Шахаратов Борис Михайлович
Шахаратов
Борис
Михайлович
Сержант
11.07.1902 - 24.01.1978

История солдата

Шахаратов Борис Михайлович - мой дедушка

Дата и место рождения ветерана: 11.07.1902 г. г. Одесса

Дата смерти ветерана: 24.01.1978 г. г. Одесса

Дата, год и место призыва: 25.06.1941 г. г. Одесса

Часть: 225 стрелковый полк 23 стрелковой дивизии (1 формирования) 11 и 27 армии Северо - Западного фронта и 188 армейский стрелковый полк 106 стрелковой дивизии 3 гвардейской армии 1 Украинского фронта.

Регион Москва
Воинское звание Сержант
Населенный пункт: Москва
Место рождения г. Одесса
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 11.07.1902
Дата смерти 24.01.1978

Боевой путь

Место призыва г. Одесса
Дата призыва 25.06.1941
Боевое подразделение 188 стрелковый полк 106 стрелковая дивизия 3 гвардейская армия 1 Украинского фронта
Принимал участие Освобождение г. Дрездена и г. Праги

Боевой путь (история военного пути):

Воевал с 01 июля 1941 г. по 30 октября 1941 г. в составе 225 СП. 23 дивизия с боями из г. Каунаса вышла из окружения и сосредоточилась в районе Молвотицы Новгородской области. Вела бои против группы армий "Север" 1-го Восточного фронта, 16 немецкой армии в районе г. Демянска Новгородской области. 225 стрелковый полк находился в деревне Дуплинец (Дупли) Тверской области с сентября по октябрь 1941 г. С 16 сентября 1941 г. дивизия и полк входит в состав 34 армии Южной группы. Она заняла активную оборону по восточному берегу озеро Белое. Был тяжело ранен. После излечения воевал с апреля 1945 г. по 09 мая 1945 г. в составе 188 армейского стрелкового полка 106 стрелковой дивизии 3 гвардейской армии 1 Украинского фронта, был контужен под г. Дрезден, участник освобождения Праги 9 мая 1945 г., где завершено освобождение Чехословакии. Пражская операция с 4 по 11 мая 1945 г.: придя на помощь восстанию в Праге, разгромлена германская группа армий "Центр" и часть группы армий "Австрия".

Жизненный путь (история жизни после победы):

После окончания ВОВ работал: с ноября 1945 г. по февраль 1949 г. завхозом Одесской школы мореходного обучения № 4. С октября 1949 г. по 1951 г. охранником в Одесской сберегательной кассе № 5340. С 1951 г. по 1952 г. экспедитором в школе ФЗО № 18 и ремесленном училище № 5. С 1953 г. по 1959 г. работал плановиком Одесского опытно-механического завода. С 1960 г. по 1962 г. до ухода на пенсию по старости, работал сторожем в Центральной сберегательной кассе г. Одессы.

В каких битвах участвовал ветеран:

В обороне г. Демянска Новгородской области (Демянский котёл). В освобождении Праги и Дрездена.

Сражения: Освобождение Чехословакии.

Награды ветерана (дата и номер наградного документа):

Медали "За освобождение Праги" и "За Победу над Германией 1941-1945".

Награды

Медаль "За освобождения Праги"

Медаль "За освобождения Праги"

Медаль "За победу над Германией 1941-1945"

Медаль "За победу над Германией 1941-1945"

Медаль "30 лет Победы над Германией"

Медаль "30 лет Победы над Германией"

Письма

БИОГРАФИЯ КАПИТАНА 1 РАНГА

 

ШАХАРАТОВА НИКАНОРА БОРИСОВИЧА

 

 

Шахаратов Никанор Борисович родился в г. Одессе 10 августа 1929 года православный, в семье потомственных моряков, сын моряка Черноморского морского пароходства Шахаратова Бориса Михайловича и художницы Шахаратовой (девичья Куртин -Григорьевой) Любовь Ивановне.

В сентябре 1937 г. поступил в начальную (4 класса) школу № 53 г. Одессы, которую окончил в 1941 г. В связи с тяжёлой болезни матери и невозможностью эвакуироваться, вынужден был остаться на территории временно оккупированной немецкими и румынскими захватчиками в г. Одессе с 16 октября 1941 г. по 10 апреля 1944 г. и находился на иждивении бабушки Куртин-Григорьевой (девичья Улицкой) Марии Ивановны (умерла 21 марта 1944 г.), так как болела мама Шахаратова Любовь Ивановна (умерла 05 августа 1944 г.).

В период обороны г. Одессы с июля 1941 г. дежурил вместе с другими сверстниками на крыше своего дома и при бомбометании немецкими лётчиками, которые сбрасывали на город зажигательные бомбы, весом 30 кг, он специальными клещами при попадании в дом, окунали в специальные резервуары, наполненные водой (7 случаев), участвовал в строительстве баррикад на главных улицах г. Одессы.

Во время оккупации с 1942 г., чтобы как-то помогать своим родным, вынужден был подрабатывать после школы и продавать газеты и журналы, в розницу сигареты, водить лошадей к колодцу на водопой, носить уголь и дрова жильцам, проживающим с ним в доме, а также быть носильщиком вещей на Одесском железнодорожном вокзале и в Одесском морском порту, передавая партизанам, которые были соседями по дому и знали его, ценные сведения о поступлении и отправки воинских эшелонов и кораблей с грузами военного назначения. На вырученные деньги носил пищу партизанам в Одесские катакомбы, так как хорошо знал все тайные ходы. Немецкий лейтенант пехоты оцепления выстрелил ему около уха и ударил его рукояткой пистолета Парабеллум на лестнице его подъезда, где была квартира родителей в 1943 году и мой отец упал с лестницы и потерял сознание. Увёл у немецких и румынских солдат четверо лошадей в 1943 году, пока они купались в Черном море на пляже и отпустил их.

После изгнания оккупантов с территории г. Одессы, пока его отец был на фронте, с июля 1944 г. по август 1945 г. работал учеником монтёра Одесского Энергосбыта (О.Г.Э.С.) и одновременно учился в это же время в Одесской школе юнг Черноморского морского пароходства, которую окончил в июне 1945 году. Отец папы, пулемётчик Шахаратов Борис Михайлович воевал с началом ВОВ 1941 года по 1945 год и пришёл с фронта в ноябре 1945 года. Поступил в Одесскую школу мореходного обучения № 4 в сентябре 1945 года, которую окончил по специальности машиниста 1 класса в июле 1946 года. Член профсоюза рабочих морского транспорта с февраля 1946 г. {2}.

После окончания ШМО № 4 работал в должностях рядового плавсостава «кочегара 1 класса» с 28 октября 1946 г. плавал на пароходе «Чехов» Управления Черноморского морского пароходства по ноябрь 1947 г. С декабря 1947 г. по июнь 1948 г. плавал на пароходе «Николаев» Управления ЧМП в должности «матроса 1 класса» {2}.

В июне 1948 г. сдал экстерном экзамены за семь классов в СШ № 15.

С сентября по декабрь 1948 г. учился в Одесском электротехникуме связи Минсвязи СССР.

С декабря 1948 г. по январь 1949 г. «машинист 1 класса» парохода «Тороса», с января 1949 г. по июнь 1949 г. плавал на пароходе «Восток», в должности «машиниста 1 класса».

В период работы на судах ЧМП был в следующих портах и странах:

г. Копенгаген, г. Вейли, г. Калюнборг (Дания); г. Констанца, г. Сулин, г. Тульча, г. Галац

(Румыния); г. Гданьск, г. Гдыня, г. Свиноустье, г. Щецин (Польша); г. Бургас, г. Варна,

г. Русе (Болгария); г. Сплит, г. Шибильник, г. Дубровник, г. Риека (Югославия); г. Оран

(Алжир); г. Стамбул (Турция); г. Гибралтар (Англия); г. Александрия (Египет) {2}.

В апреле 1949 г. поступил в Одесское Мореходное Училище ММФ на судомеханическое отделение. Окончил 2 курса. В сентябре 1951 г. окончил 10 классов Одесской заочной средней школы № 5. После окончания 2 курса в сентябре 1951 г. Приказами Начальника ГУУЗ ММФ и Начальника ВМУЗ ВМС № 0150 от 24 октября 1951 г., на основании Постановления Совета Министров СССР № 3028-1424 «сс» от 18 августа 1951 г., переведён на 3 курс Военно-Морского Отделения Одесского Мореходного Училища ММФ и определён на действительную военную службу.

В ОМУ участвовал в общественной работе, являлся заместителем председателя профкома Училища с 1949 г. по 1951 г., комсоргом группы, старшим агитатором и заведующим агитпунктом, председателем Совета клуба Училища.

Член ВЛКСМ с апреля 1945 г. (комсомольский билет № 26318324). Кандидат в члены ВКП(б) с декабря 1951 г. Принят в Члены ВКП(б) Воднотранспортным РК КП г. Одессы Украины в июне 1953г. (партийный билет № 03544012).

Окончил Военно - морское отделение по специальности судомеханической ОМУ ММФ. Присвоена квалификация «офицер паросиловых установок» (диплом А № 166707) и присвоено звание техник - лейтенант корабельного состава (Приказ МО СССР № 06143 от 5 ноября 1953 г.).

Избирался секретарём партийных организаций: плавбазы подводных лодок «Смоленск», ВТР «Инсар», «ЭОН - 71», Владивостокского отдела тыла. С 1963 г. по 1965 г. внештатный инструктор Политического отдела Тыла ТОФ, а с 1965 г. по 1970 г. внештатный пропагандист политического отдела частей Центрального подчинения ВМФ. Лектор Московской областной организации Общества «Знание» РСФСР с декабря 1962 г. по 1970 г.

 

ПОСЛУЖНОЙ  СПИСОК ИЗ  ЛИЧНОГО  ДЕЛА :

 

Направлен в Распоряжение Командующего Тихоокеанским Флотом Приказом ГК ВМС № 01554 от 6 ноября 1953 г.

С января 1954 г. по февраль 1957 г. служил командиром машинно-котельной группы электромеханической части (БЧ-5) плавбазы «Смоленск» 40 дивизии подводных лодок ТОФ, Приказ Командующего ТОФ № 010 от 9 января 1954 г.

В октябре 1955 года был командирован старшим механиком (командиром БЧ-5) на судостроительный завод в Польскую Народную Республику г. Щецин для приёмки в состав ВМФ СССР военно-морского транспорта «Инсар» («ОС – 6») и перехода его в порт г. Владивосток.

Переход осуществлялся Северно-Морским путём в составе 60 кораблей и судов Экспедиции Особого Назначения «ЭОН - 66» в 1956 году из Военно-Морской Базы г. Балтийск в порт г. Мурманска и на Северный Флот.

Далее переход на ТОФ (два перехода, один из них неудачно) и только в октябре 1957 г. экипаж ВМТ «Инсар» достиг порта Владивосток и Тихоокеанского Флота.

В 1954 г. поступил и в 1957 г. окончил Вечерний Университет Марксизма - Ленинизма при Доме офицеров Северного Флота (свидетельство № 151 от 27 мая 1957 г.).

С марта 1957 г. по февраль 1960 г служил командиром электромеханической части (БЧ-5) военно - морского сухогрузного транспорта «Инсар», опытное судно «ОС-6» 473 дивизиона вспомогательных судов Управления Начальника Вспомогательного Флота ТОФ, старший техник-лейтенант корабельного состава (Приказ Командующего ТОФ № 01036 от 13 декабря 1956 г.).

В составе экипажа корабля слежения принимал участие в обеспечении на ТОФ первых пусков баллистических ракет с подводных лодок (контр-адмирал Дыгало В.А.) в 1957  г.

В августе 1957 г. поступил и 25 января 1963 г. окончил Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства, по специальности «Судовые силовые установки» (диплом П № 801188). Присвоена квалификация инженер – механика.

С марта 1960 г. по февраль 1961 г. старший офицер отделения начальника вспомогательных судов и аварийно - спасательной службы Владивостокского отдела Тыла ТОФ, капитан технической службы корабельного состава (Приказ Командующего ТОФ № 01021 от 17 декабря 1959 г.).

С февраля 1961 г. по февраль 1962 г. дивизионный инженер-механик 412 отдельного дивизиона вспомогательных судов Экспедиции Особого Назначения «ЭОН - 71» Северный Флот, г. Североморск, капитан технической службы корабельного состава.

С февраля 1962 г. по май 1965 г. заместитель командира по технической части базы технического имущества № 2711 Технического Управления Тыла ТОФ (г. Владивосток), переименован в звании инженер-капитан – лейтенант 22 февраля 1963 г., инженер - капитан 3 ранга (Приказ ГК ВМФ № 0891 от 12 мая 1964 г.).

В сентябре 1963 г. поступил и в мае 1965 г. окончил Вечерний Университет Марксизма -Ленинизма при Владивостокском ГК КПСС, факультет международных отношений и внешней политики СССР (удостоверение № 2 от 7 мая 1965 г.).

С апреля 1965 г. по март 1970 г. военный представитель № 2624 Военного представительства МО СССР, г. Подольск Московской области, инженер - капитан 3 ранга.

Участвовал в обеспечении государственной приёмки от промышленности ряда кораблей для ВМФ, в том числе ПКР «Москва», «Ленинград», СКР «Альбатрос», подводных лодок, построенных на заводах г. Комсомольск на Амуре, «Красное Сормово».

С апреля 1970 г. по февраль 1978 г. старший офицер 1 отдела войсковой части № 10737 вспомогательных судов и аварийно - спасательной службы Управления Вспомогательного Флота Штаба Тыла ВМФ СССР, г. Москва, инженер - капитан 2 ранга (Приказ ГК ВМФ № 01127 от 23 июля 1970 г.).

С марта 1978 г. по ноябрь 1981 г. назначен старшим офицером Аппарата Заместителя Главнокомандующего ВМФ СССР-Начальника Военно-Морских учебных заведений (ВМУЗ), г. Москва, капитан 1 ранга – инженер (Приказ МО СССР № 0270 от 29 апреля 1978 г.).

Уволен в запас по возрасту Приказом МО СССР № 0991 от 16 октября 1981 г.

Служил в Военно - Морском Флоте СССР с 24 октября 1951 года по 16 ноября 1981 года, капитан 1 ранга запаса, личный номер № Г-899388.

Награждён многими Правительственными наградами – 12 медалями и знаками:

«40, 50, 60 лет Вооружённых Сил СССР», «20 лет Победы в Великой Отечественной Войне», «10, 15, 20 лет безупречной службы ВС СССР», «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран Вооружённых Сил – 25 лет», знаком «Ветеран Краснознамённого Тихоокеанского Флота», знаком механика 1 разряда и другими.

Имеет диплом № 8064 на звание механика 1 разряда по паросиловым установкам, выданный Владивостокским морским торговым портом ММФ СССР от 18 августа 1959 г. и диплом № 373/1973 на звание механика 1 разряда по паросиловым установкам, механика 3 разряда по ДВС, выданный капитаном Ленинградского морского торгового порта ММФ СССР от 23 марта 1973 г.

Выйдя на пенсию, с 1 декабря 1981 г. работал директором павильона «Судостроение» ВДНХ СССР по 16 ноября 1992 г., в связи с ликвидацией павильона «Судостроение» ВДНХ и созданием на его территории АО «Агроторгмаш».

За период работы на ВДНХ СССР окончил 22 июня 1984 г. Курсы повышения квалификации хозяйственных руководителей ВДНХ СССР (свидетельство № 73), окончил 17 марта 1990 г. Высшие экономические курсы при Госплане СССР (свидетельство № 2410), окончил 31 мая 1991 г. курсы повышения квалификации при Институте повышения квалификации информационных работников Госкомитета СССР по науке и технике (удостоверение, регистрационный № 40475).

За период работы на ВДНХ СССР награждён серебряной медалью и дипломом Почёта ВДНХ СССР и принимал участие в подготовке и проведении многих выставок и экспозиций на ВДНХ, а так же на базе Выставочных комплексов - Международных выставок: «Ленэкспорт; Инрыбпром – 85, 90; Конверсия – 90 (г. Мюнхен ФРГ 18 - 27 апреля); Судоэкспорт – 90 (г. Токио Япония 20 мая – 4 июня); Торгово-Промышленная выставка –92 (г. Хэйхе Китай); Нева – 91, 93, 95; Нижегородская ярмарка; Речфлот – 94, 95, 96, 97; Судоходство и Судостроение – 94, 96 (г. Одесса Украина); Судостроение – 94, 96 (г. Гамбург ФРГ сентябрь-октябрь 1994 г. и 1996 г.)».

С ноября 1992 г. по апрель 1993 г. по приглашению Руководства Морского центра при Правительстве РФ работал заместителем директора выставки «Российский Флот», посвященной 300-летию Российского Флота, в Центральном доме художника РФ на общественных началах.

С ноября 1992 г. по июнь 1996 г. работал заместителем директора ТОО и АОЗТ «Корабел».

С июня 1996 г. по декабрь 2003 г. работал заместителем директора, главным менеджером и директором Московского представительства «Зеленодольский завод имени А.М. Горького».

Участвовал в обеспечении перевода ракетного корабля РК «Саммум» с Балтийского Флота на Черноморский Флот в 2002 г.

Являлся в разные годы заместителем Председателя Попечительского Совета на ВДНХ СССР, председателем Федерации Судомодельного спорта г. Москвы с 1982 года по 1992 год и членом Президиума Федерации Судомоделизма ЦК ДОСААФ, 10 лет являлся заместителем Председателя Попечительского Совета Московского морского кадетского корпуса имени Героев Севастополя (Кадетская школа ГБОУ № 1700 СЗАО  г. Москвы).

С 2000 г. по 2004 г. первый заместитель, а с 2005 г. по 2017 год был избран Председателем Президиума Совета ветеранов Военно-Морского образования ВМФ.

Выезжал туристом и участвовал в морских зарубежных круизах:

в Болгарию 1982, 1986 г.г.; в Чехословакию и Венгрию 1984 г.;

в Польшу и ГДР 1988 г.; в Грецию, Египет, Кипр, Ливан, Турцию и Болгарию 1993 г.;

в Италию, острова Корфу и Крит (Грецию), Египет, Израиль, остров Мальта 1995 г.;

в Данию, Нидерланды, Великобританию, Францию, Португалию, Испанию 2000 г.;

в г. Хельсинки (Финляндия), г. Стокгольм (Швеция), г. Копенгаген (Дания), г. Осло

(Норвегия) август 2001 г.; вдовцом в Грецию, Францию, Италию, Турцию, Египет 2004 г.

Фотографии

Семья солдата

Никанор
Шахаратов (сын) Никанор Борисович

Михаил
Шахаратов (Брат) Михаил Михайлович

Сергей
Шахаратов (Брат) Сергей Михайлович