Рязанов Юрий Михайлович
Рязанов
Юрий
Михайлович
Подполковник. / Начальник штаба 11 отдельного разведывательного авиационного Витебского Краснознамённого полка, 3 Воздушной Армии, 3 Белорусского фронта.
18.02.1911 - 18.06.1977

История солдата

Награды.

Ордена: “ЛЕНИНА” (12.1956), “КРАСНОГО ЗНАМЕНИ” (11.1951), “АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО” (04.1945), “ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ” 2 СТЕПЕНИ (11.1943), “КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ” (07.1944, 11.1946).

Медали: “ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ” (04.1945), “ЗА ОБОРОНУ МОСКВЫ”, “ЗА ВЗЯТИЕ КЕНИГСБЕРГА”, “ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГГ.”.

Звание.

Капитан.

Майор.

Подполковник.

Должности.

Стрелок - бомбардир экипажа авиационной эскадрильи 215 скоростного бомбардировочного авиационного полка, 12 бомбардировочной авиационной дивизии, ВВС Западного фронта (22.06.1941 - 30.06.1941).

Начальник химической службы 211 ближне - бомбардировочной авиационной дивизии, 3 Воздушной Армии, Калининского фронта (11.1941 - 11.1942).

Заместитель по разведке и аэрофотослужбе начальника штаба 11 отдельного разведывательного авиационного полка, 3 Воздушной Армии, Калининского фронта (11.1942 - 08.1944).

Начальник штаба 11 отдельного разведывательного авиационного Витебского Краснознамённого ордена Кутузова полка, 3 Воздушной Армии, 3 Белорусского фронта (08.1944 - 05.1945).

                Подполковник РЯЗАНОВ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ, 18.02.1911 года рождения, место рождения - РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Казанская губерния, губернский город Казань (по административному делению: 1. СССР: РСФСР, Татарская АССР, Казанский район, город Казань; 2. РОССИИ: Республика Татарстан, Столица город Казань), русский. В РККА призван 07.1931 года. Образование: 1. Гражданское (общее): Средняя школа №3 (в 1927г.; г. Казань); 2. Военное: Харьковское военное авиационное училище лётчиков - наблюдателей и штурманов (в 1939г.). В Великой Отечественной войне, с 22.06.1941 года, в должности (последняя): Начальник штаба 11 отдельного разведывательного авиационного Витебского Краснознамённого ордена Кутузова полка, 3 Воздушной Армии, 3 Белорусского фронта. Ранения: 1. Тяжёлое (30.06.1941г.; Осколочное, в руку; Списан в лётной работы). Награды: 1. Ордена: “ЛЕНИНА” (12.1956), “КРАСНОГО ЗНАМЕНИ” (11.1951), “АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО” (04.1945), “ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ” 2 СТЕПЕНИ (11.1943), “КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ” (07.1944, 11.1946); 2. Медали: “ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ” (04.1945), “ЗА ОБОРОНУ МОСКВЫ”,  “ЗА ВЗЯТИЕ КЕНИГСБЕРГА”, “ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГГ.”. Вернулся с Великой Отечественной войны. Продолжил службу в ВВС ВС СССР. Уволен, в отставку, 10.09.1960 года. Трудовая деятельность: Казанский городской исполнительный комитет. Умер 18.06.1977 года. Захоронен: РОССИЯ, Республика Татарстан, г. Казань, городское кладбище, индивидуальное захоронение. Родственники: внучка - Салькова Марина Ивановна.

В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:

- провел успешных боевых самолёто - вылетов:

- провел воздушных боёв:

- сбил самолётов: 

Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал "ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945").

Дата рождения 18.02.1911

Место рождения Татарская АССР, г. Казань

Дата призыва 12.07.1931 ; 01.07.1931

Воинское звание майор ; подполковник

Воинская часть 11 отдельный разведывательный авиационный полк 
                               12 бомбардировочная авиационная дивизия 
                                3 воздушная армия 
                                Калининский фронт 
                                211 ближне-бомбардировочная авиационная дивизия 
                                11 оравп

Награды Орден Красной Звезды (2) 
                  Орден Красного Знамени 
                  Медаль «За боевые заслуги» (2) 
                   Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» 
                   Орден Отечественной войны II степени 
                   Орден Ленина 
                   Медаль «За взятие Кенигсберга» 
                   Орден Александра Невского 
                   Медаль «За оборону Москвы»

 

Учётно - послужная картотека.

Рязанов Юрий Михайлович

Дата рождения: 18.02.1911

Место рождения: Татарская АССР, г. Казань

Наименование военкомата: Казанский ГВК, Татарская АССР, г. Казань

Дата поступления на службу: 12.07.1931

Воинское звание: подполковник

Наименование воинской части: 12 бомбардировочная авиационная дивизия , 3 ВА

Дата окончания службы: 10.09.1956

 

Рязанов Юрий Михайлович

Дата рождения: 18.02.1911

Место рождения: Татарская АССР, г. Казань

Наименование военкомата: Казанский ГВК, Татарская АССР, г. Казань

Дата поступления на службу: 01.07.1931

Воинское звание: подполковник

Наименование воинской части: КалФ , 3 ВА , 211 ббад , 11 оравп 3 ВА

Дата окончания службы: 10.09.1960

 

Записи из ГУК.

Рязанов Юрий Михайлович

Дата рождения: 19.02.1911

Место рождения: город Казань

Дата призыва: 01.07.1931

Воинское звание: подполковник

Дата выбытия: 18.06.1977

 

Именной список части.

Рязанов Юрий Михайлович

Дата рождения: __.__.1911

Место рождения: Татарская АССР, г. Казань

Дата призыва: __.__.1931

Воинское звание: ст. лейтенант

Воинская часть: 215 ОБП

Дата прибытия: 26.05.1941

 

Рязанов Юрий Михайлович

Дата рождения: __.__.1911

Место рождения: Татарская АССР, г. Казань

Воинское звание: майор

Воинская часть: 11 оравп

Дата прибытия: 13.04.1943

Откуда прибыл: 211 ббад

 

Картотека награждений.

