Саркисян Николай Дмитриевич
Саркисян
Николай
Дмитриевич
гвардии капитан
Дата рождения: 25.12.1920

История солдата

* Саркисьян Николай Дмитриевич.

Служил в составе 218 скоростного бомбардировочного авиаполка. С 22 июня по 20 августа 1941г. совершил 12 боевых вылетов на самолете СБ.

В 1942г. в составе 4 дальнего разведывательного авиационного полка (командир- майор Берман Семен Давидович, военком- батальонный комиссар Артемьев Борис Павлович).

Штурман экипажа самолета Пе-2 2-ой авиаэскадрильи. Командир эскадрильи- капитан Колодяжный Сергей Амвросиевич.

Летал в экипаже: летчик старший сержант Вешников Владимир Пантелеевич, воздушный стрелок-радист старший сержант Абакумов Иван Архипович. Технический состав экипажа: старший механик авиационный старший лейтенант Данилов Николай Михайлович, механик авиационный старший сержант Горячев Василий Николаевич, моторист сержант Жуков Николай Федорович

С 11 августа по 01 октября 1942г. выполнил 18 боевых вылетов на разведку на участках Воронежского фронта.

Указом Президиума ВС СССР от 23 ноября 1942г. лейтенант Саркисян был награжден орденом Красной Звезды.

17 сентября 1942г., выполняя задание по фотографированию станции и аэродрома Курск, на подходе к цели у самолета отказал мотор. Николай Дмитриевич решил продолжать выполнение задания. Экипаж сфотографировал необходимые объекты, пересек линию фронта и сел на запасной аэродром.

Экипаж вел разведку глубокого тыла противника в районах Курск- Льгов, Касторная, Старый Оскол, Белгород. 

С октября 1942г. выполнял полеты на Юго-Западном фронте в районы Тацинская. Миллерово, Суровикино, Ростов, Таганрог, Сталино, Макеевка, Горловка, Ворошиловград.

Известные боевые вылеты: 01 октября, 09. 11, 14 ноября, 11, 17, 27, 28 и 29 декабря 1942г.

К январю 1943г. совершил еще 16 боевых вылетов.

К средине января 1943г. лейтенант Саркисян произвел еще 20 боевых вылетов, был представлен к ордену Красного Знамени, приказом от 28 января 1943г. награжден орденом Отечественной войны II степени.

Награжден медалью «За оборону Сталинграда».

В январе 1943г. командование полком принял подполковник Артемьев.

К марту 1943г. Николай Дмитриевич в составе 1-й авиаэскадрильи полка. Командир эскадрильи- капитан Плитка Григорий Саввич. Оперативная группа полка а составе 1 авиаэскадрильи базировалась на аэродроме Курск-Центральный. Командовал группой гвардии майор Дмитриев Павел Дмитриевич.

12 марта экипаж самолета Пе-2: летчик старшина Мурылев Виктор Васильевич, штурман старший лейтенант Саркисян, воздушный стрелок-радист старший сержант Макаров Леонид Петрович- выполнил фотографирование укрепрайона противника по р.Усожа.

В тот же день, экипаж: летчик лейтенант Самуйленко Георгий Захарович, штурман старший лейтенант Саркисян Николай Дмитриевич, воздушный стрелок-радист старший сержант Мельниченко Леонид Варфоломеевич вылетел в тот же район для фотосъемки следующего укрепрайона. 

14 марта экипаж Мурылев, Саркисян, Макаров выполнил фотографирование обороны противника в районах Дмитровск-Орловский- Комаричи- Бочарово.

16 марта 1943г.- выполнил разведку в районах Комаричи- Брянск- Орджоникидзеград- Трубчевск. Из Брянска обстрелян зенитной артиллерией. В районе Середина-Буда был атакован немецким истребителем. Стрелок Макаров отразил все атаки истребителя, дав возможность экипажу выполнить задание.

В июне 1943г. полк был преобразован в 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк. 

30 апреля 1944г. экипаж: летчик младший лейтенант Козлов Василий Ильич, летнаб гвардии старший лейтенант Саркисян, воздушный стрелок-радист гвардии старшина Макаров Леонид Петрович, вылетев с аэродрома Соловье- выполнил разведку в районах Рава-Русская- Красныстав- Холм- Любомль.

01 мая экипаж Козлов, Саркисян, Макаров выполнил разведку в районах Ковель- Холм- Замостье- Рава-Русская.

02 мая экипаж самолета Пе-2: летчик Козлов, летнаб Саркисян, стрелок-радист гвардии старшина Попков Степан Павлович- задание по разведке в районе Подгайцы выполнил частично (причина не указана).

05 мая 1944г. экипаж самолета Пе-2: летчик Козлов, летнаб Саркисян, стрелок-радист гвардии сержант Пронин Владимир Григорьевич- выполнил разведку в районах Влодава- Холм- Любомль.

10 мая экипаж Козлов, Саркисян, Попков выполнил разведку в районах Станислав- Живачув- Бугач.

В тот же день, экипаж Козлов, Саркисян, стрелок-радист сержант Захаров Николай Васильевич- выполнил разведку в районе Рогатин- Галич- Подгайцы.

11 мая экипаж: Козлов, Саркисян, стрелок-радист гвардии старшина Разиньков Семен Петрович, выполнил разведку в районах Станислав- Живучув.

12 мая экипаж Козлов, Саркисян, Попков выполнил разведку в районах Подгайцы- Галич.

13 мая экипаж Козлов, Саркисян, Разиньков выполнил разведку в районах Ходоров- Грудск- Рава-Русская.

14 мая экипаж: Козлов, Саркисян, стрелок-радист гвардии старшина Мельниченко Леонид Варфоломеевич,  выполнил разведку в районах Ходоров- Львов- Буск

15 мая экипаж Козлов, Саркисян, Попков выполнил разведку в районах Станислав- Ходоров. был атакован 4 истребителями ФВ-190 (Фокке-Вульф). Пикированием с 6000 до 3000 метров сумел оторваться от преследователей.

17 мая экипаж Козлов, Саркисян, Макаров выполнил разведку в районах Ходоров- Галич- Грудск- Жульнев- Каменка.

18 мая- в районах Стрый- Станислав- Подгайцы.

К июню 1944г. старший летчик наблюдатель (летнаб) гвардии старший лейтенант Саркисян совершил 76 успешных боевых вылетов. Приказом от 10 июня 1944г. был награжден орденом Красного Знамени.

08 июня 1944г. экипаж самолета А-20-Б (Дуглас-Бостон): летчик гвардии лейтенант Грибов Николай Иванович, летнаб Саркисян, воздушные стрелки гвардии старший сержант Коваль Иван Романович и гвардии старший сержант Фомин Варфоломей Васильевич, в 06-03 вылетел с аэродрома Скоморохи. Экипаж должен был пройти по маршруту Скоморохи- Люблин- Радом- Варшава- Седльце- Скоморохи. Из-за отказа внутренней связи экипаж вернулся через час полета.

После устранения неисправности экипаж в 09-15 вновь вылетел по тому же маршруту. В районе Владимир-Волынский был обстрелян сильным зенитным огнем (до 200 разрывов). Осколком зенитного снаряда был тяжело ранен стрелок Фомин. В 11-30 экипаж вернулся на аэродром Сокоморохи. Гвардии старший сержант Фомин спустя 2 часа скончался в госпитале Житомира.

13 июня экипаж Грибов, Саркисян, Коваль, стрелок младший сержант Абумов Степан Яковлевич выполнили разведывательный полет по маршруту Скоморохи- Белосток- Бельск- Скоморожи.

08 июля экипаж Грибов, Саркисян, Коваль, Абумов вылетел в район Волковыск- Барановичи. Из-за незнания, как пользоваться новой системой переключения топливных баков, вернулся через 2ч. полета.

15 августа 1944г. экипаж самолета Пе-3-Бис: летчик младший лейтенант Вешников, летнаб (летчик-наблюдатель) гвардии старший лейтенант Саркисян, вылетев с аэродрома Лабуне (Польша), выполнил разведку в районах Кутно- Торн- Лодзь- Радом.

16 августа экипаж Вешников, Саркисян был атакован парой истребителей ФВ-190 (Фокке-Вульф). Был вынужден вернуться на свою территорию. 

17 августа выполнил разведку в районах Кельцы- Ченстохова- Оппельн- Катовице.

19 августа- в районах Скерневице- Лович- Познань- Острув.

20 августа экипаж вылетел на разведку в район Познань. На высоте 7000м. летчик потерял сознание. Экипаж возвратился через 2ч. 25мин. полета.

21 августа экипаж: летчик гвардии лейтенант Рогачев Иван Семенович, летнаб Саркисян, вылетев с аэродрома Лабуне (Польша), выполнил полет на полный радиус действия самолета Пе-3-Бис в районы Лович- Познань- Острув- Лодзь. Продолжительность вылета 3ч. 25мин.

28 августа экипаж самолета Пе-2: летчик старший лейтенант Аносов Григорий Павлович, летнаб Саркисян, воздушный стрелок-радист гвардии старший сержант Боженок Николай Никитович- выполнил разведку в районах Каменка- Лодзь- Томашув-Мазовецкий.

30 августа и 02 сентября экипаж Аносов, Саркисян выполнил боевые задания.

05 октября 1944г. командиром полка был назначен гвардии подполковник Звонцов Федор Федорович.

14 октября экипаж самолета Пе-3-Бис №41: летчик лейтенант Халуев Василий Иванович, летнаб Саркисян- выполнил разведку в районах Лодзь- Велюнь.

16 октября- в районах Радом- Лодзь- Томашув-Мазовецкий.

26 октября экипаж : летчик лейтенант Олихневич Деомид Григорьевич, летнаб Саркисян- выполнил разведку в районах Велюнь- Плавно. При атаке истребителя ФВ-190 на высоте 7600м., экипаж ушел пикированием в сторону солнца.

27 октября экипаж Халуев, Саркисян выполнил разведку в районах Лодзь- Томашув-Мазовецкий.

13 ноября экипаж: летчик лейтенант Быков Алексей Матвеевич, летнаб Саркисян- выполнил разведку в районах Лодзь- Калиш- Острув.

25 ноября 1944г. экипаж самолета Пе-2 №35: летчик гвардии лейтенант Быков, летнаб Саркисян, воздушный стрелок радист старший сержант Лузан Федор Федорович, взлетев с аэродрома Лабуне (Польша), в период с 13-30 по 15-30 выполнил разведку районов Радом- Томашув-Мазовецкий- Лодзь. На высоте 6500м. стрелок Лузан потерял сознание. При посадке в сознание не пришел. Умер от паралича сердца.

23 декабря экипаж Быков, Саркисян выполнил разведку в районах Бриг- Оппельн- Тарновские Гуры.

28 декабря- в районах Новы Тарг- Зволен.

За годы войны Николай Дмитриевич совершил 95 успешных боевых вылетов на самолетах Пе-2 и Пе-2-Бис. Приказом от 29 мая 1945г. был награжден вторым орденом Красного Знамени.

Гвардии капитан Саркисян был уволен в запас 08 мая 1947г.

В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны I степени.

Регион Армения
Воинское звание гвардии капитан
Населенный пункт: Ереван
Место рождения с.Узунлар, Алавердский р-н.
Годы службы 1938 1947
Дата рождения 25.12.1920

Боевой путь

Место призыва Сталинский РВК, г.Ереван.
Дата призыва 09.1938
Боевое подразделение 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк

Документы

Фотографии

1942г.

1942г.

1942г.

1942г.

Фотография из личного архива Суворова Ивана Васильевича.

Фотография из личного архива Суворова Ивана Васильевича.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: