Николай
Алексеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
После окончания школы в г. Одесса по комсомольской путёвке дедушку направили в г. Москву на завод «Красный Богатырь». Там комсомолец Рыбинский проявил себя не только как добросовестный рабочий, но и как талантливый организатор. В 1928 году дедушка вступил в ряды Осоавиахима и сразу стал принимать активное участие в деятельности этой организации на заводе. Здесь же, на заводе, дедушка встретился со своей женой Ниной, с которой они прожили всю жизнь. В 1931 году в издательстве Профиздат вышла книжечка «Богатырцы на страже», в которой описаны нелёгкие будни подразделений Осоавиахима на заводе, в том числе и морской роты, командиром которой был Коля Рыбинский. Но море манило. И вот, по просьбе Николая Алексеевича, его отпускают с завода для поступления в мореходное училище. В родную Одессу Николай приехал с женой и маленьким сыном Володей. В 1937 году он успешно окончил Одесское мореходное училище по специальности штурман дальнего плавания. С этого времени началась его морская жизнь. В 1940 году дедушка переводится из торгового флота в военно-морской флот. До начала Великой Отечественной Войны он много раз ходил за границу. В составе караванов судов они оказывали братскую помощь воюющим антифашистам в Испании.
Всю войну дедушка прошел на Черном и Азовском морях от Одессы до Кавказа и обратно до Констанцы. С начала Великой Отечественной Войны старший лейтенант Рыбинский был капитаном минного тральщика. Позже, уже капитан-лейтенант, Рыбинский принял под командование 5-ый дивизион тральщиков Азовской Военной Флотилии Черноморского Флота – 4 минных тральщика – это мобилизованные и переоборудованные грунтовозные шаланды Т-486 «Советская Россия» (б/н 43); Т-491 «Кизилташ» (б/н 51); Т-492 «Белобережье» (б/н 52); Т-494 «Сары-Камыши» (б/н 54); (по некоторым данным в состав дивизиона входили ещё тральщики № 61, 62, 65, 576, 580, 586, 606 и минный заградитель "Заря"). Принимал участие в обороне Одессы, Севастополя и Кавказа, за что был награжден медалями. Так же участвовал в высадки десанта на Малую Землю, в Керченско-Феодосийской и Керченско-Эльтингентской операциях. Проводил караваны судов в осажденный Севастополь, расчищал проходы в минных заграждениях для наших судов.
После демобилизации, в 1948 Н. А. Рыбинский переехал с семьёй в город Куйбышев, где работал преподавателем в средней школе №98 и вёл там несколько кружков, а так же вёл большую общественную работу. Входил в состав совета ветеранов Кировского района, был в составе военно-патриотического объединения при Кировском райкоме партии, возглавлял общественную автоинспекцию Кировского района города Куйбышева.
Умер дедушка 3 января 1975 года, не дожив несколько месяцев до празднования 30-и летнего юбилея Великой Победы.
Боевой путь
Черноморский флот, Азовская флотилия
Воспоминания
Отрывок из книги начальника штаба Азовской военной флотилии кап. 1 ранга Аркадия Владимировича Свердлова "Воплощение замысла"
(23 декабря 1944г.) Мы продолжали возложенное на нас дело: переправу на плацдарм войск, техники, военных грузов. 165 дней действовала керченская переправа. Днем и ночью небольшие корабли и суда, маневрируя среди льдин, под обстрелами и бомбежками пересекали пролив.
Страшной опасностью оставались мины. Где только не попадались они!
Я проводил инструктаж командиров на кордоне Ильич, когда оперативный дежурный доложил: к причалам течением несет мину. Мы подбежали к краю обрыва. Внизу с мешками и ящиками бегали бойцы погрузочных команд, у причалов теснились суда. Мину мы увидели между двумя причалами. Покачиваясь на прибойной волне, она то скрывалась в ледяном крошеве, то выныривала, раздвигая льдинки своими рогами.
Приказываю убрать людей с берега и причалов, срочно вызвать минеров. Уничтожить мину легчайшим способом - выстрелами из пушек - было невозможно: от взрыва пострадали бы суда, причалы. Поблизости - штабеля боеприпасов.
- Разрешите мне, - подошел начальник оперативной части средств переправы капитан-лейтенант Н. А. Рыбинский. - Не беспокойтесь, я умею с такими штуками обращаться.
Я вспомнил, что совсем недавно Рыбинский командовал дивизионом тральщиков, сам обучал подчиненных минному делу.
- Действуйте, только осторожнее.
Рыбинский скинул китель, сунул его мне в руки и побежал с кручи. Съежившись, он шагнул в обжигающую холодом воду. Когда приблизился к мине, вода доходила ему до плеч. Офицер обошел мину, обнял ее и начал подталкивать к берегу, выбирая место, где было меньше камней. Уже когда мина коснулась суши, подбежали несколько матросов-минеров. Подкатила машина с кузовом, наполовину заполненным песком. Рыбинский показал каждому матросу, где ухватить мину, чтобы не задеть контактных колпаков. По команде подняли тяжеленный шар, уложили на песчаную постель в кузове машины. Посадив в кузов двух минеров, чтобы поддерживали груз на ухабах, и отпустив остальных, Рыбинский уже занес ногу, чтобы сесть в кабину, но его остановил вернувшийся матрос, что-то оказал ему. Оба стали раздеваться. Стянув с себя мокрую одежду, офицер на голое тело натянул сухую матросскую робу, набросил на плечи шинель, сунул ноги в снятые матросом сапоги. Только после этого забрался в кабину, и машина тихо тронулась с места. А матрос, собрав мокрую одежду офицера, побежал в ближайшую землянку.
Минут через пятнадцать земля под нами дрогнула: одной миной стало меньше. Но сколько их еще носят волны или прячут морские глубины...