Ручкин Леонид Николаевич
Ручкин
Леонид
Николаевич
Капитан 12-го Краснознаменного истребительного авиаполка ВМС / Летчик-истребитель морской авиации
12.12.1916 - 19.10.1984

История солдата

Переведённая в электронный вид статья «ОРЛИНЫЕ КРЫЛЬЯ» взятая из газеты «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» за 25 июня 1975 года.

 

Горячее комсомольское сердце Леонида Ручкина рвалось в небо. Он с детства мечтал стать летчиком и покорять небесные высоты. И этой заветной мечте суждено было сбыться. Его приняли на учебу без отрыва от производства в Ростовский областной аэроклуб.

И вот наступил долгожданный день самостоятельного вылета…

Областная газета «Молот» в статье «Героический полет» писала:

«В знойный августовский день 1937 г. Неожиданный случай оказался серьезным экзаменом для молодого пилота. Явившись рано утром на аэродром, курсант Ручкин получил задание совершить самостоятельный полет в зону. Плавно оторвавшись от земли, самолет набрал высоту. Было безветренно и безоблачно. Леонид чувствовал себя превосходно. Он видел большой, красивый, цветущий город. Но вдруг самолет затрясло и бросило вниз. На высоте 950 метров с мотора сорвался винт вместе с носком вала. Самолету грозила гибель. Но Ручкин не растерялся и показал себя смелым и находчивым пилотом, умеющим найти выход из самого серьезного положения. Выключив мотор, он начал планировать. Доведя самолет до аэродрома, Леонид смело повел его на снижение и блестяще посадил машину на летное поле аэродрома.

Начальник Ростовского аэроклуба батальонный комиссар тов. Греков в специальном приказе вынес комсомольцу тов. Ручкину благодарность за проявленное им мужество и находчивость».

Став инструктором – летчиком, Леонид Ручкин со всей присущей ему энергией отдается делу подготовки курсантов аэроклуба, одновременно продолжает совершенствовать свое личное летное мастерство.

И снова о нем пишет областная газета «Молот»:

«23 мая 1938 г. инструктор – летчик Ростовского аэроклуба комсомолец Леонид Ручкин вылетел с учлетом т. Лебедевым в учебный полет.

Неожиданно на высоте 180 метров с мотора сорвало цилиндр. Сорвавшийся с мотора цилиндр к тому же разбил пропеллер. Леонид Ручкин немедленно принял управление самолетом. Казалось, что катастрофа неминуема. Однако, несмотря на серьезность положения, летчик не растерялся. Проявив исключительное хладнокровие и выдержку, он совершенно спокойно убрал газ, выключил зажигание, перекрыл бензиновый кран и пошел на посадку…».

На исходе 1939 год. На счету инструктора – летчика уже десятки подготовленных им пилотов. Это боевой резерв нашей военной авиации, которая особенно росла в предвоенные годы. Страна усиленными темпами укрепляла свою боевую авиационную мощь, чувствуя неизбежность столкновения с фашизмом.

Горячий патриот своей родины, комсомолец Ручкин вместе с последней группой подготовленных им в Ростовском областном аэроклубе пилотов в октябре 1939 года добровольно поступает на учебу в Ейское авиационное военно – морское училище, которое успешно оканчивает в октябре 1940 г. Так он стал военным летчиком – истребителем морской авиации.

…Осень 1944 года. Войска Ленинградского и Прибалтийского фронтов во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом завершают освобождение Советской Прибалтики от немецких оккупантов. Враг оказывает отчаянное сопротивление на подступах к столице Советской Латвии – Риге. Создав на узком перешейке (2,5 – 3 км) полуострова Сырве (Церель) глубоко эшелонированную оборону, он препятствует проходу наших кораблей в Рижский залив.

Оценив сложившуюся обстановку, командование Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота приняло решение нанести мощный торпедный удар с воздуха по кораблям противника и тем самым обеспечить дальнейшую операцию по ликвидации крупной вражеской группировки войск на полуострове Сырве.

В небо взмывает четверка летчиков – истребителей 12-го Краснознаменного истребительного авиаполка ВМС, возглавляемая опытным и мужественным командиром старшим лейтенантом Леонидом Ручкиным. К этому времени бывший воспитанник Ростовского аэроклуба стал настоящим советским асом. Отважного воина – комсомольца на ближайшем партсобрании части готовились принять в ряды Коммунистической партии.

…Морозное ноябрьское утро. Две пары «ЯК-9», возглавляемые старшим лейтенантом Ручкиным, маневрируя, летят над водами Балтийского моря, зорко следят за небом, морем и землей. Впереди, внизу рокочут тяжело нагруженные мощными торпедами самолеты – торпедоносцы.

Позади осталась линия фронта на перешейке полуострова Сырве. Все ближе вражеские корабли, ведущие бешеный огонь по нашим сухопутным войскам.

Торпедоносцы вышли на рубеж атаки с бреющего полета, изготовившись нанести так называемый «топмачтовый удар». Но не дремал и враг. Заметив смертельную для себя опасность с воздуха, вражеские корабли прекратили обстрел позиций наших войск, сосредоточили всю мощь своего огня на пути атаки торпедоносцев, пытаясь разбить их строй и сорвать прицельную торпедную атаку. Но атака торпедоносцев была неотвратимой. От прямых попаданий торпед разбились на части и затонули два вражеских эсминца, прикрывавшие собой линкор, и серьезно поврежден флагманский тяжелый крейсер.

Над морем бушевал сплошной огонь от артиллерийской канонады и взрывов торпед. Вражеские корабли вызвали себе на помощь истребителей. И вот их первая волна: 18 машин против нашей четверки «ЯК-9».

Первая атака была всей четверкой, и она увенчалась успехом – два вражеских самолета камнем ушли в морскую пучину. Но обстановка боя накалялась с каждой минутой. Чтобы не оставлять без непосредственного прикрытия наши торпедоносцы, Ручкин приказывает ведущему второй пары «ЯК-9» лейтенанту Парафиенко следовать за торпедоносцами, а сам со своим ведомым связывает боем вражеские «фокке – вульфы».

Огненная карусель длилась долго – до последних запасов горючего и боеприпасов. В бою со стороны врага участвовало около 30 истребителей.

Один за другим падали в морскую пучину вражеские «фокке – вульфы» от меткого огня наших мужественных летчиков, ведущих неравный бой с превосходящими силами врага. Но и у Ручкина был сбит ведомый. На его машине огнем вражеских самолетов была выведена из строя радиостанция, повреждена тяга рулевого управления самолета, на исходе боеприпасы и горючее. Но отважный сокол продолжает драться с фашистскими стервятниками до последней возможности, мстя за погибшего товарища.

В этом неравном жестоком воздушном бою Ручкин лично сбил шесть вражеских самолетов. Задача была выполнена блестяще.

После смертельной схватки с врагом старший лейтенант Ручкин почти с сухими бензобаками и без единого снаряда приземлился на промежуточный аэродром соседней авиачасти. До своего аэродрома горючего не осталось.

Пока солдаты аэродромного обслуживания заправляли самолет горючим и боеприпасами, Леонид снял с себя мокрые от пота китель и свитер.

Один из пожилых солдат подошел к Леониду и с восхищением произнес:

- Да, товарищ старший лейтенант, наверное, крепко пришлось поработать вам сегодня?

- Война, дорогой товарищ, - тяжкий труд для человека, - с усталой улыбкой ответил ему Леонид.

В этот же день на партийном собрании комсомольца Леонида Ручкина приняли в ряды Коммунистической партии.

…Отгремели бои Великой Отечественной. Капитан Ручкин продолжал службу в истребительной авиации, передавая свое боевое мастерство молодым летчикам. В конце 1949 г. по состоянию здоровья он вынужден был уйти в запас, но не расстался с авиацией. В своем родном Ростовском аэроклубе ДОСААФ он вплоть до 1965 г. учил летному мастерству молодежь.

Леонид Николаевич Ручкин трудится и по сей день в системе Госстандарта СССР. К его боевым наградам добавилась еще одна правительственная награда – медаль «За трудовую доблесть».

 

Гвардии полковник запаса Ф. ГЕТМАНСКИЙ.

Регион Ростовская область
Воинское звание Капитан 12-го Краснознаменного истребительного авиаполка ВМС
Населенный пункт: Ростов-на-Дону
Воинская специальность Летчик-истребитель морской авиации
Место рождения Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону
Годы службы 1937 - 1949
Дата рождения 12.12.1916
Дата смерти 19.10.1984

Боевой путь

Место призыва г Ростов-на-Дону
Дата призыва 1940
Завершение боевого пути Берлин

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: