![Шевченко Григорий Власович](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2018/11/27/1459843ba44f8764cc918e240a4a8811.jpeg)
Григорий
Власович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Шевченко Григорий Власович – участник Великой Отечественной войны, военный лётчик, старший лейтенант, орденоносец, пережил плен, унижения и потери близких людей. Смог в нечеловеческих условиях сохранить человечность и доброе отношение к жизни. Родился на Украине - село Бишкинь Лебединского района Сумской области – 1 декабря 1918 года. С детства мечтал стать лётчиком. И эта мечта вскоре осуществилась. В это время в Сталинграде уже существовала высшая военная школа лётчиков №7 имени Сталинградского Краснознамённого пролетариата. Она появилась в городе 23 февраля 1930 года. С конца 30-х годов училище готовило летчиков-истребителей. В школу лётчиков принимали юношей по направлению партийных и комсомольских организаций. 25 мая 1938 года школа была преобразована в училище. Обучение стало более качественным, курсанты учились по трехлетней программе, чего в то время не было даже в лётных школах фашистской Германии, готовившейся к войне. В 1936 году по рекомендации комсомольской организации был направлен в это училище, которое успешно окончил весной 194о года в звании лейтенанта. Во время учёбы в Сталинграде познакомился с девушкой Сидоренко Лидией Петровной, на которой женился после окончания учёбы. Вместе отправились к месту службы в Киргизию, в город Фрунзе, где их и застала Великая Отечественная война. До декабря 1942 года находился в составе резерва ставки Верховного главнокомандования войск ВВС. 5 декабря его 224 бомбардировочный авиаполк 2-ого бомбардировочного авиакорпуса был отправлен в действующую армию. Воевал на Донском, Северо-Кавказском фронтах в составе 396 (ОАЭ) отдельной авиационной эскадрильи связи в должности командира звена. Летал на самолётах У-2, Ут-2, И-15, Ути-4. Совершил 246 вылетов на связь, из них на Донском фронте -131 вылет, на Северо-Кавказском -115. В июне 1943 года был представлен к правительственной награде – ордену Красной звезды. В письменном представлении командира 396 отдельной эскадрильи связи капитана Василенко сказано, что лейтенант Шевченко – опытный пилот, выполняет самые трудные задания, в начале своих полётов имел всего две поломки, но в дальнейшем учёл свои ошибки и продолжает летать без аварийных поломок, без вынужденных посадок. Под его руководством звено совершило 477 вылетов на связь без происшествий. Летает в сложных метеоусловиях и на дальние маршруты, например, Выселки-Краснодар-Миллерово; Воронеж-Елец-Курск - Миллерово-Выселки и др. Передаёт свой опыт молодым пилотам, воспитывает в них патриотизм, мужество, силу воли, упорство. Вывод – достоин правительственной награды – ордена Красной звезды. 26 июня 1943 года ему была вручена эта награда.
Летом 1943 года воевал на Курской дуге. В сражениях участвовало около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов. На одном из самолётов сражался лейтенант Шевченко. Курская битва включает следующие стратегические операции: Курскую(с 5 по23 июля), Орловскую(с12 июля по 18 августа), Белгородско-Харьковскую (с 3 по 23 августа). Битва продолжалась 49 дней. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, начатый под Сталинградом, был завершён в Курской битве. А словосочетание «Курская дуга» до сих пор ассоциируется с победным, героическим переломом в Великой Отечественной войне. 23 августа является Днём воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год). Белгород, Курск и Орел стали первыми городами России, которым присвоено почетное звание «Город воинской славы». В этом есть заслуга и лейтенанта Шевченко Григория Власовича.
В период проведения Орловской наступательной операции был сбит самолёт лейтенанта Шевченко. Вот как это было. 27 июля 1943 года лейтенант Шевченко вылетел на очередное боевое задание на самолёте У-2 и уже 28 июля в 9-30 – после выполнения задания – возвращался на свой аэродром, расположенный в городе Калуга, но в часть не вернулся. Позже узнали, что его самолёт был сбит в районе села Казинки Орловской области, на территории, занятой немцами. Попал в плен. 29 июля 1943 года – это дата его пленения. Два месяца находился в плену сначала в прифронтовой зоне - в складском помещении – откуда был перемещён по железной дороге в Польшу, в лагерь Шталаг (это означает действующий лагерь) Люфтваффе-2, который находился в районе города Лодзь. 10 октября 1943 года был доставлен в лагерь. Его лагерный номер 3209.
А 30 сентября 1943 года появился приказ Управления кадров Красной Армии о том, что лейтенант Шевченко исключён из списков Красной Армии в связи с тем, что пропал без вести в июле 1943 года. Извещение было отправлено его жене в город Фрунзе.
О лагере Шталаг Люфтваффе – 2
Шталаг находился в ведении Люфтваффе. Функционировал с конца лета 1941 г. до 1 сентября 1944 г. Среднедневное число советских пленных колебалось в границах от около 400 до чуть более 1000 человек. Условия пребывания в лагере были средне тяжелыми по сравнению с тем, что выпало на долю других пленных, например в концентрационных лагерях Освенцим или Маутхаузен. Лагеря Люфт подчинялись авиационному командованию Германии в отличии от остальных лагерей, которые находились в подчинении Вермахта. Пленные лагерей Люфтваффе работали на аэродромах. В Лодзи был большой военный аэродром и авиационный завод. Именно на аэродроме работал пленный Шевченко Г.В. техником самолётов. В лагерях Люфт было намного легче, чем в подчинении Вермахта. Часть пленных работала на лодзинских фабриках, на строительстве большой перегрузочной железнодорожной станции на ОлеховеLuft II был ликвидирован 1 сентября 1944 г., когда большинство пленных было вывезено в Шталаг Люфт 3 в Жагане. А пленный Шевченко был вывезен в Чехословакию, где находился до конца войны. По завершении немецкой оккупации Лодзи (19 января 1945 г.), в марте-апреле в оставшихся после шталага бараках был размещен лагерь немецких военнопленных, который функционировал до 1948 г.
1 июля 1945 года был освобождён из плена по репатриации. .Репатриация - это возвращение в страну проживания и восстановление в правах граждан, которые по разным причинам находятся за пределами своей страны в качестве беженцев, военнопленных, перемещенных лиц и эмигрантов. Возвращался домой после плена с тревожным предчувствием, которое его не подвело. Вся дальнейшая жизнь превратилась в страшный кошмар, который он смог только со временем преодолеть. Потерял в жизни самое дорогое – любимую профессию, семью, где на тот момент подрастала дочь. О профессии лётчика ему было приказано забыть навсегда. В то время факт нахождения в немецком плену в биографии советского гражданина становился для него несмываемым позором, влекшим подозрения в предательстве. И с этим грузом жил и выживал герой Великой войны Шевченко Григорий Власович. Новая семья, родившийся сын, другая профессия помогли ему найти своё место в мирной жизни. После войны проживал на Украине, в городе Харьков, где и умер в возрасте 78лет.
Боевой путь
Шталаг Люфтваффе-2 (с 29.07.1943 по 1.07.1945)
Доставлен в лагерь 10 октября 1943 года. Лагерь для лётного состава находился в Польше -город Лодзь.Работал на аэродроме техником.Лагерный номер 3209.
После войны
Вернулся домой по репатриации. Был исключён из партии, о возвращении в профессию и речи не могло быть. Проблема появилась и с устройством на работу. К семье не вернулся. Обосновался на Украине-в городе Харьков, где позже женился и у него родился сын.Жена помогла ему с трудоустройством.Дожил до пенсии и умер в городе Харьков.