Рославцев Иосиф Стефанович
Рославцев
Иосиф
Стефанович
командир орудия / шофер
Дата рождения: 23.06.1922

История солдата

Рославцев Иосиф Стефанович родился 23 июня 1922 года, рос и воспитывался в детском доме города Костиковичи Могилевской области Беларусской ССР, потому о его семье нам ничего не известно. Сам он рассказывал, что в детдоме закончил 7 классов, затем при поддержке директора близлежащего совхоза окончил курсы, получив специальность «Шофер», которая осталась с ним на всю жизнь.  Ушел на войну в возрасте 19 лет в составе 769 отдельного автотранспортного батальона.  Сначала водитель в артиллерийской дивизии, а затем наводчик батареи, командир орудия – он прошел всю войну от начала и до конца. На его счету не один подбитый и уничтоженный вражеский танк, миномет, боевой расчет. Он участвовал в боях за Ленинград в составе войск Второй ударной армии. Сначала доставлял боеприпасы и провиант под обстрелом по «дороге жизни» Ладожского озера, а затем, отправив машиной гражданских, остался на защите города, за что был награжден медалью «За оборону Ленинграда».  

В январе сорок второго был переведен в 131 стрелковую дивизию, впоследствии ставшую 131 Ропшинской Краснознаменной стрелковой дивизией. В составе 131 дивизии, будучи наводчиком 2-4 батареи 182 отдельного истребительного противотанкового артиллерийского дивизиона, принимал участие в Ропшинской операции. 15 марта 1944 года дивизия в боевом порядке готовилась к наступлению под Нарвой, когда внезапно попала под автоматный и минометный обстрел вражеских подразделений. Огонь велся из леса. Прадедушка в тот момент находился возле орудия и, будучи наводчиком, открыл беглый огонь прямой наводкой по врагу. В результате не только дал возможность перегруппироваться и сократить потери, но и уничтожил группу автоматчиков (15 гитлеровцев) и миномет врага.  За проявленное мужество был награжден медалью «За отвагу». 

Бои за Ропшу, защита Ораниенбаумского плацдарма, форсирование Нарвы, - это малая толика его героического вклада в Великую Победу.

17 марта под артиллерийским минометным огнем противника уничтожил два вражеских танка и пулемет с расчетом. За проявленное мужество и отвагу в звании ефрейтора был награжден Орденом Славы III степени. Морем, не рекой  казалась Нарва тем, кто 24 июля 1944 года  форсировал ее на плотах. Иосиф, тогда  командир орудийного расчета, вместе с боевыми товарищами под автоматным и минометным огнем прорывался на другой берег, чтобы не только закрепиться, но и, открыв огонь, подавить атаку противника, дать возможность нашим войскам пехоты наладить переправу и перейти в наступление. Ночь, взрывы снарядов вокруг, гибнущие товарищи, идущие на дно орудия не убили надежду, не погасили упорство и стремление к победе.  Он первым переправился на западный берег Нарвы, закрепился и развернул огонь. А 25 июля огнем из своего орудия прадедушка уничтожил вражеский дзот и перенес огонь на вражеских автоматчиков, мешавших переправиться нашей пехоте. Уничтожение вражеских боевых расчетов дало ту необходимую толику времени пехоте на переправе. Прадедушка был награжден Орденом Славы II степени.

Не миновали прадедушку и контузия, и ранение, но он, невзирая на рекомендации врачей госпиталя,  добился возвращения на фронт в свою часть и вместе с ней упорно шел к Победе. Уже после окончания войны его найдут и другие награды: Медаль «За победу над Германией», «Медаль Жукова», -  некоторые через много лет – Орден Отечественной войны II  степени.

По окончании войны прадедушка поступил в Подольское артиллерийское училище, эвакуированное в Ташкент, служил командиром орудия в 220 пуш. артиллерийском полку. Но стезе военного предпочел гражданскую жизнь и 28 ноября 1946 года демобилизовался.

Но и в мирной жизни  кавалер двух орденов славы не представлял себя в стороне от дел. Работал на кирпичном заводе в Таджикистане водителем самосвала, затем много лет  проработал водителем кареты скорой помощи в республиканской поликлинике №4 и изо дня в день преумножал свою боевую славу трудовой.

Когда отары баранов Харангонского колхоза стали гибнуть на высокогорных пастбищах от недостатка соли, ему, как самому опытному водителю, доверили пробиться по скально-грязевому бездорожью к местам выпаса. ЗИС-5, загруженный солью, прадедушка и несколько помощников почти неделю пробивались по бездорожью от кишлака Чорбак к местам выпаса, порой практически на руках вынося автомобиль. Но стратегический груз ценой немалых усилий был доставлен, отары спасены от падежа, а народное хозяйство страны от значительных убытков.

За трудовые заслуги он был награжден Почетной грамотой УК компартии Таджикистана и орденом «Знак Почёта».

Умер дедушка в 1999 году, но память о нем хранится в нашей семье и передается из поколения в поколение.

Пока мы помним прошлое, пока осознаем цену Великой Победы -   у нас есть будущее!

Регион Оренбургская область
Воинское звание командир орудия
Населенный пункт: Орск
Воинская специальность шофер
Место рождения Белорусская ССР, Могилевская область, г. Костиковичи
Годы службы 1941-1945
Дата рождения 23.06.1922

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: