Шахлин Александр Иванович
Шахлин
Александр
Иванович
сержант
1914 - 29.05.1942

История солдата

В августе 1941г. в составе 125 бомбардировочного авиаполка проходил переучивание на самолет Пе-2 в г.Казань.

С 17 сентября 1941г. 125 бомбардировочный авиаполк перебазировался на самолетах Пе-2 с аэродрома Быково (г.Москва) на аэродром Углово (г.Ленинград). Командир полка- майор Сандалов Владимир Александрович

С 19 сентября полк начал боевую работу на Ленинградском фронте.

22 сентября полк перелетел на аэродром Сарожа.

24 сентября звено 2-й авиаэскадрильи бомбардировало южную окраину д.Константновка. В районе цели встречены девятью истребителями Ме-109 (Мессершмитт). У ведущего самолета звена перебита стойка дутика. У левого ведомого самолета №5/42, экипаж- старший лейтенант Колясников Федор Миронович, стрелок-бомбардир старший лейтенант Правосудов Георгий Константинович, стрелок-радист младший сержант  Шахлин Александр Иванович, поврежден мотор. Самолет был доведен до аэродрома Углово и произвел посадку. Пилот и  стрелок-бомбардир легко ранены.

01 октября 1941г. в полку 14 исправных Пе-2. 3 самолета перелетели на аэродром Смольная, 6- Левашово, 5 остались на аэродроме Сарожа.

15 декабря 1941г. командиром полка назначен майор Свинин Александр Васильевич.

08 января 1941г. три самолета Пе-2 в сопровождении пяти истребителей МиГ-3, взлетев в 10-30 с аэродрома Левашово, бомбардировали железнодорожные эшелоны на станции Новолисино. Экипажи наблюдали прямые попадания. Истребители сопровождения, потеряв бомбардировщики из виду, ушли на свой аэродром. При возвращении, в районе Колпино, над своей территорией самолеты Пе-2 из-за облаков были атакованы пятью истребителями Ме-109 (Мессершмитт). В воздушном бою сбит один истребитель. Один Пе-2 подбит и совершил вынужденную посадку. Второй- самолет №4/31 экипажа: лейтенант Гарезин Макар Васильевич, штурман эскадрильи капитан Сушко Алексей Филиппович, стрелок-радист сержант Шахлин Александр Иванович был подожжен. Летчик и штурман погибли, стрелок-радист спасся на парашюте.

На 09 января 1942г. в полку остался один исправный самолет Пе-2.

23 января группа, базировавшаяся в Левашово, закончив боевую работу на Ленинградском фронте, убыла на автомашинах через Ладожское озеро на станцию Волховстрой.

В Левашево остался экипаж-пилот младший лейтенант Рязанцев Георгий Никитович, штурман старший лейтенант Правосудов Георгий Константинович и стрелок-радист сержант Шахлин Александр Иванович.

27 января  с 13-00 до 15-07 экипаж выполнил разведывательный полет на участке Луга- Псков- Нарва.

До апреля экипаж действовал, как самостоятельная боевая единица. В апреле 1942г. включен в состав 117 отдельной армейской разведывательной авиаэскадрильи.

06 апреля с 13-20 до 14-10 произвели разведку коммуникаций противника в районе Нарва- Кингисепп- Луга- Красногвардейск (Гатчина).

07 апреля с 14-45 до 15-20 в паре с самолетом АР-2 под прикрытием трех истребителей И-15бис вели фотографирование оборонительных сооружений в районе Рауту. Вторым вылетом с 18-30 до 19-35 экипаж вел визуальную разведку в районе Рауту.

16 апреля при возвращении с разведки у южного берега Финского залива были атакованы парой истребителей Ме-109. Совместным огнем штурман и стрелок-радист отбили атаки противника, при этом один истребитель с дымом ушел со снижением, второй прекратил атаки.

17 апреля с 07-45 до 09-30 с высоты 3000-3200м. вели визуальную разведку войск противника по дорогам Красное Село- Кингисепп- Красногвардейск, одновременно фотографировали аэродромы противника: Котлы, Клопицы, Пушкин, Красногвардейск, Смверская. Задачи по фотографированию не выполнены- в районах Сиверская, Красногвардейск, Пушкин противник вел огонь зенитной артиллерии.

19 апреля в период с 09-43 до 15-00 экипаж совершил два вылета на фотографирование аэродромов Красногвардейск, Котлы, Клопиц и районов Веймарн, Майсниеми, Саккода, железнодорожных станций Цунус и Вейхмайнен. 

20 апреля с 11-30 до 12-27 экипаж произвел разведку войск противника в районе Рауту, Бол.Кайдалово, Райвола. Вторым вылетом с 15-16 до 17-42 экипаж провел разведку участка железной дороги Нарва- Кингисепп- Красногвардейск.

23 апреля с 13-55 до 14-30 произвели разведку с фотографированием огневых позиций артиллерии противника в районе Володарского- Новополье и аэродрома Красногвардейское.

24 апреля с 15-15 до 16-35 с высоты 4100м. вели разведку аэродромов Красногвардейск, Сиверская, Коростовичи, Торошковичи, Городец, сфотографированы аэродромы Сиверская и Красногвардейск.

25 апреля, взлетев в 11-40, из-за неисправности в материальной части вынуждены были возвратиться.

02 мая с 01-34 до 03-07 провели разведку войск противника в районе Волосово- Красногвардейск- Сиверская- станция Педла.

03 мая. Взлетев в 12-25, вынуждены были возвратиться из-за ухудшения метеоусловий.

02 мая с 11-05 до 12-25 произвели разведку железной дороги на участке Нарва- Красногвардейск. Из районов Красногвардейск и Володарского обстреляны зенитной артиллерией.

05 мая в период с 09-45 до 19-38 экипаж совершил два вылета на разведку передвижения войск противника в район Красной Село- Кингисепп- Красногвардейск- Нарва. Задачу не выполнили- в первом вылете из-за низкой облачности, второй из-за противодействия истребителей противника.

06 мая с 12-30 до 13-10 произвели разведку с фотографированием аэродромов Липиля, Майсниеми.

10 мая в период с 10-55 до 15-35 произвели два вылета на разведку железнодорожных перевозок на участке Красногвардейск- Кингисепп- Нарва- Псков- Луга.

11 мая с 13-35 до 15-10 экипаж вел разведку железных дорог и аэродромов в районах Красногвардейск, Кингисепп, Луга, Псков.

12 мая с 13-25 вел разведку вдоль железной дороги на участке Красногвардейск- Волосово- Нарва- Гдов- Луга, фотографировал мосты на р.Нарва. Вторым вылетом с 18-35 до 20-15 – разведку с фотографированием аэродромов на Карельском перешейке- Утти и Сурьмериски. Из района Нарва обстреляны зенитной артиллерией.

К 12 мая экипаж произвел 21 боевой вылет на разведку. Обеспечил разведданными об основных коммуникациях и дислокации ВВС противника. Работал в направлениях Нарва, Псков, Выборг, Раути.

13 мая 1942г. командованием эскадрильи старший сержант Шахлин был представлен к ордену Красного Знамени. Приказом от 16 августа 1942г. награжден орденом Красной Звезды. 

29 мая 1942г. в 12-45 экипаж вылетел на разведку аэродрома Нарва. Из-за отказа мотора в районе Копорье, самолет вернулся с задания. В 13-17 из-за ошибки в технике пилотирования, самолет свалил на крыло и разбился. Погибли лейтенант Рязанцев Георгий Никитович и старший сержант Шахлин Александр Иванович. старший лейтенант Правосудов Григорий Константинович получил тяжелые ранения. 

Рязанцев Георгий Никитович и Шахлин Александр Иванович были похоронены в п.Левашово, Ленинградская обл.

Регион Тюменская область
Воинское звание сержант
Населенный пункт: Тюмень
Место рождения д.Доновка, Казанский р-н, Омская обл. (Тюменская).
Годы службы 1939 1942
Дата рождения 1914
Дата смерти 29.05.1942

Боевой путь

Дата призыва 1939
Боевое подразделение 125 бомбардировочный авиаполк, 117 отдельная армейская разведывательная авиаэскадрильи.

Документы

29.05.1942г.

29.05.1942г.

Однополчане

Сандалов Владимир Александрович

Сандалов Владимир Александрович

Рязанцев Георгий Никифорович

Рязанцев Георгий Никифорович

Правосудов Георгий Константинович

Правосудов Георгий Константинович

Колясников Федор Миронович

Колясников Федор Миронович

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: