Николай
Емельянович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Рожков Николай Емельянович родился в 1922 году, в с. Григорьевка, Таманского района, Пензенской области. Отец его был служащим, а мать домохозяйкой. В 1939 году Николай Емельянович окончил неполную среднюю школу в с. Григорьевка и поступил на работу счетоводом в колхоз «Революции».
Из заметок прадеда, я узнал, что в армию он был взят 18 августа 1941 года и был направлен в г. Вольск Саратовской области в Вольскую военную школу авиационных механиков. Николай Емельянович приступил к обучению с 1 сентября 1941. А 3 июня 1942 стены школы покинул мой прадед.
Николая Емельяновича, совместно с группой выпускников-автомехаников, направили в Подмосковье, где ,на тот момент, формировался 943 штурмовой авиационный полк.
943штурмовой авиационный полк, будучи готов к перелету, взял курс на Ленинград. Первым местом дислокации стал аэродром Парголово. 943 авиационный полк вошел в состав 277 штурмовой авиационной дивизии 13 воздушной армии. На тот момент в дивизии уже были задействованы 3 полка: 566, 999, 15 г.в.
Полк состоял из 3 эскадр по 9 самолетов и звено управления 3 самолета.
Из воспоминаний прадеда: «И началась боевая работа летчиков по обороне блокадного Ленинграда. Каждый вылет был просто необходим, надо было ежедневно подавлять дальнобойные орудия врага, обстреливающие Ленинград.» Главной задачей Николая Емельяновича было содержать самолет в полной готовности к боевому вылету.Наступил январь 1944 года, и блокада Ленинграда была снята. Николай Емельянович был награжден медалью « За оборону Ленинграда».
По завершению операции по снятию блокады Ленинграда, 277 штурмовая авиационная дивизия, а вместе с ней и 943 штурмовой авиационный полк, были переброшены под город Выборг, где участвовала в разгроме немецко-финских войск. Далее боевой путь моего прадеда пролег через Эстонию, Латвию, Литву и вот наконец-то Восточная Пруссия……….. 28 сентября 1944 года мой прадед был награжден медалью «За боевые заслуги», обеспечив 102 боевых вылета и проведя 5 восстановительных и 27 полевых ремонтов.
Последний боевой вылет летчик Николая Емельяновича совершил 3 мая 1945 года. Целью вылета было подавление надводных средств противника. Самолет был подбит, получил множество повреждений и был вынужден сесть на аэродром Хайлигенба́йль. На данном аэродроме, в то время, базировался французский полк Нормандия-Неман. Прадед был доставлен к самолету и получил приказ его восстановить, что и сделал в кротчайшие сроки.
Именно, будучи на аэродроме Хайлигенба́йль, в ночь с 7 на 8 мая, Николай Емельянович узнал новость о окончании войны!