Федор
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Щипачев Федор Михайлович 1915- 1986
Родился в 1915 году в деревне Щипачи, Свердловской области в семье крестьян - середняков. Родился в непростое время, несмотря на относительный достаток: 2 коня, 2 коровы, 2 телки, куры, утки, гуси, но началась коллективизация. По счастливой случайности не отправили в Сибирь, благодаря бабушке - лучшей огуречнице деревни. Семья была большая: 7 детей.
В 11 лет Федор Михайлович сбежал на завод Уралмаш, дома был голод. Приписал себе 3 года, однако кадровый работник не поверила, и взяла его себе домой. До зимы он работал в ее доме, а потом она определила его учеником электрика. Учился на водителя.
В 19 лет призвали служить на Балтийский флот. После демобилизации в 1939 году уехал в Москву к сестре, где устроился в Большой театр осветителем. Затем его призвали на финскую войну, где был обыкновенным шофером на полуторке. Об этом воспоминаний осталось немного. Просто «побоище». Потом остался на «подаче» братской руки Латвии и Литве, Эстонии. После демобилизации вернулся на Урал и снова работал на Уралмаше. Призвали сразу в начале Великой отечественной 24 июня 1941 года. 54 полк, сформированный на Урале, отправили в Монголию, опасаясь нападения со стороны Японии.
Из воспоминаний о жизни в Монголии мало подробностей, но не хватало еды, провизии из Союза. Пригодились навыки рыбалки, ловили и ели рыбу, (которая для монголов священна). При установлении контакта с местным населением прожили этот период. В феврале 1942 года из этого полка сформировали 54-й железнодорожный батальон, который был задействован на восстановлении железнодорожных станций. В это время шли жестокие бои, в которых Федор Михайлович подвозил снаряды, увозил раненных в тыл. Именно тогда он впервые попал в окружение под Ельней, после которого домой пришла первая похоронка. Участвовал в освобождении Смоленска. Видел виселицы, на которых вешали партизан, пойманных полицаями.
Весной 1942 года в окружении прожили почти месяц, в это время ели даже ворон, стреляя по ним в лесах. Вышли к своим вместе с командиром и замполитом со знаменем. Именно поэтому отправили в часть на дрезину. Осенью 1942 года - снова окружение. Но в этот раз был один. Привез на дрезине снаряды, пока разгружал, немцы перерезали ж\д дорогу. По приказу командира нужно было сражаться до последнего, но что делать с дрезиной? Тогда он принял решение идти в часть пешком. Шел пешком 48 км. Вернувшись в часть, командир строго спросил за отсутствие техники, и Федору Щипачеву пришлось возвращаться за дрезиной снова. И за сутки он прошел этот же путь в 48 км и попал в окружение. Именно тогда он впервые участвовал в боях, стрелял сам и был ранен. Однако с фронта не ушел. На одной станции во время пикирующей бомбардировки видел глаза немецкого летчика, перед тем как самостоятельно сбил фашистский самолет. Однако немцы разбомбили весь узел целиком. И эта злость отразилась на всем: бомбили в отместку все, что движется. К примеру, весь женский эшелон, который двигался по путям, расстреляли полностью. Никто не выжил. 1000 молодых женщин погибло в 1 миг. Помогал в восстановлении дрезин: имелись нужные навыки.
Под конец войны дошел до Кенигсберга. Затем вернули назад для восстановления железной дороги между Москвой и Петербургом. В мае 1945 года получил отпуск. Отправился в Свердловск к жене, однако она к тому моменту вышла замуж. Федор Михайлович вернулся в армию.
Судьба его после войны была сложной. В январе 1946 года он сопровождал в Ленинград 2 вагона с мукой. Взял с собой 2 солдат, которые напросились к нему погреться. По приезду в Ленинград выяснилось, что солдаты продали 1 мешок с мукой, а покупатель рассказал. Его пришли арестовать. Однако Федор Михайлович не мог стерпеть отношения молодого лейтенанта, который сорвал с него погоны. Достал оружие и патруль ушел. Замполит его части уговорил пойти в милицию, дать показания. Его посадили в помещение, где он провел 3 суток без еды и воды. В итоге солдатам дали 30 лет, а ему – 3 года. Отправили в лагерь в г. Прокопьевск. Через месяц был расконвоирован и устроен на ЗИС- 5 водителем. Возил лес на стройки, кирпич из Сталинска. Многому научился: дорог не было, жили в бараках. В 1949 году освободили, он поступил на работу на Киселевскую автобазу, которая только что открылась. Женился. Сначала даже гаражей не было. Однако он показал себя с лучшей стороны и ему первому дали МАЗ-200- дизельный самосвал, на котором возили уголь на разрезах. В 50-х работал электриком, аккумуляторщиком. Построил дом, его слово в семье всегда было главным. В 1950 году родился сын Сергей, через 4 года дочь Вера. Не терпел несправедливости, был очень честным человеком. Все говорил в глаза. Играл на баяне, пел.
В конце 50-х по решению суда судимость сняли, был реабилитирован. Имел награды «За отвагу», «Красной звезды» и др.