
Салимзян
Шарафутдинович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Шарафутдинов Салимзян Шарафутдинович родился в знаменательном 1917 году в деревне Поляные Чечкабы (переименованный на Новые Чечкабы) Буинского района АТССР (Республика Татарстан) четвертым ребенком в многодетной крестьянской семье.
В 1934 году семнадцатилетний Салимзян с деревенской молодежью уехал на строительство Московского метро. Работал землекопом, бетонщиком при строительстве Казанского вокзала г.Москвы.
В конце 1936 года, по просьбе своей мамы, вернулся в родную деревню и устроился разнорабочим в Ахмаметьевский МТС. Учился в курсах трактористов, получил удостоверение тракториста 2-ой категории и его перевели трактористом СТЗ с прицепом обмолоточной машины «Сложный». В 30-х годах зерновые культуры скашивали специальными косилками на лошадиной упряжке, сзади упряжки шли женщины и связывали снопы, снопы мужчины складывали в специально оборудованные телеги-редуаны и подвозили к машине «Сложный» для обмолота. Снопы кидали в бункер машины, а очищенное зерно сыпалось в деревянный ящик, откуда его пересыпали в мешки. Всюду был тяжелый ручной труд. Так Салимзян ездил на своем тракторе с «чудо» машиной по полям с одной бригады в другую.
В 1937 году 21 августа Салимзян с Бибигайшой, девушкой из своей же деревни, поженились. В 1938 году 2 июля на свет появилась их первенец, Таскира.
В 1939 году, когда ребенку исполнился год и два месяца, Салимзяна призвали на военную службу. Их призыв отправили в Грузию, в город «Боржоми», в военно-почтовый сортировочный пункт №29. Воинская часть располагалась неподалеку от города. После принятия присяги, в один из прекрасных дней во время построения командир части объявил: «у кого есть удостоверение тракториста - на три шага вперед». У Салимзяна в голове быстро промелькнули слова солдат «старожилов», которые воевали на Халхин-Голе в Монголии, что имеющих удостоверение тракториста будут обучать на танкиста. А на войне танк для современных самолетов «ходячая» мишень. Так же помнил о записи в «Красноармейской книжке»- специальность до призыва и подумав «чему быть того не миновать», вышел из строя. Когда из строя вышел последний красноармеец с удостоверением «тракторист», прозвучала следующая команда: «вперед в корпус 3 для обучения по специальности «шофер». Осенью 1940 года от Салимзяна получили первую фотографию, сделанную около автомашины «полуторка» в г. Боржоми. Снимок сделан 16 октября 1940 года.
Когда Салимзян отслужил год и девять месяцев-началась война. Хоть во многих сводках и говорили, что войны не может быть, а армия готовилась… Салимзян своему старшему брату рассказывал, как за несколько месяцев до начала войны по 2-3 раза за ночь поднимали по «тревоге». Перед ними была поставлена задача за сорок пять секунд после «тревоги», в полном обмундировании стоять около своих закрепленных автомашин. Какой красноармеец не успевал, в течении дня отрабатывал наказание бегом по горам, с мешком наполненным двадцати пятью килограммами песка.
Боевой путь
К началу войны Салимзян был подготовленным воином 510-ого автотранспортного батальона. Данный батальон находился в составе Кавказского фронта до 12 февраля 1943 года.
В дальнейшем, до 27 мая 1944 года Салимзян служил в 853 отделение автобатальона входящего так же в состав Кавказского фронта. Когда Кавказский фронт объединили с 3-им Украинским фронтом, Салимзяна перевели в 65 отделение медсанбата, где он дошел до Германии и служил до 13 сентября 1945 года. А с 13 сентября по 3 ноября 1945 года их часть перевели в Чехсловакию в состав 200 ЗСП. С 3 ноября 1945 годя до демобилизации в июне 1946 года Салимзян служил в Венгрии снова в военно-почтовом сортировочном пункте №29 –шофером.
Воспоминания
Из воспоминаний Салимзяна, рассказанных старшему брату-участнику войны Шарипзяну. «В конце 1942 в начале 1943 года остались в окружении. Неожиданно пошел сильный снегопад, начался метель. Нулевая видимость. Все автоколонну занесло снегом. Как началось все неожиданно, так же вмиг все утихомирилось. Тут же появились немецкие бомбардировщики и разбомбили все еле-еле торчащие из под снега кабины и кузова наших автомашин. Кто успели добежать к недалеко находящейся лесополосы остались живы, а кто не успел так и остались около своих разбитых машин. Погибших товарищей ночью похоронили вдоль лесополосы в снегу… Стояли сильные морозы, мы в сапогах с портянками, замерзали. Костры разжигать не разрешалось…»
После войны
25 июня 1946 года через 6 лет и 10 месяцев живым и здоровым в родную деревню, в родной дом вернулся Салимзян. У него вся спина была в шрамах от пулевых ранений. До приезда Салимзяна два его старших брата Мирзязан и Шарипзян уже вернулись из фронта. Мирзазяна только покалечила война, ранение в ногу оставила его хромым с тростью.
Демобилизованные солдаты при возвращении на родину в первую очередь возвращались в райвоенкомат, вставали на воинский учет, потом только шли домой. Райвоенком позвонил председателю колхоза «Узяк» Корбану Габдрахманову и велел встретить Салимзяна. Салимзяну тогда было 28 лет. Председатель подъехал на тарантасе, куда подсадил и деревенских девочек, среди которых была и его дочь, Таскира. То ли предчувствие, то ли увидев какую-то схожесть он как раз у нее и спросил: «чья ты дочь?» «говорят-дочь Салимзяна» ответила она бойко. Когда сели в тарантас он хотел ее посадить на коленки, она отказалась- когда Салимзяна забрали в армию ей было один год и два месяца, а встретила его девочка уже почти восьми лет. Она его не узнавала, да и выросла среди женщин, мужчин стеснялась.
После возвращения, с 1946 года, Салимзян снова устроился в Ахмаметьевский МТС шофером-механиком. Жизнь пошла своим чередом. Друг за другом на свет появились - в 1947 году сын Гумар, в1949 году еще один сын-но умер в младенчестве, в1950 году дочь Асия, в 1952 году-сын Газимзян, в1955 году – дочь Зухра (умерла в 1962 году от укуса пчел), в 1958 году- дочь Суфия, в 1960 году-младший сын Камиль.