Дмитрий
Иосифович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
1923 г.р., участник Великой Отечественной войны. , старший разведчик 200-го минометного полка 9-ой артиллерийской дивизии 3-го Украинского фронта. Кавалер ордена Отечественной войны 1 степени, медалей - "За отвагу", "За боевые заслуги" и 14 юбилейных. Инвалид ВОВ 2-й группы. Член Союза театральных деятелей России.
Заслуженный артист России, многолетний главный режиссер Новомосковского государственного драматического театра
Боевой путь
От Москвы до Вены
Воспоминания
Рудник Д.И.
Так случилось, что за все военные длинные дни и месяцы у меня лично не было встреч с профессиональным искусством. Вероятно, это не произошло потому, что по подсчетам военкома (когда мне определяли пенсию) я два с половиной года был непосредственно на передовой. А профессиональные коллективы - фронтовые бригады, ансамбли и театры - приезжали чаще всего в те соединения, которые находились подальше от фронта: авиационные части, полки на переформировании, резервные подразделения или госпитали. А мне вот не повезло: на моем фронтовом пути такого не произошло - к нам никто не приезжал. Зато в мае 1945 года...Воспоминания о таких встречах с высочайшими явлениями искусства и возникают, когда я вижу свою фотографию...
В австрийскую столицу я попал в полуразбитую, так как в Вене шли очень сильные бои...
Красивейшее место - Дунайский канал - практически было все разворочено: набережные, мосты, дома - все разбито, именно на канале особенно ожесточенно воевали. Интересная вещь была в Вене. Мне было поручено организовать вечер, посвященный Победе. Понятно что было это в мае 45-го года. Наша часть стояла в пригороде Вены в здании католического госпиталя (я и сфотографирован у его ограды); это местечко на¬зывается Гительдорф, и оно по существу продолжает центральную улицу Вены - Мариенхильфштрассе. Там в маленьких домиках с палисадничками зелеными жила вся интеллигенция венская.
"Венцы” - особый народ. Австрийцы - это австрийцы, а они - из Вены, «венцы» - и это чувствуется. Шарм у них какой-то, что ли, особый. Их, как и одесситов, ни с кем не спутаешь...
Вся Вена сидела на голодном пайке, там за буханку хлеба можно было купить все, что угодно. Немцы все склады из Вены вывезли, а которые не успели вывезти - сожгли. Венцы буквально умирали с голода (это мои такие впечатления). Мы их без конца под¬кармливали без конца. Ведь как было: стоит солдатская кухня, и прежде, чем наших бойцов накормить, надо было дать поесть ребятишкам венским, которые рядом стоят и глазеют, на это же смотреть спокойно нельзя... Вот мы их накормим, а потом сами садимся кушать. Только так. Как раз в ночь на 9-е мая я был дежурным, как вдруг прибегает радист: "Bcel Капитуляцию подписали ". Нас охватила такая радость... Начали стрелять в воздух - шум, гром, крики...И вот так случилось, что мне сказали-приказали; "Надо организовать вечер!” А я к тому времени многих знал горожан, музыкантов, например. Дело в том, что мне при комендатуре приходилось заниматься вопросами распределения на работу, говорили: «Ты артист, умеешь обращаться с людьми... «Кроме того, я абсолютно свободно говорил на немецком языке, мне не представляло труда свободно обращаться ко всем по-немецки, за что спасибо преподавателю немецкого языка 635-й московской школы Альбертине Александровне Элькстрем. Когда был разведчиком, то, например, я лежал в кювете, проезжали немецкие обозы, а я слушал, что они говорят, и из этого делал заключение, где что расположено; сутками мог так лежать и слушать.
Как я уже сказал, меня знали в этом пригороде. Выполняя праздничное задание, я объехал и обежал все эти домики с палисадничками зелеными, объяснял все, давал заверения. Я носился так, что пообедать было некогда, заходил к себе, выпивал кружку вина и бежал дальше к своим заботам - к домикам, к музыкантам. Обращался к ним с просьбой участвовать в концерте, они соглашались. Мы музыкантов кормили, и они не знали, как нас за это благодарить: «Хорошо. Пришлите за нами машину». Они все здорово отрепетировали, мы прислали машину, они погрузили инструменты и приехали. А собрал я музыкантов великолепнейших, очень хорошо сыгранный оркестр: это же Вена, столица музыки. Оркестр исполнял произведения Бетховена, Моцарта, Штрауса - высочайшую классику. А какой уровень исполнения! Я смею такое утверждать, ибо с му¬зыкой я был достаточно хорошо знаком. Дело в том, что мой отец когда-то учился в Киевской консерва¬тории, которую вынужден был оставить из-за смерти своего отца, но душа музыканта у него осталась навсегда. Мой дядя - Теодор Гутман, знаменитый пианист, хотел и меня учить музыке, но я поленился и до сих пор себя за это ругаю: в моей режиссерской профессии мне бы это очень пригодилось. Поэтому посещение филармонических концертов воспринималось в нашей семье как само собой разумеющееся.
Тот майский венский грандиозный концерт организовывался для наших советских солдат, праздновавших Победу. Наверное, приходило и местное население - ведь концерт проходил во дворе госпиталя, целого ансамбля католических зданий, - звучание было грандиозное.
Что было потом, после всего этого - не помню, помню только, что я пришел, сел писать письмо:
«Дорогие родители!
Спешу сообщить вам, что я жив-здоров,
война кончилась, с чем вас и поздравляю. 9 мая.»
Мой товарищ Вася спрашивает; Дима, а ты какое число пишешь?
Девятое!
Ты что! Сегодня уже 12-е!..
Да, вот так я закрутился - поскольку вся непосредственная организация всего праздника в целом - не только культурной его части (а оркестр выступал с различной программой несколько раз), но и застолье - устраивание банкета с привозом продуктов и поваров, - было на мне. Командовал организацией праздничных мероприятий, естественно, начальник тыла, а не гвардии старший сержант Рудник, но делал все я.