Петр
Степанович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
«Дороги войны»
Мой дедушка со стороны матери, старшина Шепелев Петр Степанович, 1908 года рождения, был творческим человеком и, попав на войну, сумел принести немалую пользу своими умениями и навыками. Еще до войны он окончил Московское училище живописи и до призыва получил специальность – художник. Во время прохождения срочной службы получил военно-учетную специальность «стрелок». На войну был призван по мобилизации, Таганским РВК 3 августа 1941 года старшиной стрелковой роты 24 военно-дорожный отряд военно-дорожного управления, потом стал командиром отделения. Впоследствии, учитывая гражданскую специальность, конструкторские навыки и умения был переведен на должность чертежника-конструктора производственно-технического отдела военно-дорожного управления Западного, а впоследствии 3-го Белорусского фронтов.
Военно-дорожные войска внесли неоценимый вклад в приближение Победы над фашистской Германией. Пока вооруженные силы Советской армии участвовали в боях, одерживали победы в сражениях, дорожные войска обеспечивали надежный плацдарм для их маневрирования и следования к намеченной цели, отважно сражались с встречающимися на пути отдельными группами немецко-фашистских войск. Отступая, немецкие солдаты разрушали за собой мосты, взрывали переправы на реках и заваливали дороги. Но проезд для советских войск повсюду должен был обеспечиваться незамедлительно. И дорожники прокладывали дороги через леса, болота, в обход территории занятой противником, мостовики восстанавливали разрушенные немцами мосты и переправы, настилали бревна прямо по льду, устраивали временные объезды. В проезжую часть магистралей дорожные войска укладывали всё, что имелось под руками – жерди, хворост, кирпич, щебень.
Первым крупным испытанием для дорожных войск стало обеспечение наступления под Москвой зимой 1941-1942 годов. На дорогах Западного фронта фашисты разрушили около 250 мостов общей длиной более 5 км. Дорожным войскам восстановление дорог приходилось вести в 30-градусные морозы и метели, днем и ночью.
Дедушка рассказывал, как он и его товарищи спали прямо на мерзлой земле, которая таяла под ними и превращалась в грязные лужи. Чтобы не замерзнуть, им приходилось спать только на боку, прижиматься друг к другу под ватниками и переворачиваться по команде. Много времени уходило на просушку одежды в мороз, но война никого не ждет, им приходилось работать не переставая.
За время битвы под Москвой военные дорожники Западного фронта построили и восстановили 264 автодорожных моста общим протяжением свыше 6 км, обеспечили снегозащиту на протяжении 14,5 км дорог. За время наступления по военно-автомобильным дорогам этого фронта прошло 900 тысяч автомобилей, 850 тысяч из них были обеспечены горючим на заправочных пунктах и около 15 тысяч автомобилей получили техническую помощь.
За проявленное мужество при выполнении боевых задач в тяжелейших условиях, мой дедушка был награжден медалью «За оборону Москвы».
В военное время много внимания уделялось поднятию боевого духа военнослужащих Красной армии. Все объекты, возводимые дорожными войсками, были сделаны на совесть и кроме своей практической значимости несли эстетическую составляющую, направленную на поддержание в бойцах уверенности в том, что это не поспешное восстановление разрушенных строений, но возведение новых монументальных сооружений, несущих дух советского народа. И в этом пригодились конструкторские способности моего дедушки. Он был автором и исполнителем многих объектов, выступающих жизнеутверждающими символами непобедимости советского народа. Памятники, барельефы, знаки, украшения мостов, дорог и переправ придавали военнослужащим уверенности в силе Красной армии, укрепляли веру в Победу и будущее.
Петр Степанович был автором проекта первого памятника командующему 3-им Белорусским фронтом генералу армии Ивану Даниловичу Черняховскому, который был создан вскоре после его гибели, в марте 1945 года.
Дедушка рассказывал, что приказ создать памятник поступил внезапно поздно вечером, когда его вызвали в штаб фронта. Времени на создание памятника было очень мало, а нужного материала не было совсем. В помощь дедушке дали трех немецких военнопленных, которые помогали находить в округе и переносить на место материалы для создания памятника. На руки дедушке выдали маленькую фотографию для создания бюста Черняховского. Дедушка смог убедить руководство отряда и управления в том, что в полевых условиях за ограниченное время бюст можно сделать только из дерева, которое из-за морозов может не выдержать обработки и не будет выглядеть должным образом. После проведенных переговоров, и согласования проекта дедушки с руководством в Москве, командование приняло решение о создании барельефа. Но и тут возникли определенные трудности. Памятник должен был быть высоким и устойчивым, то есть быть на плотном прочном основании. В итоге, для сооружения основания этого памятника приходилось выколачивать из замерзшей земли камни. Для монумента дедушка предложил использовать гранитные плиты с могил старого кладбища, расположенного недалеко от места базирования штаба управления. После согласования и этого вопроса, немецкие военнопленные перенесли плиты с кладбища, а дедушка придумал, как им придать нужную форму и закрепить вокруг железной трубы, служившей стержнем для памятника. Для создания барельефа дедушка использовал гипс, привезенный из медпункта, смешанный с клеем.
Дедушка рассказывал, как он и командование управления боялись, что на морозе или от перепада температур, характерных для марта, барельеф отвалится от монумента и разобьется во время открытия памятника. В то время это грозило страшными последствиями для исполнителя. Но такого не случилось, памятник был успешно открыт в присутствии командования фронтом и представителей из Москвы.
За находчивость, трудолюбие и исполнение задания в тяжелых условиях, 5 мая 1945 года дедушка был награжден орденом «Красной звезды».
Из наградных листов: «Старшина Шепелев П.С. – автор проекта памятника генералу армии тов. Черняховскому. Под его руководством проведено архитектурно-художественное оформление памятника. Тов. Шепелев проявил себя инициативным изобретательным и трудолюбивым при выполнении задания». «Проявил исключительную находчивость и изобретательность в изыскании и использовании местных и трофейных материалов, необходимых для художественного оформления крупных сооружений». «Тов. Шепелев является автором архитектурных оформлений крупных мостов, построенных частями Управления – мост через р. Днепр в г. Смоленск, через р. Вилия в г. Каунас, через реки Десна и Воль на магистрали Москва – Минск».
Впоследствии дедушкины идеи по использованию трофейных материалов и гранитных плит стали использовать другие конструкторы и архитекторы в послевоенном строительстве, создании памятников и других необходимых в то время сооружений.
В частях 2-го военно-дорожного управления дедушка служил со дня его образования и до окончания Великой Отечественной войны. При выполнении боевых и особо важных заданий проявлял себя исключительно инициативным изобретательным и трудолюбивым военнослужащим, за что был награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и «За взятие Кенигсберга», а также благодарственными письмами и грамотами.
Демобилизован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 мая 1945 года