Рязанов Юрий Михайлович

Наградной документ

Дата рождения: __.__.1911

Воинское звание: подполковник

Кто наградил: Президиум ВС СССР

Наименование награды: Орден Ленина

Дата документа: 30.12.1956

 

Рязанов Юрий Михайлович

Наградной документ

Дата рождения: __.__.1911

Воинское звание: подполковник

Кто наградил: Президиум ВС СССР

Наименование награды: Орден Красного Знамени

Дата документа: 19.11.1951

 

Рязанов Юрий Михайлович

Наградной документ

Дата рождения: __.__.1911

Дата поступления на службу: __.__.1931

Воинское звание: майор

Воинская часть: 11 орап 3 ВА

Наименование награды: Орден Александра Невского

Приказ подразделения

№: 273 от: 28.04.1945 
Издан: ВС 3 ВА

 

Рязанов Юрий Михайлович

Наградной документ

Дата рождения: __.__.1911

Дата поступления на службу: __.__.1931

Воинское звание: майор

Воинская часть: 11 орап 3 ВА 1 ПрибФ

Даты подвига: 01.08.1943-31.08.1943

Наименование награды: Орден Отечественной войны II степени

Приказ подразделения

№: 299 от: 05.11.1943 
Издан: ВС 3 ВА

 

Рязанов Юрий Михайлович

Наградной документ

Дата рождения: __.__.1911

Дата поступления на службу: __.__.1931

Воинское звание: майор

Воинская часть: 11 орап 3 ВА

Даты подвига: 01.01.1944-30.06.1944

Наименование награды: Орден Красной Звезды

Приказ подразделения

№: 254 от: 25.07.1944 
Издан: ВС 3 ВА

 

Рязанов Юрий Михайлович

Наградной документ

Дата рождения: __.__.1911

Воинское звание: подполковник

Кто наградил: Президиум ВС СССР

Наименование награды: Орден Красной Звезды

Дата документа: 05.11.1946

 

Приложение:

1. 211 ближне-бомбардировочная авиационная дивизия ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/35oYcs ); 11 отдельный разведывательный авиационный Витебский Краснознамённый ордена Кутузова полк ("Проза.ру", автор Савончик Владимир: https://proza.ru/2022/09/24/1595 ; “Авиаторы Второй мировой”: http://allaces.ru/sssr/struct/p/rap11.php ; “ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ”: http://ava.org.ru/rap/11.htm ); 12 бомбардировочная авиационная дивизия ("ВИКИПЕДИЯ": http://surl.li/ltcmp ); 215-й скоростной бомбардировочный авиационный полк ("Один из первых штурмовых гвардейских": http://surl.li/lthsd ; автор Дайтер Борис ; “ВИКИПЕДИЯ”: https://goo.su/HjVtmr ):

- 12 бомбардировочная авиационная дивизия:

                 "История. Дивизия сформирована 8 августа 1940 года. На 22 июня 1941 года управление дивизии базировалось в Витебске, полки базировались на аэродромах Витебск, Лепель, Бецкое, Травники, Крулевщина. В дивизии насчитывалось 146 самолётов типов СБ, Су-2 и И-15 бис, из них 6 неисправных. Перед войной 215-й бомбардировочный полк получил самолёты Ил-2, и к началу войны продолжал переучивание личного состава.

В Действующей Армии: с 22.061941 года по 23.07.1941 года.

                Полки из состава дивизии приступили к вылетам во второй половине дня 22 июня 1941 года, наносили бомбовые удары по войскам противника, наступающих из Сувалкийского выступа. Поскольку бомбардировщики действовали без истребительного прикрытия, уже в первый день войны дивизия понесла большие потери. Затем полки, входящие в дивизию действовали в районе Гродно, Лиды, Молодечно, шоссе Вильнюс — Минск, на подступах к Орше и Витебску. Позднее полки дивизии действовали по Западной Двине.

               К концу первой декады июля 1941 года полки, входящие в дивизию, фактически утратили боеспособность. За период с 22 июня по 4 июля дивизия выполнила 761 боевой вылет, из них 188 - на разведку.

23 июля 1941 года дивизия переименована в 12-ю смешанную авиационную дивизию.";

Состав:

Управление.

6-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Дислокация: г. Витебск

43-й ближнебомбардировочный авиационный полк. Дислокация: г. Витебск

128-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Дислокация: местечко Улла, Бешенковичский район, Витебская область.

209-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Дислокация: г. Полоцк

215-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (в стадии переформирования в штурмовой) — г. Лепель, Лепельский район, Витебская область: аэродром Травники, Лепельский район, Витебская область.

Командование.

Командир:

АЛАДИНСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (27.07.1901, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Казанская губерния, Спассий уезд, Рамадановская волость, волостной центр село Ромадан - 20.05.1975, РСФСР, Московская область, г. Москва), полковник (генерал - лейтенант авиации). Период командования: 8.08.1940 — 23.07.1941. Личная страница на портале “ВИКИПЕДИЯ”: http://surl.li/lthof ;

- 215-й скоростной бомбардировочный авиационный полк:

              "История. В июле-августе 1940 г. в Западном Особом военном округе (ЗапОВО) начинают создавать авиационные дивизии. На территории Витебской и Смоленской обл. запланировано создание 12 бомбардировочной авиадивизии (БАД) в составе пяти бомбардировочных авиаполков, вооружённых скоростными бомбардировщиками (СБ).

                 Согласно директивы Народного Комиссариата Обороны (НКО) №0/4/104733 от 25.07.1940 г., директивы штаба ВВС ЗапОВО № 0065917 от 08.08.1940 г., ставилась задача приступить к формированию в составе 12 БАД 209-го и 215-го скоростных бомбардировочных авиаполков (СБАП). Согласно доступной информации, начальные этапы формирования этих полков лежали в зоне г. Смоленска (вполне возможно, что начало формирования 128 СБАП 12 БАД происходило здесь же – мнение автора). Одной из причин (по мнению автора статьи) было расположение в тот период в г. Смоленске ближайшего к ЗапОВО авиаремонтного завода № 35 Народного Комиссариата Авиационной Промышленности (НКАП) СССР. Зимой 1937-1938 годов на заводе № 35 изготовили несколько экземпляров облегчённого варианта серийного самолёта Р-5, в 1938—1939 годах – освоили ремонт самолётов СБ, И-15, И-16, моторов М-100, М-25, а в 1939—1941 годах здесь велась подготовка к серийному производству новейших для того времени самолётов Ил-2. Близость подобной технической базы позволяло собирать, осваивать полученные авиачастями самолеты, производить их ремонт и начальное обслуживание. Война нарушила эти планы.

