояси. На земле горело 20-25 самолетов, остальные были уничтожены или повреждены. Позже только один СБ и один У-2 смогли взлететь. Повсюду трупы людей, крики, стоны раненных. Все курсанты и техники, оставшиеся невредимыми стали вытаскивать раненых из-под горящих самолетов, которые периодически взрывались.
Поступил приказ складывать отдельно мертвых, отдельно раненых. Подъехали несколько грузовиков. В них погрузили раненых. В качестве сопровождающих сели курсанты и офицеры. По воспоминаниям очевидцев, с кузовов автомобилей сочилась кровь и тонкими ручейками стекала на дорогу. Машины уехали на ближайшую железнодорожную станцию Гудогай. Немцы вечером того же дня выбросили на станцию десант, и судьба раненых и сопровождавших осталась не известна. В тот день погибло около полусотни курсантов и более ста авиационных техников. Уцелевшие похоронили их там, где располагался лагерь - в поле, в воронке от снаряда.
Вечером, оставшиеся, около 80 человек курсантов, техников и офицеров, двинулись в путь к своим казармам, находившимся отаэродрома около 60 км. Шли всю ночь и только к 16 часам 23 июня добрались до основной базы в Поставах. Командование сообщило, что если подадут вагоны, все отправятся вглубь страны. Если же вагонов не будет, придется защищаться с помощью винтовок. Приступили к рытью окопов.
Днем 24 июня на станцию Поставы прибыл паровоз и около 15 пустых вагонов и платформ, на которые очень быстро было погружено все оборудование и имущество, хранившееся на складах школы. Остатки Поставской авиашколы покинули свой городок и перебрались в Оршу, потом в Москву, оттуда в Чкалов (Оренбург), где из остатков нескольких авиашкол была сформирована 3-я Чкаловская Военная Авиационная Школа пилотов.
В 2005 году, к 60-летнему юбилею Победы, в агрогородке белорусские школьники установили памятник со словами на белорусском языке: "В память о курсантах, летчиках и техниках Поставской авиационной школы, погибших на Михалишковском аэродроме 22 июня 1941 года." Памятник установлен не на месте братской могилы курсантов и механиков, т.к. это место остается неизвестным.