![Шаронов Геннадий Прокофьевич](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2016/05/02/938fbea429a0434f775046b8e41134d7.jpg)
Геннадий
Прокофьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой рассказ о докторе технических наук, профессоре, инженере-полковнике Шаронове Геннадии Прокофьевиче – моем прадеде.
Геннадий Прокофьевич Шаронов родился 17 ноября 1912 года в Хвалынске Саратовской области в многодетной семье Прокофия Ивановича и Веры Фёдоровны Шароновых. Геннадий был старшим ребёнком, после него родились сестра Валя, братья Володя и Витя.
Прокофий Иванович был фабричным слесарем, Геннадий унаследовал от отца любовь к технике, но выбрал сельскую стезю, которая вела к индустриализации сельскохозяйственного производства. Закончив в 1926 году семилетку, поступил в Хвалынскую профтехническую школу по подготовке бригадиров по ремонту тракторов и автомобилей с четырёхлетним сроком обучения.
22 июня 1941 года перечеркнуло мирную жизнь советских людей. Война разметала по стране семью Шароновых, которая воссоединилась только спустя многие годы. Геннадий Прокофьевич ушёл на фронт, а его супруга Лидия Фёдоровна вместе с матерью и маленькой дочерью оказались в партизанском отряде.
Инженер Г.П. Шаронов был направлен в танковые войска. В чётких, лаконичных строчках его автобиографии, конечно же, нет места ни тяготам военной жизни, ни ранению и лечению в госпитале, где он пережил клиническую смерть, ни горечи отступления, ни ярости атак, ни ликованию победителей… Лишь скупой перечень военных должностей: «4 июля 1941г. был призван в ряды Действующей Красной Армии и участвовал в боях против немецко-фашистских захватчиков в качестве помощника командира роты по технической части, начальника 4-го отделения Автобронетанкового отдела, уполномоченного по эвакуации автобронетанкового имущества, а затем начальника 2-го отдела Автобронетанкового управления 29-й Армии вначале Западного и впоследствии Калининского фронтов. В апреле 1942 года вступил в члены ВКП(б). После переформирования полевой 29-й Армии в 1-ю танковую армию с февраля 1943 года по июль 1944 года работал в должности старшего помощника начальника Автотракторного отдела 1-й гвардейской танковой армии.
5 января 1944 года в Московском институте механизации и электрификации сельского хозяйства защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Режим прогрева керосинового тракторного двигателя».
В августе 1944 года был отозван из 1-й гвардейской танковой армии и направлен для продолжения дальнейшей службы в качестве преподавателя Военно-транспортной академии. Здесь, а затем в Военной ордена Ленина Академии тыла и транспорта работал на кафедре «Ремонт боевых колёсных и гусеничных машин» преподавателем, затем старшим преподавателем и заместителем начальника кафедры. Участвовал в проведении всех видов учебного процесса, неоднократно прочитал полный лекционный курс «Ремонт боевых колёсных и гусеничных машин», включающий теоретические, технологические и организационные разделы, проектирование и экономику ремонтных частей и предприятий, эвакуацию и снабжение войск автотракторным имуществом.
С февраля по май 1945 года находился в Действующей армии в Германии в общей группе постоянного и переменного состава Военно-транспортной академии».
Интересен и тот факт, что второй орден «Красная Звезда» и медаль «За взятие Берлина» он получил за то, что «успешно руководил работой слушателей Военно-транспортной академии на фронте во время Берлинского наступления». Очевидно, именно в этот отрезок фронтового пути инженер-майор Г.П. Шаронов находился на должности начальника отдела управления армии, как указано в его военном билете.
О том, как воевал молодой учёный, говорят его боевые награды. Они же отражают и фронтовой путь инженера третьего ранга, затем – инженер-майора Г.П. Шаронова: два ордена «Красной звезды» (5 ноября 1943 г., 2 июня 1945 г.), медали: 9 мая 1945 г. «За победу над Германией», 9 июня 1945 г. «За взятие Берлина», 9 июня 1945 г. «За освобождение Праги». Но и в послевоенные годы Геннадий Прокофьевич был награждён военными знаками отличия: 19 ноября 1951 г. медалью «За боевые заслуги», 30 декабря 1956 года – третьим орденом «Красная звезда», 17 января 1962 года медалью «За безупречную службу» I степени! А вот докторскую диссертацию на тему: «Исследование ускоренной приработки автотракторных двигателей» полковник Г.П. Шаронов защищал в июне 1965 года в «мирном», гражданском вузе – Ленинградском институте механизации сельского хозяйства.
Меня зовут Катков Данила Сергеевич. Я - правнук Геннадия Прокофьевича, рос и воспитывался в его семье с трех лет. Любовь, взаимоуважение и забота о ближних всегда царили в доме Шароновых.
Мне было одиннадцать лет, когда не стало Геннадия Прокофьевича. Я остро пережил его смерть, а через год с небольшим ушла и прабабушка. Последние годы Геннадий Прокофьевич тяжело болел, сказалось осколочное лицевое ранение в перегородку носа и голову. В детские годы я не мог осознавать, как с таким ранением можно было заниматься научной работой, требующей большого напряжения сил и здоровья. Сейчас думаю, что это был гражданский подвиг профессора Геннадия Прокофьевича Шаронова.
Работу над кандидатской диссертацией Геннадий Прокофьевич закончил в январе 1941 года, а в первых числах июля ушел на фронт и как инженер попал в танковые войска.
Из отрывочных детских воспоминаний, которые остались в памяти из рассказов прадеда о войне я знаю, что и в предвоенные годы и в военные во всех странах шла промышленная и военная разведка сил противника.
Когда подбитые немецкие танки, особенно новой модификации, оказывались на нашей или нейтральной территории, наши разведчики, владеющие техническими знаниями, изучали их самым тщательным образом. Участвовал в таких операциях и Геннадий Прокофьевич. То, что он был причастен к технической разведке, мы знаем, но документального подтверждения этому нет, хотя в военном билете полковника Г.П. Шаронова указаны самые разные его должности военных лет.
Научная деятельность Геннадия Прокофьевича, его пример как патриота, ученого и преподавателя высшей школы определили мои стремления еще в студенческие годы и повлияли на осознанный выбор моей профессии – инженера.
Боевой путь
После войны
С сентября 1944 года инженер-майор Г.П. Шаронов продолжает службу в Военно-транспортной академии (позже – Военная ордена Ленина академия тыла и транспорта). Учитывая опыт Геннадия Прокофьевича по восстановлению автомобилей в военных условиях и наличие учёной степени кандидата технических наук, ему было предложено чтение лекций по курсу «Ремонт автомобилей». Вскоре после победы в армии начался период обобщения, оценок и выводов о минувшей войне. С учётом военного опыта создавались новые уставы, обновлялись военная теория, стратегия, доктрина и инженер Г.П. Шаронов, получив задание исследовать ряд вопросов для освещения в бюллетенях по обобщению опыта Великой Отечественной войны, вносит свою, научно-инженерную лепту в этот процесс, публикуя в 1946 году работу «По опыту Первого Украинского фронта». К 1948 году была готова рукопись «Автомобильное обеспечение Сталинградской битвы», которая в 1953 году была представлена для слушателей Военно-транспортной академии как глава учебного пособия.
Начиная с 1949 года, Геннадий Прокофьевич систематически проводит исследования по ускорению приработки капитально отремонтированных и новых автотракторных двигателей с применением широкого комплекса современных способов исследований. Решение этой проблемы и внедрение метода ускоренной приработки позволяет повысить надёжность и долговечность автотракторных двигателей, даёт значительную экономию средств. К моменту защиты докторской диссертации Геннадий Прокофьевич являлся соавтором учебника «Ремонт автомобилей и гусеничных машин Советской Армии» (Ленинград, 1960 г.), двух учебных пособий: «Основы производства и восстановления автомобилей» (Ленинград, 1948 г.), «Автотракторное обеспечение операций» (Ленинград, 1956 г.), имел два авторских свидетельства на изобретения: «Способ изготовления присадки к маслам для приработки двигателей внутреннего сгорания» (1962 г.) и «Способ получения противоизносной присадки» (1964 г.).
В Военной ордена Ленина академии тыла и транспорта МО СССР Г.П. Шаронов проработал более 24 лет и внёс большой вклад в подготовку высококвалифицированных военных инженеров автотракторной службы. При его непосредственном участии создавался и совершенствовался курс «Ремонт боевых колёсных и гусеничных машин». Результаты исследований Геннадия Прокофьевича были актуальны и полезны как для гражданской промышленности, так и для военного комплекса страны. В сентябре 1968 года инженер-полковник, доктор технических наук, профессор Г.П. Шаронов был уволен в запас и по конкурсу зачислен на должность профессора кафедры «Ремонт машин» Саратовского института механизации сельского хозяйства им. М.И. Калинина.
Работая в должности профессора, читал курс лекций «Технология ремонта машин» на факультете механизации сельского хозяйства, руководил курсовым и дипломным проектированием студентов двух факультетов: механизации и организации и технологии ремонта машин, их производственной практикой на ремонтных предприятиях. В марте 1971г. профессор Г.П.Шаронов был избран на должность заведующего кафедрой «Технология машиностроения» и оставался на этом посту до сентября 1986г. Оставив заведование кафедрой, Геннадий Прокофьевич продолжал жить ее интересами, работал профессором-консультантом, вручая путевку в науку новому поколению ученых.