                Первоначальной работой по формированию 215 бомбардировочного авиационного полка (БАП) обязали заниматься полкового комиссара Павла Алексеевича Силантьева, временно исполняющего должность (ВрИД) командира авиационного полка (АП), совместно с замполитом, батальонным комиссаром Александром Андреевичем Трубачевым и нальником штаба (НШ) майором Бурдаевым Николаем Петровичем.

                 Лётный состав, прибывающий в формируемый полк, главным образом, составляли младшие лейтенанты, только что закончившие авиационные училища. В строй нового полка рядом с опытными офицерами Иваном Орленко, Василием Пахниным, Александром Новиковым, Афанасием Тарасовым, инженерами Петром Куракуловым и Борисом Левочкиным, связистом Николем Клюкиным, работниками штаба Николаем Бурдаевым и Алексеем Силиным становилась энергичная молодежь— двадцатилетние: Иван Волошин, Шалико Сараули, Павел Грачев, Петр Марков, Максим Деркульский, Павел Панов, Михаил Чурбанов, Федор Абрамов, Михаил Легеев, Иван Сорокин.

                Самолетами же СБ новый 5-и  эскадрильный полк пока не был обеспечен, только к декабрю 1940г. укомплектование позволило частично приступить к боевой подготовке, используя 5 СБ и 1 УСБ (учебный скоростной бомбардировщик), а также У-2, по одному на каждую АЭ.

                  А в конце января 1941 года стало известно, что полк попал в план перевооружения на новую технику и согласно этому документу должен был получить самолеты Ил-2 - то есть стать штурмовым полком. Но это было делом будущего, поскольку серийное производство штурмовиков только разворачивалось, на скорое получение их рассчитывать тоже не приходилось, поскольку <…> «…только в ноябре 1940 г. после тщательной проверки результатов испытаний экспериментального Ил-2 было принято решение немедленно приступить к его серийному производству, а в марте 1941г два серийных Ил-2 были собраны».

                 В конце марта 1941 представляется отчёт об окончании полугодового освоения самолёта СБ личным составом 215 СБАП. В эти дни появляется приказ командования 12 БАД начать подготовку к переходу на освоение самолёта-штурмовика. Переходными самолётами должны были стать У-2 и И-15бис. При этом учеба личного состава проводилась в основном на самолетах И-15бис, которых в полку стало, по одним сведениям, 26 самолётов, по другим, - 15. Самолёты СБ к этому времени были переданы в другие авиачасти. Из-за существующего авиапарка полк в документах называют 215 ближнебомбардировочным (ББАП). Командиром полка с 04 апреля 1941г. назначается майор Рейно Леонид Давыдович.

               В мае 1941 полк был направлен в лагерь на аэродром Травники, близ города Лепель (Витебская обл., в Белоруссии) - «…неприметное местечко из трех-четырех хат. К нему и был, что называется, «привязан» аэродром». Здесь в течение 1,5 месяцев полк тренировался, осваивал авиатехнику, учился политическим и теоретическим знаниям, осваивал боевые навыки. 5 июня руководство 215 полка рапортует о допуске лётного состава к самостоятельным полётам на И-15 бис. Среди наиболее успешных пилотов называли Гвоздева, Пахнина, Денискина, Златковского, Мамошина и других. На воскресенье 22 июня 1941 было назначено торжественное открытие лагеря. Однако поздно вечером 21 июня завыла сирена – полк был поднят по тревоге. Технический состав побежал к самолётам, туда стали доставлять боезапас. Самолёты были срочно снаряжены бомбами и патронными лентами для пушек и пулемётов, заправлены топливом. По истечению контрольного времени стали усиленно ждать команды (как обычно!) – «Отбой боевой тревоги!». Однако в эту ночь её не услышали.

 В 05.50, 22 июня, после доклада о боевой готовности полка, был получен боевой приказ командира дивизии № 01. Он извещал подчинённые ему части о нарушении фашистской Германией мирного договора с СССР, полкам дивизии ставилась задача на первые дни войны. Указывалось, что «<…>215 АП [должен] быть готовым к перебазированию к 18.00 [час] 22.6.41. на аэродром господский двор Лесище» (однако, позже, окончательной команды на перебазирование так и не поступило). Несколько позже, утром личный состав полка был собран в летнем клубе, где командир полка, майор Л.Д. Рейно, объявил, что Германия перешла наши границы и бомбит советские города – началась война. Стихийно начался митинг, на котором гневно и пламенно выступали активные представители из числа личного состава. Так закончилась мирная жизнь и учеба полка – в будущем всех ждала боевая работа. Авиаполк приступил к выполнению боевых заданий лишь спустя двое суток. Был получен приказ о вылете на разведку и штурмовку моторизованных колонн противника в районе Молодечно. Выполнять эту задачу вылетело звено И-15 бис, где ведущим был капитан Пахнин, ведомыми – ст. лейтенант Федотов и мл. лейтенант Панов. По возвращению, участники первого боевого вылета полка, после доклада командованию, осаждались однополчанами с различными вопросами.

                С этого дня в жизненном распорядке полка всё было подчинено боевой работе. 215 ББАП приступил к боевым действиям в составе 12 БАД в районах Березно, Воложина, Городок, Смиловичи, Борисов. Участвовал в разгроме 39-го танкового германского корпуса в районе Молодечно. За десять дней, на 04.07.41, полк произвел (согласно сводки боевых действ. частей 12 БАД в период 22.06 – 04.07.1941- прим. автора) 85 боевых вылетов, из них 51 на разведку.

