ВИКТОР
ИВАНОВИЧ
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В довоенные и в военные годы Самодуров Виктор Иванович работает слесарем сборщиком на авиационном заводе №240. Имеет бронь, в связи с высокой квалификацией он нужен стране и заводу на сборке новых испытательных образцов и доработке уже начавших свои боевые полеты.
За свой труд он будет награжден медалью «ЗА ДОБЛЕСНЫЙ ТРУД В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».
Семья была эвакуирована и они потерялись. Найдутся сын и дочь в конце 50-х годов. Дочь с семьей живет в Казахстане.
Вспоминала Дубровина (Самодурова) Александра Ивановна (сестра).
«7 марта 1916 г (по старому стилю) в Москве, у Самодурова Ивана Михайловича и его жены Анны Дмитриевны, родилась дочь Александра.
В этом же году ее отца, Самодурова Ивана Михайловича забрали на 1-ю мировую войну, в Москве с пятью детьми было сложно прожить, и жена решила вернуться на родину в село Ново-Красное, Сапожковского района, Рязанской области.
По возвращению отца с войны, решили остаться на селе.
Работали много, жили хорошо, мать часто вспоминала «вся молодежь гулять вечером на околицу, а отец не пускает, потому что работать начинали с первыми петухами, а если не выспишься, какой из тебя работник». Дважды их пытались раскулачить, но у них никогда не было наемных работников, все делали своими руками, поэтому эта инициатива на сельском собрании поддержки не имела».
Но на судьбе её брата это имело последствия. В 1932 году, когда он от служил в рядах рабоче-крестьянской армии год срочной службы, из села Ново-Красное в часть пришло письмо, в котором было написано, что колхозное собрание постановило: «сын зажиточного, не сознательного крестьянина не может служить в рабоче-крестьянской армии» и его отчисли, а он мечтал стать военным. С первых дней войны он оказался на фронте и погиб при форсирования Днепра. И ещё два брата прошли дорогами войны и вернулись живыми с наградами. И её сестра в войну работала на машиностроительном заводе сборщицей.»
Воспоминания
ВОСПОМИНАНИЯ АВИАКОНСТРУКТОРА С.В. ИЛЬЮШИНА.
1933 год - образован Завод №240, или Авиационный комплекс имени Илюшина, (Ходынское поле).
В январе 1938 года С.В. Ильюшин обращается в правительство с предложением о создании спроектированного им двухместного (летчик и летнаб-стрелок оборонительного пулемета) бронированного штурмовика — «летающего танка», который по своей боевой эффективности превосходил легкие бомбардировщики и разведчики, создававшиеся по программе «Иванов».
«Задача создания бронированного штурмовика трудна и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью за успех берусь за это дело» — писал С.В. Ильюшин в своем письме. Такая уверенность С.В. Ильюшина была основана на реализации его выдающейся конструкторской идеи. Он заставил броню не только защищать, но и работать вместо обычного каркаса планера, что позволило значительно снизить вес самолета. В контуры бронекорпуса, образовывавшие обводы носовой части фюзеляжа были вписаны силовая установка, радиаторы охлаждения двигателя, кабина экипажа и бензиновые баки.
В таком виде опытный самолет ЦКБ-55 с мотором АМ-35 А.А. Микулина совершил первый полет 2 октября 1939 года под управлением В.К. Коккинаки. Экипаж летчиков и инженеров-испытателей завода №240 выполнял испытательный полет на первом опытном самолете Ил-2 Из-за недооценки некоторыми специалистами летных и боевых характеристик самолета его запуск в серийное производство затянулся. После проведения большого объема доводочных работ, связанных с использованием более мощного низковысотного двигателя АМ038, перехода по требованию военных к одноместному варианту, установки более мощного наступательного вооружения в 1940 году самолет под обозначением Ил-2, наконец, был запущен в серийное производство на Воронежском авиационном заводе. Рабочие завода трудились круглосуточно вместе с группой конструкторов, которую возглавлял лично С.В. Ильюшин и представители моторного ОКБ А.А. Микулина. 1 марта 1941 года первый серийный Ил-2 поступил на заводскую летно-испытательную станцию. К началу Великой Отечественной войны было построено 249 штурмовиков Ил-2.
27 июня 1941 года самолеты Ил-2 приняли боевое крещение. Вечером этого дня пятерка штурмовиков 4-го ШАП нанесла бомбо-штурмовой удар по колонне германских танков и мотопехоты в районе Бобруйска на рубеже реки Березина. Простая техника пилотирования, мощное вооружение, неуязвимость от огня наземного стрелкового оружия, а частично и от огня малокалиберных зенитных пушек сделали Ил-2 грозным средством борьбы с наземными войсками противника, особенно с его танками и мотопехотой.
Осенью 1941 года из-за эвакуации серийных заводов на восток производство Ил-2 резко сократилось. В тяжелейших условиях самолетостроители налаживали выпуск штурмовиков на новых местах, люди работали в неотапливаемых помещениях, порой под открытым небом. Но шла битва за Москву, и фронту как никогда прежде, были нужны самолеты Ил-2.
С октября 1941 года по апрель 1942 года работа ОКБ проходила в эвакуации в г.Куйбышеве (Самара) на авиационном заводе №18. По возвращении в Москву ОКБ и опытное производство разместились на ул. Красноармейская, д.17, на территории завода № 240 НКАП. 21 апреля 1942 года Приказом №304 Народного комиссара авиационной промышленности СССР А.И. Шахурина Сергей Владимирович Ильюшин был назначен директором и Главным конструктором завода № 240 НКАП.
Самолеты С.В. Ильюшина составляли более 30% всех боевых машин Великой Отечественной войны и внесли весомый вклад в Победу.