Иван
Александрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Иван Александрович Седых родился 10 сентября 1922 года в Свердловской области участок Александрийск – Туринский, в семье крестьянина-середняка.
Не буду описывать его детство (хотя это заслуживает отдельного рассказа и настоящим детством это не назовешь), но такую деталь опустить нельзя.
Дело в том, что его отец, Александр Григорьевич, был человеком смекалистым, предприимчивым и всё делал для улучшения благосостояния своей семьи. Семья была работящая и не мудрено, что вскоре они превратились из простых крестьян в зажиточные. И как-то раз его предупредили, что, мол, завтра придут вас раскулачивать. Александр Григорьевич, недолго думая, погрузил своё семейство на подводу, оставил всё своё хозяйство и уехал... Повторялось так не один раз. Во время переездов с места на место, чем только не занималась: мыли золото, били кедровник, ходили в тайгу за пушниной, валяли валенки, делали и продавали мороженое, вели (если можно так сказать относительно тех времён) мелкий бизнес. В 1929 году оказались они в г. Сталинске (ныне г. Новокузнецк Кемеровской обл.).
В Сталинске Иван Александрович окончил 7 классов и пошёл работать печатником в типографию «Большевистская сталь».
Но печатное дело его не сильно интересовало – его манило небо.
Приписав себе в метрике лишний год, записался вместе с товарищем в Сталинский аэроклуб. Закончив в 1939 году аэроклуб, добровольно пошёл в Красную Армию и в январе 1941 года поступил в Новосибирскую Военную Авиашколу пилотов. В феврале 1941 года был переведён в Молотовскую Военную Авиационную школу пилотов, для обучения на самолёт Р-5 и СБ
. г. Молотов 27.03.1942 г.
В мае 1942 года, был направлен в 1-ю Чкаловскую Военную Авиационную школу пилотов им. К.Е. Ворошилова для подготовки на самолёт Ил-2., прошёл курс подготовки на самолёте УТ-2, но летать на Ил-2 Ивану Александровичу не пришлось. В апреле 1943 года ему присвоили звание «мл. лейтенант». В 1943 году в Красной Армии остро чувствовалась нехватка лётчиков АДД, поэтому, после окончания 1-й Чкаловской Военной Авиационной школы, был отправлен на переучивание на Ил-4 во 2-ю Ивановскую Высшую школу штурманов ВВС КА (на время войны эвакуированную в г. Мары), которую окончил в декабре 1943 года. Кстати, в этой школе он познакомился со своим штурманом мл.л-том Б. Образцовым, с которым он пролетал до своего увольнения в запас в 1962 году.
Там произошёл трагический случай: во время полета отказало управление руля высоты. Иван Александрович дал команду экипажу по СПУ (самолётному переговорному устройству) покинуть самолёт. Через некоторое время повторил команду, в ответ никого не услышал и сам выпрыгнул из самолёта. Со слов самого Ивана Александровича: «Спускаюсь я на парашюте, а вокруг никого из членов экипажа не вижу. Уже расстегнул лямки парашюта, что бы сбросить его и погибнуть как настоящий офицер, вижу, недалеко от меня раскрылся ещё один купол! Значит ещё не время погибать!». Но все-таки один член экипажа погиб – стрелок-радист. Как установило следствие, у него отстегнулась авиагарнитура, и он не слышал команды командира экипажа о покидании самолёта. Вместе со штурманом не летали месяц – были под следствием. По окончании следствия слетал на зачётный полёт.
А дальше фронт…
С 12 января 1944 года мл.л-т Седых И.А. – лётчик 16 гвардейского Авиационного полка Дальнего Действия 1-й гвардейской Авиационной дивизии Дальнего Действия., уже через год- с февраля 1945 года командир звена. Войну заканчивает в звании лейтенант командиром звена в составе 157 гвардейского Бомбардировочного Авиационного Рижского Краснознамённого полка, 11 гвардейской Бомбардировочной Авиационной дивизии, 1-й Воздушной Армии Дальней Авиации (бывшего 16 гвардейского Авиационного полка Дальнего Действия 1-й гвардейской Авиационной дивизии Дальнего Действия).
(экипаж с лева на право: штурман мл.л-т Б. Образцов, командир мл.л-т И.Седых, стрелок-радист с-т С. Журавлёв)
«…За время войны совершил 86 боевых вылетов, из них 8 днём и 78 ночью, в том числе 33 на бомбардирование военно-промышленных объектов, политических центров, коммуникаций, живой силы и техники противника в городах фашистской Германии и её вассальных государств: Тильзит, Енстенбург, Будапешт, Дербенен, Мемель, Штартард, Кёнигсберг, Данциг, Пиллау, Фишхаузен, Берлин, Грайфсвальд, Штральзунд. А так-же порты Рига, Либава, Митава…» (из служебной характеристики) «…Совершил 9 боевых вылетов на фотографирование результатов бомбардирования целей, из них 2 вылета на отлично, 4 – на хорошо, 3 раза – цель не фотографировалась из-за плохих метеоусловий…» ( а это одна из самых опасных задач для бомбардировщика, за 10 успешных вылетов присваивали звание Героя Советского Союза).
На 9 мая 1945 года получил следующие награды:
- орден Красного Знамени – за боевые заслуги (приказ от 16.09.44);
- орден Отечественной войны І ст. – за боевые заслуги (приказ от 22.09.44)
По этой награде нужно рассказать по –подробней, словами П.П.Бочкарёва и Н.И.Парыгина в книге «Годы в огненном небе (Авиация Дальнего Действия в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.)» «…Личный состав АДД, как и в других операциях, проявил в боях за Венгрию массовый героизм, отвагу и высокое летнее мастерство. В ночь на 20 сентября 1944 г. экипаж 16-го гвардейского полка младшего лейтенанта И. А. Седых (штурман Б. С. Образцов, стрелок-радист С. П. Журавлев, воздушный стрелок В. П. Агеев), выполнив боевое задание по бомбардировке объектов в Будапеште, взял курс на свой аэродром. В районе Стара-Любовня бомбардировщик был атакован тремя истребителями противника. Первый произвел атаку слева снизу, но был своевременно замечен стрелками экипажа. Завязался воздушный бой. Истребитель меткой очередью разбил правую плоскость и повредил кабину летчика, но сам был сбит бортовым огнем бомбардировщика. Два «мессершмитта» продолжали атаки. Воздушный стрелок В. П. Агеев сбил еще один самолет врага. Но и бомбардировщик вышел из боя в тяжелом состоянии, получил крупные повреждения, а стрелки Журавлев и Агеев были ранены. Несмотря на это, летчик и штурман сумели привести тяжело повреждённый самолет на свой аэродром и отлично произвести посадку.. Они были награждены орденом Отечественной войны I степени, а воздушные стрелки — орденом Отечественной войны II степени…»
Можно только добавить из представления на орден: «… Сбитие истребителей противника подтверждает гв. майор Рубцов…» И ещё можно добавить, что самолёт под бортовым номером «13» получил в воздушном бою 67 пробоин, и то, что после боя и посадки ремонту не подлежал!
- орден Красной Звезды – за боевые заслуги (приказ от 5.08.45);
- медаль «За Победу над Германией» (Указ от 9.05.45);
- медаль «За взятие Берлина» (Указ от 9.06.45);
- медаль «За взятие Кёнигсберга» (Указ от 9.06.45).
А так же «…объявлена благодарность за участие в составе соединения гвардии генерал лейтенанта авиации Юханова и Тушкова и за отличные боевые действия:
- при прорыве обороны на Бобруйском направлении и форсировании реки Друть (приказ от 25.06.44);
- освобождении столицы Латвийской ССР г. Рига (приказ от 13.10.44);
- овладении городом и портом Клайпеда (Мемель) (приказ от 28.01.45);
- освобождении г. Будапешт (приказ от 13.02.45);
- разгроме окружённой восточно-прусской группы немецких войск юго-западнее Кёнигсберга (приказ от 29.03.45);
- овладении г. Данциг (приказ от 30.03.45);
- овладении г. Кёнигсберг (приказ от 9.04.45);
- прорыве обороны на Берлинском направлении (приказ от 23.04.45);
- овладении столицы Германии г. Берлин (приказ от 2.05.45);
- овладении портовым городом Эвинемюнде (приказ от 5.05.45).
Верховный Главнокомандующий тов. Сталин»
Великую Отечественную войну закончил в Польше, г. Белосток, где квартировался 16 гвардейский бомбардировочный авиаполк (с 9.04.1945 по 1.06.1946г., он же 157 гвардейский Бомбардировочный Авиационный Рижский Краснознамённый полк). Далее, полк перебазировался в г. Чернигов.
В Чернигове Иван Александрович женился, окончил 9-й и 10-й класс вечерней школы, получил атестат зрелости, перевёз своих родителей из Сталинска (ныне г. Новокузнецк Кемеровской обл.) в Чернигов.
В 1951 году, полк перебазируется из Чернигова в г. Починок Смоленской обл.. К этому времени Иван Александрович – зам. ком. авиаэскадрилии. В этом-же году проходит программу переучивания на самолет ТУ-4 при Рязанской ВАШ и УТАП с оценкой «ОТЛИЧНО». Становится лётчиком-инструктором.
Дальше немного не понятно: с сентября 1953 по март 1954 года его назначают командиром авиаэскадрильи 37 гв. Бомбардировочного авиационного Смоленско-Будапештского Дважды Краснознамённого полка 50 ВА ДА (бывшего 2-го гв. Бомбардировочного авиационного Смоленско-Будапештского Дважды Краснознамённого полка). Но где он дислоцировался и на какой технике – установить не могу. И что характерно, все части относятся к 50 ВА ДА. Но я так думаю, что это были курсы по переучиванию на с-т Ту-16.
С марта 1954 года Иван Александрович комэск 291 тяжелого-бомбардировочного авиационного полка (Болбасово) летает на Ту-16, является инструктором днём в сложных метеусловиях и ночью в простых.
В феврале 1955 года Ивана Александровича награждают орденом Ленина.
В биографии Ивана Александровича был ещё один интересный факт, но только документального подтверждения я найти не могу. Дело в том, что осенью 1955 года Н.С. Хрущёв совершал визит в Индию. Так вот, почту, а именно центральные газеты из Москвы в Дели, перевозили самолетами, а именно Ту-16. Одним из таких «почтальёнов» был и майор Седых. По рассказам Ивана Александровича, во время возвращения на базу из Дели, в Болбасово очень испортились метеоусловия, ему было предложено как запасной аэродром в Москве, Иван Александрович принял решение призводить посадку на родном аэродроме. Посадку он произвёл штатно. После этого вылета ему была предложена работа испытателем, но его отговорила жена Мария Алексеевна. В декабре 1955 назначают на должность зам. командира 402 ТБАП ДА по лётной подготовке и награждают орденом Красной Звезды.
Летом 1956 года присваивается класс «Военный лётчит первого класса» и в этом-же году зачисляют слушателем Центральных летно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава Дальней Авиации. (без исключения из списков части), в декабре 1956 года награждают 3-м орденом Красной Звезды.
«… Выпускные экзамены сдал с оценками:
- тактическая подготовка – 5;
- методика боевой подготовки – 5;
- бомбардировочная подготовка -5.
Курсы окончил с отличием, с занесеним на «Доску почёта» курсов.
ВЫВОД: По своим деловым и политическим качествам достоин выдвижения на должность командира ТДАП ДА…» (из аттестации по окончании курсов).
В декабре 1957 года Ивана Александровича назначают зам. ком. по лётной подготовке 291 тбап
Уже через 9 месяцев – первый заместитель командира 291 тбап, через год- заместитель командира 291 тбап. В 1960 – 1961 г., в должности зам.ком полка улетает в командировку в Арктику, где руководит полётами на дрейфующем аэродроме.
Посадка Ту-4 на дрейфующий арктический аэродром
Примерно в 1961 году 291 тбап – расформировуется и Ивана Александровича переводят зам.ком. 402 тбап по лётной подготовке. На этой должности он прослужил до января 1963 года. И «… на основании Закона «О новом Значительном сокращении Вооруженных Сил СССР» от 15 января 1960года и в соответствии с «Положением о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-Морского Флота»…» был уволен в запас по здоровью. (хотя, положа руку на сердце – мог ещё летать и летать, готовить молодых лётчиков, но авиация в то время переживала тяжёлые времена – полки разгонялись, личный состав, можно сказать – выбрасывался на улицу).
В этом же году Иван Александрович переезжает со своей семьёй на Родину жены в г. Чернигов. Не может он сидеть дома без дела! Работает в Чернигове на заводе Химволокно, затем слесарем-лекальщиком 6-го разряда в НИИ. Проводит военно-воспитательную и патриотическую работу среди молодёжи (Иван Александрович был частым гостем в школах города)
у среди молодёжи (Иван Александрович был частым гостем в школах города)
Боевой путь
«…За время войны совершил 86 боевых вылетов, из них 8 днём и 78 ночью, в том числе 33 на бомбардирование военно-промышленных объектов, политических центров, коммуникаций, живой силы и техники противника в городах фашистской Германии и её вассальных государств: Тильзит, Енстенбург, Будапешт, Дербенен, Мемель, Штартард, Кёнигсберг, Данциг, Пиллау, Фишхаузен, Берлин, Грайфсвальд, Штральзунд. А так-же порты Рига, Либава, Митава…» (из служебной характеристики) «…Совершил 9 боевых вылетов на фотографирование результатов бомбардирования целей, из них 2 вылета на отлично, 4 – на хорошо, 3 раза – цель не фотографировалась из-за плохих метеусловий…»
Воспоминания
П.П.Бочкарёв и Н.И.Парыгин в книге «Годы в огненном небе (Авиация Дальнего Действия в Великой Отечественной войне 1941-1945
«…Личный состав АДД, как и в других операциях, проявил в боях за Венгрию массовый героизм, отвагу и высокое летнее мастерство. В ночь на 20 сентября 1944 г. экипаж 16-го гвардейского полка младшего лейтенанта И. А. Седых (штурман Б. С. Образцов, стрелок-радист С. П. Журавлев, воздушный стрелок В. П. Агеев), выполнив боевое задание по бомбардировке объектов в Будапеште, взял курс на свой аэродром. В районе Стара-Любовня бомбардировщик был атакован тремя истребителями противника. Первый произвел атаку слева снизу, но был своевременно замечен стрелками экипажа. Завязался воздушный бой. Истребитель меткой очередью разбил правую плоскость и повредил кабину летчика, но сам был сбит бортовым огнем бомбардировщика. Два «мессершмитта» продолжали атаки. Воздушный стрелок В. П. Агеев сбил еще один самолет врага. Но и бомбардировщик вышел из боя в тяжелом состоянии, получил крупные повреждения, а стрелки Журавлев и Агеев были ранены. Несмотря на это, летчик и штурман сумели привести тяжело повреждённый самолет на свой аэродром и отлично произвести посадку.. Они были награждены орденом Отечественной войны I степени, а воздушные стрелки — орденом Отечественной войны II степени…»