                 Боевая работа первых дней войны принесла и очень серьёзные потери. Особенно «чёрным» оказался день 26 июня, когда с боевых вылетов не вернулись экипажи капитана Денискина, лейтенанта Иванова, ст. лейтенанта Абрамова, мл. лейтенанта Кузьмина, лейтенанта Дроздова, мл. лейтенанта Фролова, лейтенанта Курапова и ст. лейтенанта Куценко, 29 июня  были сбиты еще 2 самолёта - ст. лейтенанта Баландина и капитана Оржеховского. Всего 10 дней продолжалась первая боевая деятельность 215 ББАП на Западном фронте в составе 12 БАД. 02 июля 1941 г. полк был выведен для переформирования и обучения на одноместный штурмовик Ил-2. Первые из которых личный состав увидел и познакомился 13 августа на аэродроме вблизи г. Лебедин, УССР.

                Службы полка приступили к теоретическому и практическому изучению нового самолёта Ил-2.

31.07.1941 приказом командующего ВВС Харьковского ВО из 215 полка создаются две авиачасти. Командиром одной из образованных, получивших название 215 штурмовой авиационный полк (ШАП), назначается майор Рейно.

                 Летный состав, во главе с командиром, командирован получать свои Ил-2 на заводе-изготовителе. После получения которых, полк перебазировался на аэр. Плясово, вблизи г. Воронежа. Здесь лётный состав стал усиленно практически осваивать новую боевую технику. При освоении тренируемые лётчики-штурмовики выполняли полёты «в зону», летали «звеньями», «девяткой», производили бомбометание и воздушные стрельбы. Среди лучших в освоении Ил-2 на партийном собрании полка были названы: к-н Гвоздев, к-н Пахнин, мл. л-ты Коробкин, Грачёв, Карабулин, Марков, Панов, Волошин, Дубенсков. «Переучивание закончено без единого лётного происшествия» - отмечалось в протоколе этого собрания.

                20 августа в состав 47-й сад ВВС Западного фронта был спешно переброшен из-под Воронежа 215-й штурмовой авиаполк (ШАП). Полк сразу приступил к боевым действиям в сражении на севере Смоленской области: в районах Смоленска, Ярцево и Ельни, по боевым порядкам противника в районе р. Вопь и Великие Луки.

                Следует отметить, что за короткий период личный состав не успел полностью пройти программу переучивания и боевого слаживания Для ускорения ввода полка в строй одна эскадрилья полка с самолётами была передана 61 ШАП (также входившему в состав 47 смешаной авиадивизии), имевшему боевой опыт, а взамен в 215 полк пришла группа опытных «безлошадных» командиров звеньев во главе с комэском П. Филатовым, который в сентябре 1941 был назначен зам. командира 215 полка. 

                 В задачу полку, в этот период, ставилось нанесение штурмовых ударов по танкам и артиллерии противника в районе северо-восточнее Духовщины. Полк начал боевую работу в первый же день прибытия на фронт, 21.08.41. Первая девятка ведомая капитаном Филатовым штурмовала танковую колонну, позиции артиллерии и живой силы противника в районе Духовщины и Ярцево. Вскоре с аэродрома поднялась восьмерка «илов», ведомая майором Рейно. Восьмерке капитана Мамошина, вылетевшей позднее, удалось уничтожить в этом же районе около десяти немецких танков и поджечь несколько цистерн. Несмотря на огонь зенитных батарей, все самолеты возвратились на свой аэродром. Группе капитана Гвоздева заместитель командующего ВВС фронта объявил благодарность за успешную работу. В этот день составом полка был совершен 21 боевой вылет. «Так, в районе Ярцево состоялось первое боевое крещение на «илах» летчиков-штурмовиков и технического состава, принимавшего участие в подготовке боевых вылетов».

                 В эти последние дни сентября 1941 г. летчики-штурмовики получали приказ за приказом. Рейно, Гвоздев, Пахнин, Новиков, Мамошин водили группы по нескольку раз в день. Их целями были колонны противника. Летчики искали вражеские танки, находили их и выводили из строя. Большую удачу принесли группе Гвоздева последние дни августа, когда во время вылета на штурмовку в район Торопец — Лукьяново, группа обнаружила вражескую танковую часть, которая в тот момент заправлялась горючим. По сигналу ведомого пятерка ударила по центру лагеря, а потом еще дважды пронеслась над ним. Впервые летчикам довелось видеть такое количество горящих немецких танков.

                 Знаменательным для истории полка оказался день 30.08 — группа штурмовиков под предводительством майора Рейно неожиданно обнаружила скопление мотомехвойск противника у вновь сооруженных переправ через реку Жижица в районе Спицыно, Кочегарово, оз. Жижица. Было принято решение уничтожить замеченные части противника. При нанесении сокрушительного удара было уничтожено 15 танков, 70 автомашин, 6 орудий, до 580 человек живой силы. Вторым заходом группа уничтожила две переправы через реку Жижица. Оказалось, что была обнаружена новая группировка войск противника и новое его направление движения, до этого неизвестное командованию Западного фронта, своевременно разрушена переправа противника через реку Жижица. Продвижение немецких войск было задержано. В этот день еще две группы самолетов, ведомые капитанами Пахниным и Гвоздевым, вылетели в район Жижицких озер и штурмовали врага. В полете капитан Гвоздев и лейтенант Волошин сбили пикирующий бомбардировщик Ю-87.

«Летчики 215-го ШАП и их командир стремительно набирались боевого опыта. И уже вскоре командир 47-й САД полковник Толстиков подписал боевую характеристику для представления майора Рейно к званию Героя Советского Союза».      

                На редкость изменчивой была сентябрьская погода 1941 года. Но и такая погода не могла остановить полеты штурмовиков. В особенно ненастные дни ведущими назначались самые опытные. Когда же выдавался ясный день, многим из тех, кто вчера был ведомым, уже поручали вести небольшие группы штурмовиков. В графе журнала боевых действий (ЖБК), куда вписывались имена ведущих, появились фамилии лейтенантов Орленко, Коробкина, Дубенскова.

                В дождливый день 5 сентября полк испытал горечь трагических утрат. Погиб один из лучших летчиков - заместитель командира полка капитан Гвоздев Иван Иванович (уточнение поисковика Чернакова Геннадия: ГВОЗДЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ (22.10.1908, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Московская губерния, Московский уезд, Черноголовская волость, село Воскресенское - 5.09.1941), капитан). После прибытия полка на фронт 22.08. капитан Гвоздев успел сделать более 20 боевых вылетов. За короткий срок офицер удостоился нескольких благодарностей от командующего ВВС фронта и от командующего фронтом Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко. Утром 5 сентября капитан Гвоздев повел пятерку Ил-2 в район Воротыщино. Возвратившиеся летчики доложили о том, что группе удалось уничтожить более десятка танков и столько же орудий. Но этот успех был омрачен гибелью ведущего. Зенитный снаряд разорвался в его кабине. Смертельно раненный, Гвоздев еще несколько минут удерживал ручку управления, тянул на восток, ближе к своим. Из последних сил смог посадить самолет на небольшой полянке в расположении войск Красной армии. Прибежавшие пехотинцы обнаружили в кабине мертвого летчика. С почестями он был похоронен на опушке леса у дороги.

                 В сентябре, особое место занимали штурмовые удары по вражеским аэродромам в районе Смоленска. Первая штурмовка Смоленского аэродрома состоялась 15 сентября. Эта первая внезапная штурмовка вражеского аэродрома оказалась весьма эффективна. На следующий день, только в другой час и иным маршрутом, такое же задание выполняет девятка, ведомая капитаном Новиковым.

                 В результате налета уничтожено и повреждено более 20 самолетов на земле и подожжен самолётный ангар. Вражеской зенитной артиллерии удалось подбить три самолета. Лейтенанты Грачев и Карабулин, несмотря на ранения, довели самолёты до своей территории.

                 Эти два боевых вылета многое значили: ведь три с половиной десятка вражеских бомбардировщиков больше не взлетят с аэродрома, не обрушат свой смертоносный груз на Москву. 27 сентября летчики полка снова штурмовали Смоленский аэродром.

                 Заканчивался сентябрь. Боевое напряжение не снижалось. В полку стало меньше исправных самолетов, часть из них была выведена из строя.

                 23 сентября оказался днём, когда был потерян ещё один мастер-штурмовик – лейтенант  Коробкин Василий Ильич (уточнение поисковика Чернакова Геннадия: КОРОБКИН ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ (12.04.1917, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Область Войска Донского, Таганрогский округ, Мариновская волость, село Ольховчик - 21.03.1995, РСФСР, Московская область, Щёлковский район, г. Щёлково, микрорайон “Чкаловский”), старший лейтенант (генерал - майор авиации). Личная страница на портале ВИКИПЕДИЯ": http://surl.li/ltimf ).

                Перед самым заходом солнца он получил задание вылететь с четверкой «илов» и подавить в районе Ярцево огонь вражеских батарей. Это был его 30 боевой вылет. При выходе на цель, на развороте зенитный снаряд угодил в самолет Коробкина, пробил фонарь и разорвался в кабине. Осколки тяжело ранили пилота. Зажав ногами ручку управления, действуя одной правой рукой, он продолжал вести самолет и вместе с ведомыми атаковал цель. Лишь, когда бомбы были сброшены и задача выполнена, группа по команде ведущего легла на обратный курс. Обессиленный, истекающий кровью, летчик не смог даже выпустить шасси и посадил самолет на фюзеляж. Подбежавшие офицеры вынесли его из кабины. Потребовалось длительное лечение, чтобы поставить летчика на ноги. За совершенный подвиг лейтенанту Василию Ильичу Коробкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Подобное происшествие случилось и с лётчиком Карабулиным, который, начиная с 21 августа, участвовал в боевых вылетах почти ежедневно. Он летал на штурмовку танков в район Ярцево, Духовщины и Великих Лук, уничтожал самолеты на Смоленском аэродроме, заставлял умолкать вражеские орудия на переднем крае. Зенитный снаряд разорвался вблизи его самолета. Осколки снаряда повредили машину, летчик был тяжело ранен. И все же он продолжал выполнять задание. Николай Михайлович Карабулин также был удостоен звания Героя.

                Незаметным тружеником вошел в полковую семью 27-летний Иван Павлович Орленко. Очередное задание он выполнял в составе группы штурмовиков, возглавляемой ст. лейтенантом Новиковым, над аэродромом противника в районе н.п. Мошна. После окончания штурмовики цели Ил-2 стали уходить от цели, за исключением одного. Самолет Ивана Орленко горел. Он принял решение и его штурмовик обрушился на стоянку вражеских самолетов. 

                С начала октября началось сражение за Москву. Сосредоточив на центральном участке фронта почти 80 дивизий, при поддержке двух воздушных флотов немецко-фашистское командование решило прорвать фронт. Для страны создалось самое опасное за все время войны положение.

                Под натиском превосходящих сил противника советские войска, ведя тяжелые бои, отходили на восток. Штурмовики действовали на участке фронта, где прорывались вражеские моторизованные колонны. Полк в эти дни не знал отдыха, люди работали до изнеможения - ведь приказы из дивизии следовали один за другим. Фамилия Новикова неизменно значилась в приказах на боевые вылеты. Возвращаясь на аэродром, он докладывал о вражеских войсках, двигавшихся по дорогам в северо-восточном направлении и, получив задание, снова поднимался со своей группой в воздух. 3 октября звено Ил-2 было направлено на штурмовку расположенных в районе дер. Карпово автомашин, пехоты и артиллерии. Ведущий ст. лейтенант Новиков. Было уничтожено автомашин с грузом порядка 12, пехоты до 150 чел., артиллерии до 2–3 батарей. Звено было обстреляно сильным огнем ЗА. Во время штурмовки в его самолет попал зенитный снаряд. Машина загорелась. Сбить пламя не удалось. Тогда летчик круто пошел вверх и оттуда обрушил свой горящий самолет на немецкие танки, которые ползли по шоссейной дороге.

                Павла Грачева постигла неудача уже после того, как он успел израсходовать почти весь боекомплект по фашистским самолетам, находившимся на аэродроме. Штурмовик шел на значительной высоте. Вдруг машину резко бросило в сторону, она загорелась. Осколками зенитного снаряда Грачев был ранен. Резким скольжением ему удалось сбить пламя и ликвидировать пожар. Когда летчик произвел посадку, окружившие его товарищи могли только удивляться, каким чудом он держался в воздухе. Снаряд попал в мотор, повредил картер и бензобак <…>.

                10.10.1941 г. полк опять был направлен вглубь страны, в распоряжение учебной бригады на переформирование, получение новых самолетов и переучивание. Подполковник Рейно Л.Д попрощался с личным составом полка – он получил новое назначение в 289 авиадивизию. Эстафету по командованию полком в этот период принял капитан П. Филатов – с 06.12.1941 г. он был назначен очередным ВрИД командира 6 гв. ШАП.

«Согласно официальным советским данным, за два месяца боев, с 21 августа по октябрь 1941г., летчики полка в общей сложности уничтожили и вывели из строя 183 немецких танка, 474 грузовика и 120 артиллерийских орудий, а также 68 самолетов.»;

Командование (поисковик Геннадий Чернаков: уточнение дат рождения и смерти, воинских званий, ссылок на личные страницы).

Командир:

РЕЙНО ЛЕОНИД ДАВЫДОВИЧ (11.04.1907, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Казанская губерния, Спасский уезд, Ромодановская волость, волостной центр село Ромодан - 17.08.1985, РСФСР,  Московская область, г. Москва, Ваганьковское кладбище), подполковник. Период командования: 03.1941 - 10.10.1941. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

Начальник штаба:

БУРДАЕВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ (2.02.1904, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Вологодская губерния, Великоустюжский уезд, деревня Чесноково - 27.03.1964), майор (генерал - майор авиации). Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

Заместители:

ГВОЗДЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ (22.10.1908, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Московская губерния, Московский уезд, Черноголовская волость, село Воскресенское - 5.09.1941), капитан. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/gvozdev-ivan-ivanovich-2 

по политической части:

ТРУБАЧЁВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (5.09.1910, Тульская губерния, Каширский уезд, уездный город Кашира - 18.12.1963), старший батальонный комиссар (полковник). Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

- 211 ближне-бомбардировочная авиационная дивизия:

                "История. В связи с пересмотром планов Ставки ВГК на применение авиации в боевых действиях и со сосредоточением авиационных частей и соединений в составе воздушных армий 14 июня 1942 года были расформированы ВВС 3-й ударной армии. Управление ВВС 3-й ударной армии обращено на формирование 211-й ближней бомбардировочной авиационной дивизии. Командиром дивизии назначен полковник Архангельский П. П., который сформировал дивизию из молодых летчиков. Дивизия вошла в состав 3-й воздушной армии Калининского фронта.

Состав:

Управление.

128-й бомбардировочный авиационный полк. Период подчинения: с июня 1942 года по 4 ноября 1942 года.

527-й ближнебомбардировочный авиационный полк. Период подчинения: с 28 июня 1942 года по 26 октября 1942 года. Передан в состав резерва Ставки ВГК.

793-й бомбардировочный авиационный полк, переименован из 201-го «А» бомбардировочного авиационного полка. Период подчинения:  с 25 июня 1942 года по 25 августа 1942 года. Расформирован.

930-й ночной легко-бомбардировочный авиационный полк. Период подчинения: с 20 декабря 1942 года по 6 января 1943 года, вошел в состав 211-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии.

72-й батальон аэродромного обслуживания.

111-й батальон аэродромного обслуживания.

За период с июня по ноябрь 1942 года дивизия, действуя на ржевском направлении Калининского фронта, участвуя в Ржевской битве выполнила 142 вылета на разведку и 1263 вылета на бомбардировку войск и техники противника, сбила 23 самолёта противника в воздухе; повредила 21 аэродром; уничтожила: подвод −21, складов с боеприпасами — 32, железнодорожных вагонов — 282, железнодорожных депо −1, танков — 32, орудий — 7, переправ — 2, живой силы — 735, точек ПВО −67, ДЗОТов — 16, автомашин с грузами — 202, зданий — 85.

Дивизия базировалась на аэродромах Залазино, Выдропужск и Будово Калининской области. Для прикрытия аэроузла придавались силы от 728-го истребительного авиаполка на самолётах И-16.

В августе из состава полка выбыл 793-й бомбардировочный авиационный полк. Дивизия выполняла боевую задачу силами двух полков. В результате кровопролитных боев на ржевском направлении к 17 октября 1942 года в дивизии осталось 4 самолёта Пе-2 (2- 128-й бап и 2 — 527-й ббап) и 1 ДБ-3 (527-й ббап), 12 боеготовых экипажей.

28 октября 1942 года дивизия передала 11 самолётов Пе-2 и Пе-3 11-му отдельному разведывательному авиационному полку.

В конце декабря дивизия пополнена 930-м ночным легко-бомбардировочным авиационным полком на самолётах По-2. Полк сформирован в начале июля 1942 года по ходатайству Центрального комитета ВЛКСМ. Авиаторы-комсомольцы летали в ближайшие тылы противника, уничтожали эшелоны с войсками и грузами противника, срывали его движение по железнодорожным и шоссейным дорогам, сметали мосты и переправы. За ночь каждому экипажу приходилось делать по 8-10 вылетов. Узнав о боевых делах летчиков-комсомольцев, молодежь Татарии, где формировалась часть, решила шефствовать над этим полком. В августе 1942 года шефы прислали свой первый подарок — 6 новых самолётов По-2, построенных на личные сбережения комсомольцев и молодежи Татарской АССР.

