Василий
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Свой боевой путь в Великой Отечественной войне наш прадед начал 25 декабря 1942 года машинистом в паровозной колоне особого резерва (ОРКП) – 34 на паровозе №72203. Местом формирования стала станция Сары-Озек на юге Казахстана. Личный состав колонны – 425 человек – был укомплектован из железнодорожников, эвакуированных из России и других союзных республик. Среди них был и наш прадед Шестопалов Василий Иванович.
На паровозах работали бригадами: машинист паровоза, помощник, путевой мастер, кондуктор, проводник. У каждого был напарник-сменщик. Жили в служебном вагоне состава. Воевал наш прадед со своими земляками со станции Матай: единственной в колонне молодо девушкой Алтынай Жайнауковной Есболат (сегодня активный член Талды-корганского городского филиала Республиканского общественного объединения «Организация ветеранов») и Деменовым Одамбаем.
Колонна паровозов особого резерва № 34 по-настоящему боевое крещение получила во время Сталинградской битвы. Дни и ночи бригады подвозили к фронту маршруты с боеприпасами, горючим, военной техникой, войсками, обмундированием, продуктами питания, почтой, а обратно вывозили санитарные поезда. Чуть ли не с передовой вывозили уголь Донбасса, помогали наводить мосты через большие и малые реки.
19 ноября 1942 года началось контрнаступление Красной армии в районе Сталинграда. На пятый день наступления передовые части Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились, взяв в окружение более 250 тысяч вражеских войск 6-й немецкой армии под командованием Паулюса. 2 февраля 1943 года остатки этой армии сдались в плен. Поступил приказ: двенадцать тысяч военнопленных нужно было доставить в Москву. Бригада поезда №72203 охраняла пленных под Сталинградом фрицев в том эшелоне, чтобы доставить их для позорного шествия через непокоренную Москву.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1944г. Василий Иванович был награжден медалью «За оборону Сталинграда» № 29616. В домашнем архиве хранится Удостоверение от 30 апреля 1945 г., которое подтверждает выдачу нагрудного знака «Ударник Сталинского призыва» за выполнение спецзаданий по перевозкам, лунинский уход за паровозом. В июле 1946 года Шестопалов В.И. был награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» и «За Победу над Германией 1941-1945 гг».
После окончания войны страна оказалась в тяжелом положении. Города, села, подвергшиеся оккупации, лежали в руинах. Из Казахстана шли эшелоны, груженные лесом, углем, металлом, машинами, оборудованием и инструментами, зерном и другой продукцией. Наш прадед, как и тысячи казахстанцев участвовал в этой мирной битве. За добросовестный труд он был награжден медалями «За трудовую доблесть» и «Трудовое отличие». В 50-х годах он участвовал в освоении целинных земель. Составы с казахстанским «золотом» проводил машинист 1 класса Шестопалов Василий Иванович, за это в 1957 году был удостоен медали «За освоение целинных земель».
В 1969 году ушел на пенсию. Летом правнуки приезжали к нему в Матай. Он любил катать их на своем немецком мотоцикле, водил в депо, где стоял его легендарный паровоз с красной звездой впереди