БИОГРАФИЯ КАПИТАНА 1 РАНГА
ШАХАРАТОВА НИКАНОРА БОРИСОВИЧА
Шахаратов Никанор Борисович родился в г. Одессе 10 августа 1929 года православный, в семье потомственных моряков, сын моряка Черноморского морского пароходства Шахаратова Бориса Михайловича и художницы Шахаратовой (девичья Куртин -Григорьевой) Любовь Ивановне.
В сентябре 1937 г. поступил в начальную (4 класса) школу № 53 г. Одессы, которую окончил в 1941 г. В связи с тяжёлой болезни матери и невозможностью эвакуироваться, вынужден был остаться на территории временно оккупированной немецкими и румынскими захватчиками в г. Одессе с 16 октября 1941 г. по 10 апреля 1944 г. и находился на иждивении бабушки Куртин-Григорьевой (девичья Улицкой) Марии Ивановны (умерла 21 марта 1944 г.), так как болела мама Шахаратова Любовь Ивановна (умерла 05 августа 1944 г.).
В период обороны г. Одессы с июля 1941 г. дежурил вместе с другими сверстниками на крыше своего дома и при бомбометании немецкими лётчиками, которые сбрасывали на город зажигательные бомбы, весом 30 кг, он специальными клещами при попадании в дом, окунали в специальные резервуары, наполненные водой (7 случаев), участвовал в строительстве баррикад на главных улицах г. Одессы.
Во время оккупации с 1942 г., чтобы как-то помогать своим родным, вынужден был подрабатывать после школы и продавать газеты и журналы, в розницу сигареты, водить лошадей к колодцу на водопой, носить уголь и дрова жильцам, проживающим с ним в доме, а также быть носильщиком вещей на Одесском железнодорожном вокзале и в Одесском морском порту, передавая партизанам, которые были соседями по дому и знали его, ценные сведения о поступлении и отправки воинских эшелонов и кораблей с грузами военного назначения. На вырученные деньги носил пищу партизанам в Одесские катакомбы, так как хорошо знал все тайные ходы. Немецкий лейтенант пехоты оцепления выстрелил ему около уха и ударил его рукояткой пистолета Парабеллум на лестнице его подъезда, где была квартира родителей в 1943 году и мой отец упал с лестницы и потерял сознание. Увёл у немецких и румынских солдат четверо лошадей в 1943 году, пока они купались в Черном море на пляже и отпустил их.
После изгнания оккупантов с территории г. Одессы, пока его отец был на фронте, с июля 1944 г. по август 1945 г. работал учеником монтёра Одесского Энергосбыта (О.Г.Э.С.) и одновременно учился в это же время в Одесской школе юнг Черноморского морского пароходства, которую окончил в июне 1945 году. Отец папы, пулемётчик Шахаратов Борис Михайлович воевал с началом ВОВ 1941 года по 1945 год и пришёл с фронта в ноябре 1945 года. Поступил в Одесскую школу мореходного обучения № 4 в сентябре 1945 года, которую окончил по специальности машиниста 1 класса в июле 1946 года. Член профсоюза рабочих морского транспорта с февраля 1946 г. {2}.
После окончания ШМО № 4 работал в должностях рядового плавсостава «кочегара 1 класса» с 28 октября 1946 г. плавал на пароходе «Чехов» Управления Черноморского морского пароходства по ноябрь 1947 г. С декабря 1947 г. по июнь 1948 г. плавал на пароходе «Николаев» Управления ЧМП в должности «матроса 1 класса» {2}.
В июне 1948 г. сдал экстерном экзамены за семь классов в СШ № 15.
С сентября по декабрь 1948 г. учился в Одесском электротехникуме связи Минсвязи СССР.
С декабря 1948 г. по январь 1949 г. «машинист 1 класса» парохода «Тороса», с января 1949 г. по июнь 1949 г. плавал на пароходе «Восток», в должности «машиниста 1 класса».
В период работы на судах ЧМП был в следующих портах и странах:
г. Копенгаген, г. Вейли, г. Калюнборг (Дания); г. Констанца, г. Сулин, г. Тульча, г. Галац
(Румыния); г. Гданьск, г. Гдыня, г. Свиноустье, г. Щецин (Польша); г. Бургас, г. Варна,
г. Русе (Болгария); г. Сплит, г. Шибильник, г. Дубровник, г. Риека (Югославия); г. Оран
(Алжир); г. Стамбул (Турция); г. Гибралтар (Англия); г. Александрия (Египет) {2}.
В апреле 1949 г. поступил в Одесское Мореходное Училище ММФ на судомеханическое отделение. Окончил 2 курса. В сентябре 1951 г. окончил 10 классов Одесской заочной средней школы № 5. После окончания 2 курса в сентябре 1951 г. Приказами Начальника ГУУЗ ММФ и Начальника ВМУЗ ВМС № 0150 от 24 октября 1951 г., на основании Постановления Совета Министров СССР № 3028-1424 «сс» от 18 августа 1951 г., переведён на 3 курс Военно-Морского Отделения Одесского Мореходного Училища ММФ и определён на действительную военную службу.
В ОМУ участвовал в общественной работе, являлся заместителем председателя профкома Училища с 1949 г. по 1951 г., комсоргом группы, старшим агитатором и заведующим агитпунктом, председателем Совета клуба Училища.
Член ВЛКСМ с апреля 1945 г. (комсомольский билет № 26318324). Кандидат в члены ВКП(б) с декабря 1951 г. Принят в Члены ВКП(б) Воднотранспортным РК КП г. Одессы Украины в июне 1953г. (партийный билет № 03544012).
Окончил Военно - морское отделение по специальности судомеханической ОМУ ММФ. Присвоена квалификация «офицер паросиловых установок» (диплом А № 166707) и присвоено звание техник - лейтенант корабельного состава (Приказ МО СССР № 06143 от 5 ноября 1953 г.).
Избирался секретарём партийных организаций: плавбазы подводных лодок «Смоленск», ВТР «Инсар», «ЭОН - 71», Владивостокского отдела тыла. С 1963 г. по 1965 г. внештатный инструктор Политического отдела Тыла ТОФ, а с 1965 г. по 1970 г. внештатный пропагандист политического отдела частей Центрального подчинения ВМФ. Лектор Московской областной организации Общества «Знание» РСФСР с декабря 1962 г. по 1970 г.
ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА :
Направлен в Распоряжение Командующего Тихоокеанским Флотом Приказом ГК ВМС № 01554 от 6 ноября 1953 г.
С января 1954 г. по февраль 1957 г. служил командиром машинно-котельной группы электромеханической части (БЧ-5) плавбазы «Смоленск» 40 дивизии подводных лодок ТОФ, Приказ Командующего ТОФ № 010 от 9 января 1954 г.
В октябре 1955 года был командирован старшим механиком (командиром БЧ-5) на судостроительный завод в Польскую Народную Республику г. Щецин для приёмки в состав ВМФ СССР военно-морского транспорта «Инсар» («ОС – 6») и перехода его в порт г. Владивосток.
Переход осуществлялся Северно-Морским путём в составе 60 кораблей и судов Экспедиции Особого Назначения «ЭОН - 66» в 1956 году из Военно-Морской Базы г. Балтийск в порт г. Мурманска и на Северный Флот.
Далее переход на ТОФ (два перехода, один из них неудачно) и только в октябре 1957 г. экипаж ВМТ «Инсар» достиг порта Владивосток и Тихоокеанского Флота.
В 1954 г. поступил и в 1957 г. окончил Вечерний Университет Марксизма - Ленинизма при Доме офицеров Северного Флота (свидетельство № 151 от 27 мая 1957 г.).
С марта 1957 г. по февраль 1960 г служил командиром электромеханической части (БЧ-5) военно - морского сухогрузного транспорта «Инсар», опытное судно «ОС-6» 473 дивизиона вспомогательных судов Управления Начальника Вспомогательного Флота ТОФ, старший техник-лейтенант корабельного состава (Приказ Командующего ТОФ № 01036 от 13 декабря 1956 г.).
В составе экипажа корабля слежения принимал участие в обеспечении на ТОФ первых пусков баллистических ракет с подводных лодок (контр-адмирал Дыгало В.А.) в 1957 г.
В августе 1957 г. поступил и 25 января 1963 г. окончил Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства, по специальности «Судовые силовые установки» (диплом П № 801188). Присвоена квалификация инженер – механика.
С марта 1960 г. по февраль 1961 г. старший офицер отделения начальника вспомогательных судов и аварийно - спасательной службы Владивостокского отдела Тыла ТОФ, капитан технической службы корабельного состава (Приказ Командующего ТОФ № 01021 от 17 декабря 1959 г.).
С февраля 1961 г. по февраль 1962 г. дивизионный инженер-механик 412 отдельного дивизиона вспомогательных судов Экспедиции Особого Назначения «ЭОН - 71» Северный Флот, г. Североморск, капитан технической службы корабельного состава.
С февраля 1962 г. по май 1965 г. заместитель командира по технической части базы технического имущества № 2711 Технического Управления Тыла ТОФ (г. Владивосток), переименован в звании инженер-капитан – лейтенант 22 февраля 1963 г., инженер - капитан 3 ранга (Приказ ГК ВМФ № 0891 от 12 мая 1964 г.).
В сентябре 1963 г. поступил и в мае 1965 г. окончил Вечерний Университет Марксизма -Ленинизма при Владивостокском ГК КПСС, факультет международных отношений и внешней политики СССР (удостоверение № 2 от 7 мая 1965 г.).
С апреля 1965 г. по март 1970 г. военный представитель № 2624 Военного представительства МО СССР, г. Подольск Московской области, инженер - капитан 3 ранга.
Участвовал в обеспечении государственной приёмки от промышленности ряда кораблей для ВМФ, в том числе ПКР «Москва», «Ленинград», СКР «Альбатрос», подводных лодок, построенных на заводах г. Комсомольск на Амуре, «Красное Сормово».
С апреля 1970 г. по февраль 1978 г. старший офицер 1 отдела войсковой части № 10737 вспомогательных судов и аварийно - спасательной службы Управления Вспомогательного Флота Штаба Тыла ВМФ СССР, г. Москва, инженер - капитан 2 ранга (Приказ ГК ВМФ № 01127 от 23 июля 1970 г.).
С марта 1978 г. по ноябрь 1981 г. назначен старшим офицером Аппарата Заместителя Главнокомандующего ВМФ СССР-Начальника Военно-Морских учебных заведений (ВМУЗ), г. Москва, капитан 1 ранга – инженер (Приказ МО СССР № 0270 от 29 апреля 1978 г.).
Уволен в запас по возрасту Приказом МО СССР № 0991 от 16 октября 1981 г.
Служил в Военно - Морском Флоте СССР с 24 октября 1951 года по 16 ноября 1981 года, капитан 1 ранга запаса, личный номер № Г-899388.
Награждён многими Правительственными наградами – 12 медалями и знаками:
«40, 50, 60 лет Вооружённых Сил СССР», «20 лет Победы в Великой Отечественной Войне», «10, 15, 20 лет безупречной службы ВС СССР», «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран Вооружённых Сил – 25 лет», знаком «Ветеран Краснознамённого Тихоокеанского Флота», знаком механика 1 разряда и другими.
Имеет диплом № 8064 на звание механика 1 разряда по паросиловым установкам, выданный Владивостокским морским торговым портом ММФ СССР от 18 августа 1959 г. и диплом № 373/1973 на звание механика 1 разряда по паросиловым установкам, механика 3 разряда по ДВС, выданный капитаном Ленинградского морского торгового порта ММФ СССР от 23 марта 1973 г.
Выйдя на пенсию, с 1 декабря 1981 г. работал директором павильона «Судостроение» ВДНХ СССР по 16 ноября 1992 г., в связи с ликвидацией павильона «Судостроение» ВДНХ и созданием на его территории АО «Агроторгмаш».
За период работы на ВДНХ СССР окончил 22 июня 1984 г. Курсы повышения квалификации хозяйственных руководителей ВДНХ СССР (свидетельство № 73), окончил 17 марта 1990 г. Высшие экономические курсы при Госплане СССР (свидетельство № 2410), окончил 31 мая 1991 г. курсы повышения квалификации при Институте повышения квалификации информационных работников Госкомитета СССР по науке и технике (удостоверение, регистрационный № 40475).
За период работы на ВДНХ СССР награждён серебряной медалью и дипломом Почёта ВДНХ СССР и принимал участие в подготовке и проведении многих выставок и экспозиций на ВДНХ, а так же на базе Выставочных комплексов - Международных выставок: «Ленэкспорт; Инрыбпром – 85, 90; Конверсия – 90 (г. Мюнхен ФРГ 18 - 27 апреля); Судоэкспорт – 90 (г. Токио Япония 20 мая – 4 июня); Торгово-Промышленная выставка –92 (г. Хэйхе Китай); Нева – 91, 93, 95; Нижегородская ярмарка; Речфлот – 94, 95, 96, 97; Судоходство и Судостроение – 94, 96 (г. Одесса Украина); Судостроение – 94, 96 (г. Гамбург ФРГ сентябрь-октябрь 1994 г. и 1996 г.)».
С ноября 1992 г. по апрель 1993 г. по приглашению Руководства Морского центра при Правительстве РФ работал заместителем директора выставки «Российский Флот», посвященной 300-летию Российского Флота, в Центральном доме художника РФ на общественных началах.
С ноября 1992 г. по июнь 1996 г. работал заместителем директора ТОО и АОЗТ «Корабел».
С июня 1996 г. по декабрь 2003 г. работал заместителем директора, главным менеджером и директором Московского представительства «Зеленодольский завод имени А.М. Горького».
Участвовал в обеспечении перевода ракетного корабля РК «Саммум» с Балтийского Флота на Черноморский Флот в 2002 г.
Являлся в разные годы заместителем Председателя Попечительского Совета на ВДНХ СССР, председателем Федерации Судомодельного спорта г. Москвы с 1982 года по 1992 год и членом Президиума Федерации Судомоделизма ЦК ДОСААФ, 10 лет являлся заместителем Председателя Попечительского Совета Московского морского кадетского корпуса имени Героев Севастополя (Кадетская школа ГБОУ № 1700 СЗАО г. Москвы).
С 2000 г. по 2004 г. первый заместитель, а с 2005 г. по 2017 год был избран Председателем Президиума Совета ветеранов Военно-Морского образования ВМФ.
Выезжал туристом и участвовал в морских зарубежных круизах:
в Болгарию 1982, 1986 г.г.; в Чехословакию и Венгрию 1984 г.;
в Польшу и ГДР 1988 г.; в Грецию, Египет, Кипр, Ливан, Турцию и Болгарию 1993 г.;
в Италию, острова Корфу и Крит (Грецию), Египет, Израиль, остров Мальта 1995 г.;
в Данию, Нидерланды, Великобританию, Францию, Португалию, Испанию 2000 г.;
в г. Хельсинки (Финляндия), г. Стокгольм (Швеция), г. Копенгаген (Дания), г. Осло
(Норвегия) август 2001 г.; вдовцом в Грецию, Францию, Италию, Турцию, Египет 2004 г.