В полк прибыла делегация комсомольцев Татарской АССР. На торжественном митинге гости передали авиаторам ещё 20 самолётов По-2, на фюзеляжах которых были надписи: «Кзыл Татарстан», «Комсомол Татарстана», «Казанский комсомолец», «Зеленодольский комсомолец», «Пионер Татарии». Полку было передано Красное знамя областного комитета ВЛКСМ. Полк в боевых документах именовался как 930-й комсомольский нбап.

В Действующей Армии: с 14.06.1942 года по 6.01.1943 года.

6 января 1943 года дивизия переименована в 211-ю ночную бомбардировочную авиационную дивизию.";

Командование.

Командир:

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ПЁТР ПЕТРОВИЧ, полковник (генерал - лейтенант авиации). Личная страница на портале “ВИКИПЕДИЯ”: https://clck.ru/35oZb9 ;

- 11 отдельный разведывательный авиационный Витебский Краснознамённый ордена Кутузова полк: 

               "История. В связи с пересмотром планов Ставки ВГК на применение авиации в боевых действиях и со сосредоточением авиационных частей и соединений в составе воздушных армий 14 июня 1942 года были расформированы ВВС 3-й ударной армии. Управление ВВС 3-й ударной армии обращено на формирование 211-й ближней бомбардировочной авиационной дивизии. Командиром дивизии назначен полковник Архангельский П. П., который сформировал дивизию из молодых летчиков. Дивизия вошла в состав 3-й воздушной армии Калининского фронта.

Командование.

Командиры (поисковик Геннадий Чернаков: уточнение дат рождения и смерти, воинских званий, ссылок на личные страницы)::

ИВАНОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1906, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Курляндская губерния, Двинский уезд, уездный город Двинск - 21.08.1942, погиб в авиационной катастрофе), майор, период командования: 19.07.1942 года - 21.08.1942 года. Погиб в авиационной катастрофе. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/ivanovskiy-vasiliy-dmitrievich 

МАРШАЛКОВИЧ СЕМЁН САВЕЛЬЕВИЧ (10.08.1907, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Киевская губерния, Уманский уезд, Подвысокская волость, местечко Торговица - 22.04.1988), майор (полковник), период командования: 21.08.1942 года - 10.1942 года. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/marshalkovich-semen-savelevich

ЛАУХИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (19.12.1908, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Орловская губерния, Елецкий уезд, уездный город Елец - 7.09.1988), майор (полковник), период командования: 4.11.1942 года - 06.1944 года. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/lauhin-nikolay-ivanovich-2 

МАРТЬЯНОВ ГЕОРГИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (23.04.1910, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Херсонская губерния, Херсонский уезд, Ново-Воронцовская волость, село Воронцовка - 15.08.1958, уволен, в отставку), майор (полковник), период командования: 06.1944 года - 05.1945 года. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/martyanov-georgiy-alekseevich 

Военный комиссар - заместитель командира по политической части:

ВИСЯГИН СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ (15.09.1906, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Орловская губерния, Кромский уезд, Колкская волость, село Бельдяжки - 12.01.1955, уволен, в запас), майор (подполковник), период в должности: 19.07.1942 года - 05.1945 года. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/visyagin-sergey-petrovich 

Начальники штаба:

ДРОБЫШЕВ ВАСИЛИЙ ЛАВРЕНТЬЕВИЧ (18.03.1908, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Кубанская область, Кавказский отдел, хутор Романовский (в н. вр. г. Кропоткин) -  4.05.1947, погиб), майор (полковник), период в должности: 19.07.1942 года - 1944 год. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/drobyshev-vasiliy-lavrentevich  

РЯЗАНОВ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (18.02.1911, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Казанская губерния, губернский город Казань - 18.06.1977), майор (подполковник), период в должности: 08.1944 года - 05.1945 год. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/ryazanov-yuriy-mihaylovich-2  

В Действующей Армии: с 19.07.1942 года по 9.05.1945 года (1026 дней). Перечень №12.

                 "История. Сформирован в августе 1942 г. в составе 3 ВА на базе 3 одраэ, насчитывавшей 3 Пе-2 и 8 экипажей. Кроме того, в формирующийся полк была включена эскадрилья 506 бап - 9 Пе-2 с экипажами, а в ноябре 1942 г. в состав полка включили еще и 320 ораэ. По состоянию на 15.11.42 г. полк располагал 28 Пе-2.

С августа 1942 до конца сентября 1943 г. полк действовал с аэродрома Колпачки. Принимал участие во Ржевско-Вяземской, Великолукской, Духовщинско-Демидовской и Смоленско-Рославльской наступательных операциях.

В конце сентября 1943 г. полк перелетел с аэродрома Колпачки на аэродром Паньково (25 км сев. Велижа).

В июле 1944 г. за отличия в боях за освобождение Витебска полку присвоено почетное наименование Витебский.";

2. Фотографии:

- личные подполковника РЯЗАНОВА Ю. М. (“ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945”: http://surl.li/lszqw );

- Пе-2, советский пикирующий бомбардировщик, материальная часть 11 отдельного разведывательного авиационного Витебского Краснознамённого ордена Кутузова полка ("Военный альбом": https://waralbum.ru/52104/ ); информация о фотографии: время съемки 08.06.1944, автор Григорий Чертов; источник информации о фотографии rgakfd.altsoft.spb.ru:

авторское описание: “Бомбардировщики Пе-2 летят на боевое задание в районе Карельского перешейка.”;

- 11 орап (“ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ”: http://ava.org.ru/rap/11.htm ):

авторское описание:

“11 орап. 1942 г., октябрь. Вернувшийся на аэродром, тяжело поврежденный самолет-разведчик Пе-2Р (заводской номер - 2720, завод № 135 в г. Иркутск). Экипаж: командир старший лейтенант Батовский Михаил Филлипович, стрелок-радист старший сержант Яковлев Никита Хрисанфович, штурман звена старший лейтенант Шамин Николай Сергеевич.”;

“11 орап. Экипаж старшего лейтенанта Шинкарёва П. (в центре), у самолёта Пе-2.”; 

“11 орап. Надпись на борту Пе-2: «Построен на средства экипажа Янкова, Мартусова, Кожевникова.». Экипаж: командир старший лейтенант (полковник) Янков Алексей Иванович (30.05.1920 - 5.02.1963, уволен в запас), стрелок-радист Мартусов Афанасий, механик Кожевников Николай.”; 

“11 орап. Надпись на борту Пе-2: «Построен на средства экипажа Янкова, Мартусова, Кожевникова.». Экипаж: командир (второй справа) старший лейтенант (полковник) Янков Алексей Иванович (30.05.1920 - 5.02.1963, уволен в запас), стрелок-радист Мартусов Афанасий, механик Кожевников Николай.”; Самолёт (заводской номер 5/345, завод № 22 г. Казань) был получен полком летом 1944 г. и довоевал до Победы.”;

“11 орап. 1944 г. Самолёт Пе-2Р с тактическим номером 10.”;

“11 орап. Самолёт Пе-2,  с белым тактическим номером 2, командира 2 авиационной эскадрильи Леонова Алексея Николаевича.”; 

“11 орап. 1945 г., февраль. У самолёта Пе-2 экипаж: командир Волков Анатолий Петрович (в центре), штурман Москаленко Александр Иванович (слева), стрелок - радист Глазков Василий Георгиевич (справа).”;

3. Харьковское военное авиационное училище лётчиков - наблюдателей и штурманов ("Авиаторы Второй мировой": http://allaces.ru/sssr/struct/scool/vashkharkov.php ; “Проза.ру”, автор, Савончик Владимир: https://proza.ru/2021/08/30/1474 ):

4. “Список потерь 11 отдельного разведывательного авиационного Витебского Краснознамённого полка”. Полная версия, с дополнениями, на личной странице майора (полковника) ЛАУХИНА Н. И. на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/lauhin-nikolay-ivanovich-2 .

Регион Республика Татарстан
Воинское звание Подполковник.
Населенный пункт: Казань
Воинская специальность Начальник штаба 11 отдельного разведывательного авиационного Витебского Краснознамённого полка, 3 Воздушной Армии, 3 Белорусского фронта.
Место рождения Российская империя, Казанская губерния, губернский город Казань.
Годы службы 1931 1960
Дата рождения 18.02.1911
Дата смерти 18.06.1977

Документы

Наградной лист на орден "ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" 2 СТЕПЕНИ.

Наградной лист на орден "ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" 2 СТЕПЕНИ.

Наградной лист на орден "ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" 2 СТЕПЕНИ.

Наградной лист на орден "ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" 2 СТЕПЕНИ.

Строка в наградном списке на награждение орденом "КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ".

Строка в наградном списке на награждение орденом "КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ".

Наградной лист на орден "КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ".

Наградной лист на орден "КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ".

Строка в наградном списке на награждение орденом "АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО".

Строка в наградном списке на награждение орденом "АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО".

Наградной лист на орден "АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО".

Наградной лист на орден "АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО".

Наградной лист на орден "АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО".

Наградной лист на орден "АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО".

Фотографии

Подполковник РЯЗАНОВ Ю. М.

Подполковник РЯЗАНОВ Ю. М.

Подполковник РЯЗАНОВ Ю. М.

Подполковник РЯЗАНОВ Ю. М.

Пе-2, советский пикирующий бомбардировщик, материальная часть 11 орап.

Пе-2, советский пикирующий бомбардировщик, материальная часть 11 орап.

11 орап. 1942 г., октябрь. Тяжело поврежденный самолет-разведчик Пе-2Р. Экипаж: командир ст. л-нт Батановский М. Ф., штурман ст. л-нт Шамин М. С., стр.-радист ст. с-нт Яковлев Н. Х.

11 орап. 1942 г., октябрь. Тяжело поврежденный самолет-разведчик Пе-2Р. Экипаж: командир ст. л-нт Батановский М. Ф., штурман ст. л-нт Шамин М. С., стр.-радист ст. с-нт Яковлев Н. Х.

11 орап. Экипаж старшего лейтенанта Шинкарёва П. (в центре), у самолёта Пе-2.

11 орап. Экипаж старшего лейтенанта Шинкарёва П. (в центре), у самолёта Пе-2.

11 орап. Надпись на борту Пе-2: «Построен на средства экипажа Янкова, Мартусова, Кожевникова.» Экипаж: командир ст. л-нт Янков А. И. стр.-радист Мартусов А., механик Кожевников Н.

11 орап. Надпись на борту Пе-2: «Построен на средства экипажа Янкова, Мартусова, Кожевникова.» Экипаж: командир ст. л-нт Янков А. И. стр.-радист Мартусов А., механик Кожевников Н.

11 орап. Надпись на борту Пе-2: «Построен на средства экипажа Янкова, Мартусова, Кожевникова.» Экипаж: командир (2-ой спр.) ст. л-нт Янков А. И. стр.-радист Мартусов А., механик Кожевников Н.

11 орап. Надпись на борту Пе-2: «Построен на средства экипажа Янкова, Мартусова, Кожевникова.» Экипаж: командир (2-ой спр.) ст. л-нт Янков А. И. стр.-радист Мартусов А., механик Кожевников Н.

11 орап. 1944 г. Самолёт Пе-2Р с тактическим номером 10.

11 орап. 1944 г. Самолёт Пе-2Р с тактическим номером 10.

11 орап. Самолёт Пе-2, с белым тактическим номером 2, командира 2 авиационной эскадрильи Леонова Алексея Николаевича.

11 орап. Самолёт Пе-2, с белым тактическим номером 2, командира 2 авиационной эскадрильи Леонова Алексея Николаевича.

11 орап. 1945 г., февраль. У самолёта Пе-2 экипаж: командир Волков А.П. (в центре), штурман Москаленко А. И. (слева), стрелок - радист Глазков В. Г. (справа).

11 орап. 1945 г., февраль. У самолёта Пе-2 экипаж: командир Волков А.П. (в центре), штурман Москаленко А. И. (слева), стрелок - радист Глазков В. Г. (справа).

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: