Мирон
Моисеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Туапсинская нефтебаза
Одним из наиболее важных участков, который играл значительную роль в снабжении армии и флота горючим, была туапсинская нефтебаза.
Дыхание войны коснулось этого коллектива с первых дней. Часть рабочих добровольно ушла на фронт, среди них Айвазян, Лапшин, Черников, некоторые были мобилизованы. Их заменили женщины и молодежь. Людей стало меньше, а работы больше. До войны на эстакаде наливали 400—450 цистерн в сутки, а в военное время стали наливать по 1000—1200, перевозки нефтепродуктов морем увеличились в два раза.
Туапсинцы почувствовали первый прямой удар войны через шесть месяцев с ее начала — 23 декабря 1941 года. Три немецких бомбардировщика Ю-88 сбросили бомбы на резервуарный нефтепарк нефтебазы. Одна из бомб разрушила и зажгла распределительный коллектор нефтепровода, идущего на нефтепирс и южный мол, вблизи железнодорожного моста через реку Туапсе. Другая попала в резервуар с 5000 тоннами бензина, но не взорвалась. Третья бомба взорвалась в резервуаре, где хранилось 5000 тонн керосина, и хотя пожара не возникло, резервуар оказался полностью разрушен, создалось керосиновое озеро. Горючая жидкость устремилась через сточную трубу в главную ловушку, а потом в реку Туапсе. Если бы керосин по реке достиг места пожара, пламя перекинулось бы на резервуарный парк. Требовалось срочно откачать керосин, а для этого нужно было открыть клинкет и хлопушку, которые находились внутри разрушенного резервуара под слоем керосина глубиной до двух метров. Диспетчер Г. П. Анищенко и заместитель управляющего М. М. Саркисов по очереди ныряя в керосиновое озеро, в течение пяти минут сумели открыть на приемной трубе хлопушку и клинкет. Угроза пожара в резервуарном парке миновала.
Коллектив нефтебазы с помощью военных моряков все разрушенные участки быстро восстановил, и на другой день продолжалась отгрузка нефтепродуктов. Немецкое командование трубило по радио о том, что туапсинская нефтебаза разрушена и сожжена, а она действовала.
Немецкая авиация усилила свои бомбовые удары по Туапсе. 20 июня 1942 года гитлеровские стервятники совершили очередной налет, бомбили важные объекты города. В это время на эстакаде под наливом стоял маршрут (наливной железнодорожный состав). Пять цистерн загорелось. Нужно было немедленно разъединить маршрут. Паровоза не было, быстро приспособили ручную лебедку. Горящие цистерны высвободили и пожар потушили. Сливщика П. Пускозерова тяжело ранило на цистерне, но он не выпустил наливного шланга из рук, а когда его сняли с цистерны, обратился к М. Саркисову со словами: «Заканчивайте налив маршрута, а теперь прощайте, я умираю». На посту сливщиков погибли также Федоров, Афанасьев и другие.
В начале августа во время налета немецкой авиации на город два бомбардировщика устремились на резервуарный парк. Под наливом стоял маршрут, от взрыва бомбы в середине его загорелась цистерна с бензином. Минута промедления — и огонь перекинулся бы на весь маршрут. Боец, пожарник А. С. Кишишян взобрался на цистерну, закрыл горловину, откуда полыхало пламя, и потушил пожар. Маршрут, груженный бензином, был спасен. За выполнение боевых заданий А. С. Кишишян был награжден орденом Красной Звезды.
В первые годы войны немецкие авиация и подводные лодки вывели из строя на Черном море многие мелкотоннажные танкеры, которые доставляли фронту нефтепродукты морем. Фронт, между тем, непрерывно требовал горючего.
Ставший к тому времени уже управляющим нефтебазой, М. М. Саркисов предложил городскому комитету обороны снять с колес железнодорожную 50-тонную цистерну и переоборудовать ее в плавучую емкость. Предложение было принято.
Оборудование цистерны было поручено коллективу нефтебазы. В тот же день она была снята и доставлена в мастерские нефтебазы. В переоборудовании цистерны принимали участие Крыжановский, Сафронов, Чмель, Сонин и другие рабочие. Через семь суток цистерна была испытана на воде и заполнена бензином. Первый испытательный рейс провел капитан Коло-мийченко на буксире «Вежилов». Цистерна была постоянно в движении. Она совершала рейсы и с другими буксирами в Геленджик и на Малую землю под Новороссийск.
Каждый день и каждый час работники нефтебазы демонстрировали мужество и героизм. 25 июля 1943 года был дан сигнал воздушной тревоги. Немецкие бомбардировщики шли тремя группами по пять самолетов. Первая и вторая группы бомбили порт и город. Третья нанесла удар по резервуарам нефтепарка как раз в то время, когда стоял под разгрузкой у нефтепирса танкер «И. Сталин». Он доставил из Батуми бензин. Сброшенные авиабомбы разорвались вблизи резервуаров и осколками зажгли их. Возник огромный пожар. В тушении его принимали участие все пожарные команды, МПВО, воинские подразделения, коллективы предприятий города. Вскоре на одном из резервуаров удалось погасить пламя и приступить к охлаждению его корпуса. Это стало возможным благодаря мужеству пожарного Давида Кеворковича Терза. Обливаемый водяными струями из шлангов, он поднялся по трапу на крышу резервуара и кошмой закрыл отверстие, откуда полыхало пламя. Пламя на трех резервуарах так и не удалось погасить, пришлось спасать соседние. За образцовое выполнение боевого задания командование Закавказским фронтом наградило Давида Кеворковича Терза орденом Красной Звезды.
Большая группа трудящихся Туапсе за трудовые отличия в годы Великой Отечественной войны была награждена орденами и медалями, в их числе работники нефтебазы: управляющий М. М. Саркисов, заместитель управляющего О. Н. Рыжков, директор распределительной базы Н. И. Сурниченко, диспетчеры Г. П. Анищенко, Р. В. Вишняков, С. А. Морозов, Т. Плотник, старший электрик П. И. Гридин, электросварщик А. 3. Крыжановский, приемосдатчики П. А. Миронов, П. Ф. Хивренко, Т. Д. Черников, слесарь А. И. Чмель и электромонтер Н. И. Шевчук. Кроме того, весь коллектив нефтебазы был награжден медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов».