Саламбеков Борис Константинович
Саламбеков
Борис
Константинович
Генерал-директор тяги I ранга / инженер-механик паровозного хозяйства
25.12.1907 - 1.07.1978

История солдата

По национальности армянин. 

После школы окончил рабфак. С 1926 года работал на железнодорожном транспорте: практикант машиниста и машинист Тифлисского паровозного депо.

В 1930 году поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, который окончил в 1935 году по специальности «инженер-механик паровозного хозяйства». В том же году был распределён в депо Ленинград-пассажирский-Московский Октябрьской дороги, работал инженером технического бюро, мастером, заместителем начальника депо. В 1937 году был назначен начальником депо станции Ленинград-пассажирский-Московский.

В 1939 году Саламбеков был назначен заместителем начальника Октябрьской железной дороги. В этой должности он встретил Великую Отечественную войну. В феврале 1942 года назначен начальником Октябрьской железной дороги.

В 1942 году Б. К. Саламбеков отличился при постройке железнодорожных веток к портам на Ладоге на «Большой земле» и от ладожского берега до осажденного Ленинграда внутри кольца окружения. Когда в январе 1943 года была прорвана блокада Ленинграда и по узкому коридору южнее Ладожского озера была спешно проложена новая железнодорожная линия, Борис Саламбеков лично организовывал по ней движение поездов. Эта дорога не имеет примеров в мировой истории — почти на 20 километров пути шли по болотам параллельно линии фронта в пределах досягаемости полевой артиллерии врага, не говоря уже о дальнобойных орудиях и авиации. 

Благодаря умелому руководству Саламбекова и героизму работников железной дороги врагу не удалось вывести Октябрьскую железную дорогу из строя ни на сутки. В 1943 году Саламбекову присвоено специальное персональное звание «генерал-директор тяги II ранга», а в 1949 году «генерал-директор тяги I ранга».

Также в годы войны был уполномоченным народного комиссара путей сообщения по обеспечению продвижения поездов на Московско-Киевской, Южной и Юго-Западной железных дорогах, организации выгрузки и обратному движению порожняка.

После войны, с 1946 года, Борис Саламбеков возглавлял Северо-Западный округ железных дорог, с 1947 — Приволжский округ железных дорог. Однако в 1950 году он был снят с должности, так как работал вместе с ключевыми обвиняемыми по «Ленинградскому делу» и его фамилия также упоминалась во многих протоколах допросов.

В июле 1950 года назначен главным инженером Фаянсовского отделения Московско-Киевской железной дороги.

Новый профессиональный рост начался в 1954 году, когда он был назначен первым заместителем начальника, а в 1957 году — начальником Омской железной дороги. С 1959 года Саламбеков — начальник Красноярской железной дороги, а после укрупнения дорог, с 1961 года — начальник Восточно-Сибирской железной дороги. Будучи начальником дороги, по свидетельству Г. М. Фадеева, Саламбеков раз в неделю, как обычный рабочий, надевал ремонтную робу, спускался в деповскую канаву и вместе с бригадой чинил локомотивы[2].

В 1964—1968 годах Борис Саламбеков — начальник Главного управления вагонного хозяйства Министерства путей сообщения СССР.

В 1968 году вышел на пенсию, но продолжил работу в должности научного сотрудника во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта. Жил в Москве.

Борис Саламбеков умер 1 июля 1978 года от инфаркта, случившегося на прогулке возле своей дачи в Крылатском на берегу Москвы-реки (ныне оздоровительный комплекс ОАО «РЖД» «Рублёво»). Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 10).

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Саламбеков_Борис_Константинович

ГЕРОИ СТРАНЫ: https://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9212 

Регион Москва
Воинское звание Генерал-директор тяги I ранга
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность инженер-механик паровозного хозяйства
Место рождения Тифлис, Российская империя
Годы службы 1935 1968
Дата рождения 25.12.1907
Дата смерти 1.07.1978

Боевой путь

Место призыва Ленинград
Боевое подразделение Октябрьская железная дорога
Принимал участие Оборона Ленинграда, "Дорога Жизни"

В 1942 году Б. К. Саламбеков отличился при постройке железнодорожных веток к портам на Ладоге на «Большой земле» и от ладожского берега до осажденного Ленинграда внутри кольца окружения. Когда в январе 1943 года была прорвана блокада Ленинграда и по узкому коридору южнее Ладожского озера была спешно проложена новая железнодорожная линия, Борис Саламбеков лично организовывал по ней движение поездов. Эта дорога не имеет примеров в мировой истории — почти на 20 километров пути шли по болотам параллельно линии фронта в пределах досягаемости полевой артиллерии врага, не говоря уже о дальнобойных орудиях и авиации. 

Благодаря умелому руководству Саламбекова и героизму работников железной дороги врагу не удалось вывести Октябрьскую железную дорогу из строя ни на сутки. В 1943 году Саламбекову присвоено специальное персональное звание «генерал-директор тяги II ранга», а в 1949 году «генерал-директор тяги I ранга».

Награды

Орден Ленина

Орден Ленина

Орден Ленина

Орден Ленина

Орден Ленина

Орден Ленина

Орден Отечественной войны I степени

Орден Отечественной войны I степени

Орден Трудового Красного Знамени

Орден Трудового Красного Знамени

Орден Трудового Красного Замени

Орден Трудового Красного Замени

Орден «Знак Почёта»

Орден «Знак Почёта»

Медаль «За трудовую доблесть»

Медаль «За трудовую доблесть»

Золотая медаль ВДНХ (2 шт.)

Золотая медаль ВДНХ (2 шт.)

Золотая звезда Героя Социалистического Труда

Золотая звезда Героя Социалистического Труда

Медаль "За оборону Ленинграда"

Медаль "За оборону Ленинграда"

Знак МПС СССР "Почетному железнодорожнику" (3 шт.)

Знак МПС СССР "Почетному железнодорожнику" (3 шт.)

Фотографии

После войны

После войны, с 1946 года, Борис Саламбеков возглавлял Северо-Западный округ железных дорог, с 1947 — Приволжский округ железных дорог. Однако в 1950 году он был снят с должности, так как работал вместе с ключевыми обвиняемыми по «Ленинградскому делу» и его фамилия также упоминалась во многих протоколах допросов.

В июле 1950 года назначен главным инженером Фаянсовского отделения Московско-Киевской железной дороги.

Новый профессиональный рост начался в 1954 году, когда он был назначен первым заместителем начальника, а в 1957 году — начальником Омской железной дороги. С 1959 года Саламбеков — начальник Красноярской железной дороги, а после укрупнения дорог, с 1961 года — начальник Восточно-Сибирской железной дороги. Будучи начальником дороги, по свидетельству Г. М. Фадеева, Саламбеков раз в неделю, как обычный рабочий, надевал ремонтную робу, спускался в деповскую канаву и вместе с бригадой чинил локомотивы[2].

В 1964—1968 годах Борис Саламбеков — начальник Главного управления вагонного хозяйства Министерства путей сообщения СССР.

В 1968 году вышел на пенсию, но продолжил работу в должности научного сотрудника во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта. Жил в Москве.

Борис Саламбеков умер 1 июля 1978 года от инфаркта, случившегося на прогулке возле своей дачи в Крылатском на берегу Москвы-реки (ныне оздоровительный комплекс ОАО «РЖД» «Рублёво»). Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 10).

Однополчане

Руководство Северо-Западного округа железных дорог и Октябрьской железной дороги, 1946г. В центре: герой соц. труда, генерал-директор тяги I ранга Борис Константинович Саламбеков

Руководство Северо-Западного округа железных дорог и Октябрьской железной дороги, 1946г. В центре: герой соц. труда, генерал-директор тяги I ранга Борис Константинович Саламбеков

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: