Александр
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В августе 1941г. в составе 125 бомбардировочного авиаполка проходил переучивание на самолет Пе-2 в г.Казань.
С 17 сентября 1941г. 125 бомбардировочный авиаполк перебазировался на самолетах Пе-2 с аэродрома Быково (г.Москва) на аэродром Углово (г.Ленинград). Командир полка- майор Сандалов Владимир Александрович.
С 19 сентября полк начал боевую работу на Ленинградском фронте.
22 сентября полк перелетел на аэродром Сарожа.
24 сентября звено 2-й авиаэскадрильи бомбардировало южную окраину д.Константновка. В районе цели встречены девятью истребителями Ме-109 (Мессершмитт). У ведущего самолета звена перебита стойка дутика. У левого ведомого самолета №5/42, экипаж- старший лейтенант Колясников Федор Миронович, стрелок-бомбардир старший лейтенант Правосудов Георгий Константинович, стрелок-радист младший сержант Шахлин Александр Иванович, поврежден мотор. Самолет был доведен до аэродрома Углово и произвел посадку. Пилот и стрелок-бомбардир легко ранены.
01 октября 1941г. в полку 14 исправных Пе-2. 3 самолета перелетели на аэродром Смольная, 6- Левашово, 5 остались на аэродроме Сарожа.
15 декабря 1941г. командиром полка назначен майор Свинин Александр Васильевич.
08 января 1941г. три самолета Пе-2 в сопровождении пяти истребителей МиГ-3, взлетев в 10-30 с аэродрома Левашово, бомбардировали железнодорожные эшелоны на станции Новолисино. Экипажи наблюдали прямые попадания. Истребители сопровождения, потеряв бомбардировщики из виду, ушли на свой аэродром. При возвращении, в районе Колпино, над своей территорией самолеты Пе-2 из-за облаков были атакованы пятью истребителями Ме-109 (Мессершмитт). В воздушном бою сбит один истребитель. Один Пе-2 подбит и совершил вынужденную посадку. Второй- самолет №4/31 экипажа: лейтенант Гарезин Макар Васильевич, штурман эскадрильи капитан Сушко Алексей Филиппович, стрелок-радист сержант Шахлин Александр Иванович был подожжен. Летчик и штурман погибли, стрелок-радист спасся на парашюте.
На 09 января 1942г. в полку остался один исправный самолет Пе-2.
23 января группа, базировавшаяся в Левашово, закончив боевую работу на Ленинградском фронте, убыла на автомашинах через Ладожское озеро на станцию Волховстрой.
В Левашево остался экипаж-пилот младший лейтенант Рязанцев Георгий Никитович, штурман старший лейтенант Правосудов Георгий Константинович и стрелок-радист сержант Шахлин Александр Иванович.
27 января с 13-00 до 15-07 экипаж выполнил разведывательный полет на участке Луга- Псков- Нарва.
До апреля экипаж действовал, как самостоятельная боевая единица. В апреле 1942г. включен в состав 117 отдельной армейской разведывательной авиаэскадрильи.
06 апреля с 13-20 до 14-10 произвели разведку коммуникаций противника в районе Нарва- Кингисепп- Луга- Красногвардейск (Гатчина).
07 апреля с 14-45 до 15-20 в паре с самолетом АР-2 под прикрытием трех истребителей И-15бис вели фотографирование оборонительных сооружений в районе Рауту. Вторым вылетом с 18-30 до 19-35 экипаж вел визуальную разведку в районе Рауту.
16 апреля при возвращении с разведки у южного берега Финского залива были атакованы парой истребителей Ме-109. Совместным огнем штурман и стрелок-радист отбили атаки противника, при этом один истребитель с дымом ушел со снижением, второй прекратил атаки.
17 апреля с 07-45 до 09-30 с высоты 3000-3200м. вели визуальную разведку войск противника по дорогам Красное Село- Кингисепп- Красногвардейск, одновременно фотографировали аэродромы противника: Котлы, Клопицы, Пушкин, Красногвардейск, Смверская. Задачи по фотографированию не выполнены- в районах Сиверская, Красногвардейск, Пушкин противник вел огонь зенитной артиллерии.
19 апреля в период с 09-43 до 15-00 экипаж совершил два вылета на фотографирование аэродромов Красногвардейск, Котлы, Клопиц и районов Веймарн, Майсниеми, Саккода, железнодорожных станций Цунус и Вейхмайнен.
20 апреля с 11-30 до 12-27 экипаж произвел разведку войск противника в районе Рауту, Бол.Кайдалово, Райвола. Вторым вылетом с 15-16 до 17-42 экипаж провел разведку участка железной дороги Нарва- Кингисепп- Красногвардейск.
23 апреля с 13-55 до 14-30 произвели разведку с фотографированием огневых позиций артиллерии противника в районе Володарского- Новополье и аэродрома Красногвардейское.
24 апреля с 15-15 до 16-35 с высоты 4100м. вели разведку аэродромов Красногвардейск, Сиверская, Коростовичи, Торошковичи, Городец, сфотографированы аэродромы Сиверская и Красногвардейск.
25 апреля, взлетев в 11-40, из-за неисправности в материальной части вынуждены были возвратиться.
02 мая с 01-34 до 03-07 провели разведку войск противника в районе Волосово- Красногвардейск- Сиверская- станция Педла.
03 мая. Взлетев в 12-25, вынуждены были возвратиться из-за ухудшения метеоусловий.
02 мая с 11-05 до 12-25 произвели разведку железной дороги на участке Нарва- Красногвардейск. Из районов Красногвардейск и Володарского обстреляны зенитной артиллерией.
05 мая в период с 09-45 до 19-38 экипаж совершил два вылета на разведку передвижения войск противника в район Красной Село- Кингисепп- Красногвардейск- Нарва. Задачу не выполнили- в первом вылете из-за низкой облачности, второй из-за противодействия истребителей противника.
06 мая с 12-30 до 13-10 произвели разведку с фотографированием аэродромов Липиля, Майсниеми.
10 мая в период с 10-55 до 15-35 произвели два вылета на разведку железнодорожных перевозок на участке Красногвардейск- Кингисепп- Нарва- Псков- Луга.
11 мая с 13-35 до 15-10 экипаж вел разведку железных дорог и аэродромов в районах Красногвардейск, Кингисепп, Луга, Псков.
12 мая с 13-25 вел разведку вдоль железной дороги на участке Красногвардейск- Волосово- Нарва- Гдов- Луга, фотографировал мосты на р.Нарва. Вторым вылетом с 18-35 до 20-15 – разведку с фотографированием аэродромов на Карельском перешейке- Утти и Сурьмериски. Из района Нарва обстреляны зенитной артиллерией.
К 12 мая экипаж произвел 21 боевой вылет на разведку. Обеспечил разведданными об основных коммуникациях и дислокации ВВС противника. Работал в направлениях Нарва, Псков, Выборг, Раути.
13 мая 1942г. командованием эскадрильи старший сержант Шахлин был представлен к ордену Красного Знамени. Приказом от 16 августа 1942г. награжден орденом Красной Звезды.
29 мая 1942г. в 12-45 экипаж вылетел на разведку аэродрома Нарва. Из-за отказа мотора в районе Копорье, самолет вернулся с задания. В 13-17 из-за ошибки в технике пилотирования, самолет свалил на крыло и разбился. Погибли лейтенант Рязанцев Георгий Никитович и старший сержант Шахлин Александр Иванович. старший лейтенант Правосудов Григорий Константинович получил тяжелые ранения.
Рязанцев Георгий Никитович и Шахлин Александр Иванович были похоронены в п.Левашово, Ленинградская обл.